Газета Спорт-Экспресс № 243 (3035) от 24 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

25 октября 2002

25 октября 2002 | Теннис

ТЕННИС

ST.PETERSBURG ОРЕN

Андрей ОЛЬХОВСКИЙ

В АВСТРАЛИИ ХОЧУ СПРОСИТЬ МАЙЛЗА,
ПОЧЕМУ ОН ОСТАВЛЯЕТ МЕНЯ БЕЗ РАБОТЫ

Евгений ФЕДЯКОВ

из Санкт-Петербурга

Поговорить с Андреем Ольховским я задумал еще до начала St. Petersburg Open вне зависимости от его результатов на этом турнире. Во-первых, мы давно не общались, а в этом году российский ветеран выиграл свои 19-й и 20-й титулы в паре. Во-вторых, совсем недавно руководство АТР объявило о серьезных реформах, которые оно намерено проводить в парном разряде начиная со следующего сезона. Поэтому интересно было узнать, что по этому поводу думает один из самых опытных парных игроков мира.

На интервью после победы над Михаилом Южным и Владимиром Волчковым, одержанной вместе со своим партнером шведом Саймоном Аспелином, Андрей пришел с ледяным бандажом на левом колене - три недели назад на "Кубке Кремля" дала о себе знать застарелая травма. Да и правая нога у него в Питере стала побаливать.

- А я-то хотел спросить, как вам играется в 36 лет?..

- Очень даже хорошо. Недавно в Вене мы с Аспелином были в полуфинале. А травмы - это рабочие моменты. Год заканчивается, и до начала следующего будет время подлечиться.

- Почему больше не выступаете с немцем Карстеном Браашем, с которым вы выиграли два турнира?

- Мы после этого потерпели поражения 6 раз подряд в первом круге, почувствовали, что перестали понимать друг друга на корте, и для обоюдного блага решили расстаться.

- Аспелин по уровню игры вас устраивает?

- В принципе да. Я сейчас не стремлюсь к каким-то сумасшедшим результатам. Нельзя ведь предсказать, когда моя нога будет в хорошем состоянии, а когда снова заболит. Подводить же партнера, который стремится быть в мировой десятке или двадцатке, не хочется. Саймон - хороший парень, и играет вполне нормально.

- Уходить не собираетесь?

- Не исключено, что в начале следующего года это произойдет. В Ассоциации теннисистов-профессионалов наметилась тенденция к тому, чтобы парный разряд, в котором я в основном играю, свести до минимума. В этом, считаю, заключается непрофессионализм руководства АТР, которое идет на поводу у директоров турниров. Те говорят, что пара не вызывает интереса у зрителей и соответственно не приносит никакого дохода. Но тогда надо начать как следует раскручивать парный теннис. Или договориться между собой платить звездам по 200 - 300 тысяч долларов не в качестве гарантийных за их приезд, а за победу в турнире или хотя бы за выход в финал. Это позволило бы сэкономить сумасшедшие деньги. Однако директора конкурируют друг с другом, и прийти к коллективному решению не могут. А вместо этого лезут не в свое дело.

- Почему не в свое?

- Потому что, к примеру, миллионный призовой фонд, собранный в Санкт-Петербурге, все равно передается Ассоциации теннисистов-профессионалов. Только она решает, кому и сколько платить. После реформы парный игрок на обычных турнирах будет получать уже даже не в 6 раз меньше одиночника, показавшего одинаковый с ним результат, а в 8 раз. И теннисистам, стоящим в парном рейтинге ниже 60-го места, придется завершать свои карьеры.

Могу привести наглядные цифры. 50-й парный игрок в мире зарабатывает примерно 100 000 долларов в год. Но не "чистыми". В среднем 25 процентов из этой суммы у него уходит на налоги. Кроме того, существуют другие расходы, в первую очередь - на авиабилеты. В результате после всех вычетов остается 20 - 30 тысяч долларов. Для простого российского человека это, наверное, довольно большие деньги. А по мировым стандартам - просто смешные. Подкидывать мяч богатым "чайникам" стоит сейчас 30 долларов в час. Если заниматься этим 5 раз в неделю по 4 часа, то получится 2 с половиной тысячи долларов в месяц и те же 30 тысяч в год. Но ведь надо понимать, что люди, которые играют в теннис профессионально, за свою недолгую карьеру теряют здоровье. Кроме того, у них нет ни другой специальности, ни образования. Поэтому за 10 - 15 лет они должны заработать на оставшуюся жизнь. А выступать в паре на высоком уровне становится бессмысленно. Поэтому мне обидно за теннис.

- А почему бы парникам не попробовать чаще играть одиночку?

- Потому что большинство из них не попадают на турниры АТР по рейтингу. Чтобы подниматься в классификации, надо опускаться на уровень "фьючерсов". Однако одиночникам в этом отношении теперь будут делать поблажки, поскольку директора турниров хотят, чтобы они чаще играли пару. При этом никто не задумывается о том, что те небольшие деньги, которые можно будет там заработать, не станут серьезным стимулом даже для среднего одиночника. Когда будет нужно, он все равно принесет пару в жертву.

В недавнем пресс-релизе исполнительный директор АТР Марк Майлз выразил свое удовлетворение тем, что парный разряд поддерживает достойный уровень в мужском профессиональном теннисе. Просто не понимаю, как можно говорить такое, сокращая, по сути дела, рабочие места конкретных людей. Это просто несовместимо с ролью руководителя АТР - организации, которая должна защищать интересы теннисистов и искать компромисс. Мне хочется взять этот пресс-релиз и на Открытом чемпионате Австралии в присутствии всех парных игроков сказать: "Этот человек лишает вас работы!"

Вообще этот процесс начался примерно 3 года назад. По большому же счету постепенное ухудшение жизни парных игроков произошло еще в 93-94 годах, когда им сократили оплату номеров в гостиницах. Сейчас одиночник за счет организаторов турнира может жить в отеле минимум 5 суток, а парника на следующий день после поражения выселяют.

- Как воспринимают изменения в регламенте одиночники?

- Просто помалкивают. Что и понятно. Кто будет спорить, если тебе обещают большие, чем сейчас, деньги! Ясно, что в таком индивидуальном виде спорта, как теннис, каждый сам за себя. Однако многие не понимают, что когда-то и они могут пострадать точно так же.

- А как вы относитесь к тому, что на протяжении нескольких месяцев в этом году в качестве эксперимента на турнирах АТР вместо третьего сета игрался удлиненный тай-брейк?

- Если бы подобные нововведения шли на пользу парному разряду, то только положительно. Но в Америке зрители такую формулу не восприняли, поскольку там привыкли смотреть полную игру, а не усеченную. Создается впечатление, что все эти эксперименты проводятся с одной целью - пустить людям пыль в глаза. Рекламы же паре как не было, так и нет.

- Вы уже решили, чем будете заниматься после окончания карьеры?

- Думаю, что останусь в теннисе. Буду кого-нибудь тренировать. Но кого конкретно и где именно, еще не решил. Такого суперпредложения, ради которого я бы завтра завершил карьеру, у меня пока нет.

РЕФОРМЫ АТР В ПАРНОМ РАЗРЯДЕ В СЕЗОНЕ-2003

1. Изменение процентных долей призовых в одиночном и парных разрядах от общего турнирного призового фонда.

Турниры

Сезон-2002 - 78/22

Tennis Masters Series

Сезон-2003 - 83/17

Остальные турниры

Сезон-2002 - 75/25

Сезон-2003 - 80/20

2. Сокращение количества пар в сетках турниров.

ПАРЫ В СЕТКЕ

Сезон-2002

Сезон-2003

32

24

28

24

24

16

16

16

3. Увеличение возможностей для участия в парном разряде сильных одиночных игроков. Например, в стандартную сетку из 16 пар 8 будут включаться с учетом только парного рейтинга, 5 - с учетом парного и одиночного рейтингов, еще 3 - благодаря wild card.