Газета Спорт-Экспресс № 240 (3032) от 21 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ШАХМАТЫ |
НЕ НАДО БУДИТЬ ДРАКОНА...
НА МАТЧЕ КРАМНИК - "ДИП ФРИТЦ" |
С Давидом БРОНШТЕЙНОМ |
Итак, в очередном матче Человек - Машина зафиксирована ничья. Чемпион мира по классическим шахматам Владимир Крамник не смог выиграть "по заказу" белыми заключительную, 8-ю партию у компьютерной программы "Дип Фритц". Судя по тому, как проходил последний раунд, человек устал и ничего уже не хотел. $ 800 000 не так уж сильно отличаются от $ 1 000 000, да и компаньонам из компании "Чесс Бейс" надо тоже дать немного заработать...
В 8-й партии компьютер своим феноменальным быстродействием как бы говорил сопернику: "Ты чемпион по шахматам с 7-часовым контролем? Ну-ну. А мне, претенденту на титул чемпиона среди роботов, твои 7 часов не нужны. Мы думаем быстро и сомнений не испытываем!" И хотя этот монолог придуман мной, суть происходившего в Бахрейне была именно таковой: искусственный мозг потратил что-то порядка... 15 секунд на воспроизведение начальных 15 ходов. И начиная с этого момента, на его мониторе высвечивалась такая оценка: "0,00". То есть, выражаясь языком людей, - "битая ничья". Соперники сделали еще 5 ходов, и кремниевый гроссмейстер немного подсластил пилюлю человеку, оценив "преимущество" чемпиона мира среди людей в... четверть пешки. Как вам это нравится - четверть пешки! Люди обычно пользуются расплывчатыми терминами типа "у белых поприятнее" или "у черных похуже". А тут четко: у вас есть одна четвертая часть пешки! Может ли утолить интеллектуальный голод четверть пешки? Нет. И Крамник не стал оттягивать приятный момент получения призового чека, предложив оператору "Глубокого Фритца" ничью, которую команда компьютера с удовольствием приняла. Ее вполне устраивала и сумма премиальных, и рекламная акция своей продукции. Да и "минус четверть пешки" есть "минус четверть пешки". Если человек будет "стоять", то киборг с шахматной программой будет выглядеть смешно: он не умеет "конструировать несуществующую тропинку в несуществующем лесу", как заметил в своих примечаниях к одной из выигранных Крамником партий наш комментатор на матче, прославленный отечественный гроссмейстер, вице-чемпион мира 1951 года и специалист № 1 по игре с компьютерами 78-летний Давид Бронштейн.
- Давид Ионович, еще четверть века назад в вашей книге "Прекрасный и яростный мир", написанной совместно с доктором философии Георгием Смоляном, вы не только предугадали то, что сейчас произошло в Бахрейне, но и заглянули за горизонт. Вы предсказали, что в будущем люди будут так программировать компьютеры, что они смогут играть и в стиле Морфи, и в стиле Таля, и в стиле Капабланки...
- Но самое интересное будет, когда программисты научат ваш компьютер играть в вашем собственном стиле! Представляете, что это будут за шахматы?!
- Представляю. Это будет игра компьютеров, которые не будут ошибаться, будут просчитывать миллиарды ходов в секунду и при этом проводить в жизнь ваши идеи. Но не скучно ли будет человеку наблюдать за такой игрой? Ведь он останется в стороне...
- Да, теоретически, наверное, возможно, что трассу "Формулы-1" вместо Михаэля Шумахера сможет пройти компьютер, ведь они уже умеют производить посадку больших самолетов. Однако интересно ли будет Шумахеру наблюдать за тем, как вместо него его болид ведет компьютер? Думаю, не интересно. Шахматы - это игра людей. Я повторяю в тысячный раз: компьютеры в шахматы не играют! Ведь процесс игры в шахматы для человека есть процесс размышления между ходами, процесс предвидения. А компьютер не думает между ходами, он видит на мониторе каждую позицию в отдельности, просматривает миллиарды положений, сравнивает их и выбирает лучший.
- Но так поступает и человек, только он просматривает и оценивает не миллиарды вариантов, а, скажем, два-три...
- Правильно, в чем-то компьютер похож на нас. Он набит нашими идеями, нашими партиями, нашей теорией дебютов. Но мы, в отличие от него, не можем пользоваться библиотекой во время игры, а он может. Не совсем честно, правда?
- Но со стороны не заметно, что компьютер жульничает. Все так внешне безобидно происходит. Однако раз человек принимает эти правила игры и идет на то, что его соперник будет "подсматривать в шпаргалку" во время партии, то, значит, нечего ему потом говорить: нечестно. Так?
- Конечно. Но не надо делать и чуда из игры с компьютером. Не только Каспаров и Крамник могут с ними сражаться за доской, а и любой гроссмейстер. В 12 Эгон-турнирах, которые организовывал в Голландии Кок де Хортер, с компьютерами играли прекрасные мастера Анатолий Карпов, Виши Ананд, Ян Тимман, профессор математики Джон Нанн, Рафаэль Ваганян. Последний Эгон-турнир, который состоялся в 97-м, выиграл израильский гроссмейстер Иона Косашвили. На закрытии он сказал: "Компьютер - это дракон. Не будите его".
- Но его будят - снова и снова. Ситуацию, как я понимаю, хотят довести до логического конца, когда человек откажется от единоборства с кибергроссмейстером, признав свое поражение окончательно.
- Бобби Фишер 21 декабря 1972 года, когда его спросили о перспективах компьютерных шахмат, сказал: "Да, я вполне допускаю, что меня когда-нибудь сможет побить компьютер. Но ему для этого предстоит пройти долгий путь. Сейчас он играет в классе Б, на 5 - 6 ступеней ниже меня. Сейчас только специалисты по компьютерам развивают шахматные программы. Они никуда не продвинутся, пока не привлекут хорошего шахматного игрока".
- Программисты давно уже привлекли хороших игроков. Насколько мне известно, вас они тоже использовали, ведь вы консультировали специалистов из компании IBM, которые создавали своего монстра "Дип Блю".
- Да, я сыграл с ним тренировочный матч и сделал ряд замечаний, которыми программисты IBM воспользовались. Но особенно для меня было приятно, когда они потом прислали мне письмо, в котором благодарили за то, что за свою работу я не потребовал никакой платы.
- Вы делали это из любви к искусству?
- Вероятно, вы будете удивлены, когда я открою вам маленькую тайну: мне симпатичны компьютеры. Они очень похожи на нас... И человеку не надо обольщаться на свой счет. Он просто физически не может видеть то, что без всякого напряжения и эмоций видит компьютер. Шахматы для человека - игра визуальная. А "мысленно" он не может видеть то, что видит машина. Приведу такой пример. Во время турнира претендентов на Кюрасао Пауль Керес, играя с Фишером, в трудной позиции удивил американского гроссмейстера каким-то изумительно красивым ходом. И Фишер в своей книге "Мои 60 памятных партий" пишет: "Чем больше я вдумывался в позицию, тем больше убеждался, что выигрыша нет!" Фишер привел и красивые варианты, которые должны были убедить читателя в правоте его умозаключения. И они, наверное, убедили. Потому что Фишер думал! Однако слушайте что было дальше. Во время одного из моих путешествий по свету мне попался в руки компьютерный журнал, в котором я увидел позицию из партии Керес - Фишер. Там был приведен анализ, сделанный с помощью компьютера. Вывод опровергал "убеждения" Фишера: позиция выигрывалась простым "компьютерным" ходом. Человек обычно такие "примитивные" ходы не замечает.
- Значит, человек обречен в борьбе с компьютером?
- Разумеется. Играть с компьютером, желая выиграть у него, - это все равно что биться головой о стенку. Чем сильнее разбежитесь и ударите, тем очевиднее будет результат. Много крови. Вашей.
- А если не разбегаться?
- Вот здесь мы и подходим к главной мистификации игры с компьютерами. Не надо преувеличивать их опасность. Если я не буду ослаблять свою позицию, если буду вовремя менять фигуры, то компьютер никогда не сможет выиграть не только у Каспарова или Крамника, а у любого гроссмейстера! Выражаясь фигурально, я смогу двумя пальцами отогнать любой наскок машины. Не надо вводить чрезвычайное положение. Не надо мистифицировать любителей шахмат. Компьютер ничем абсолютно не грозит человеку, и тот может продолжать наслаждаться шахматами, испытывая свою выдержку, память, фантазию.
- А надо ли человеку играть с компьютером?
- Надо. Потому что лучшего учителя не найти. Во-первых, он опускает человека на землю: не зазнавайся, не думай, что ты что-то можешь видеть, ты не кудесник! Во-вторых, он своими действиями, абсолютно лишенными шаблона, учит человека не бояться трудных положений. Ведь компьютер может защитить любую "безнадежную", с человеческой точки зрения, позицию, отыскивая невероятные - опять же с точки зрения человека - ходы. Компьютер подсказывает человеку новые технические приемы и предлагает отучиться мыслить трафаретно. Например, еще со времен Капабланки принято считать, что нехорошо ходить дважды одной фигурой в дебюте. Или что ферзя вводить рано в игру не следует. Компьютер феноменально опровергает эти человеческие заблуждения, прочно засевшие у нас в мозгу. Он идеально использует силу ферзя, совершая изумительные пируэты на доске. Люди так не умеют играть. Значит, надо учиться. Компьютер обучает человека лучше чувствовать геометрию доски. Он напоминает, что не обязательно играть планами и идеями, а можно играть отдельными ходами. Именно так ведь и играет компьютер. Человек играет в шахматы, потому что ему нравится это состояние взвешенности, непредсказуемости. Компьютер учит человека избавляться от своих человеческих слабостей. Может ли человек научиться? Может. Способных учеников много.
Да, человеку есть чему поучиться у компьютера. Он должен навсегда сохранить его для себя в качестве партнера. Не делая при этом из него врага, не будя Дракона. Я мог бы на этой оптимистичной ноте и закончить наш заключительный обзор, если бы не знал наверняка: они на этом не успокоятся. Они - это люди, желающие непременно победить Дракона. И программисты, желающие доказать, что их Дракон может покорить фантазию Человека.
Юрий ВАСИЛЬЕВ