Газета Спорт-Экспресс № 238 (3030) от 18 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

19 октября 2002

19 октября 2002 | Футбол - РПЛ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

СИБИРСКИЙ САДОВНИК

Валерий ПЕТРАКОВ. С его именем связан сенсационный взлет томской команды. Попадет "Томъ" в премьер-лигу или нет - большой вопрос. Однако в том, что рано или поздно в элите будет работать нынешний наставник сибиряков, сомневаться не стоит. Слишком много шума наделал он за полтора года с этой командой - первой в его самостоятельной тренерской биографии.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

Валерий ПЕТРАКОВ

Родился 16 мая 1958 года. Выступал за брянское "Динамо" (1975-1976), московские "Локомотив" (1976-1980, 1986) и "Торпедо" (1981-1985), команду Группы советских войск в Германии (1987-1989) и шведский "Лулео" (1990-1992). Нападающий. В чемпионатах СССР в высшей лиге провел 228 матчей, забил 69 голов. В сборной провел 2 матча, забил 1 гол. Победитель юниорского чемпионата мира 1977 года, молодежного чемпионата Европы 1980 года. Победитель Спартакиады народов СССР 1979 года, финалист Кубка СССР-82, обладатель Кубка Международного союза железнодорожников 1979 года. В настоящее время - главный тренер команды "Томь".

С Борисом Вайнштейном, вице-президентом "Томи", с которой его жизнь связана больше десяти лет, мы сидим у него в номере гостиницы "Татарстан". Общаемся. Борису Гавриловичу петь бы славу губернатору своего региона, спонсорам. Нет, губернатора и спонсоров Вайнштейн, конечно, хвалит. Как без них? Никак. Но не меньше превозносит главного тренера команды - Валерия Петракова.

- Мы, что, лучше работать стали в последние полтора года? - спрашивает сам себя Борис Гаврилович, размышляя над моим вопросом об истоках успехов команды. - Ну, может, чуть-чуть. Ответственней стали к делу относиться, к самим себе требования повысили. Это все он, - тычет пальцем в пол руководитель томского клуба, указывая на номер главного тренера этажом ниже. - Он нас заставил подняться на качественно иной уровень. С Петраковым интересно. За такими, как он, будущее. Они будут определять развитие нашего футбола в ближайшие десять лет. Точно вам говорю.

Губернатор Томской области Виктор Кресс тоже так считает - иначе не обязал бы своим постановлением руководителей "Томи" удержать всеми доступными средствами нынешнего главного тренера команды в сибирской тайге. Томск - это тайга, нефть, газ, орехи кедровые. И футбол. Спасать его в июле прошлого года и приехал в сибирский город начинающий тренер Валерий Юрьевич Петраков. Приехал, осмотрелся и за год вырастил посреди тайги настоящий футбольный сад. Томичи от нового "садовника" в полном восторге. А сначала, поди, ворчали: "принесло москвича на наши головы". Петраков ведь начал резко, и с непопулярных мер.

ДЕБЮТ

- С чего начал? С того, что отчислил из команды восемь человек, - говорит Петраков. - "Томь" занимала место среди аутсайдеров, а календарь оставшихся матчей был крайне неудачным: мы принимали во втором круге дома почти всех лидеров, а ехали к прямым конкурентам. Ничего, выкрутились. Команда мои требования приняла и сплотилась.

Во втором круге томичи начали набирать очки в ураганном темпе и в итоге финишировали на седьмом месте. При этом звучных приобретений "Томь" не делала, а больше занималась поиском внутренних резервов.

- Пришлось ради этого пойти на жесткие меры, - продолжает Петраков. - У меня выбора не было. Кто-то из ребят не выдерживал нагрузок, предложенных на сборе. В чемпионате как раз перерыв был, вот мы и поехали знакомиться. В Москву.

- В "Лужники"?

- В "Лужники". Это сейчас я Томск домом называю, а тогда для меня домом родным считалась Лужнецкая набережная. Хотя на полгода гостиница в Лужниках и поля Большого ядра для "Томи" и теперь домом становятся. Как только в Томске наступает осень, мы сразу меняем место жительства. Поле бережем - оно у нас одно. Если на нем не только играть, но и регулярно тренироваться, от газона мало что останется. Весной картина та же: в Томск приезжаем только на игры. Зачастую летим одним самолетом вместе с соперниками. А что делать? Базы у команды нет, хорошее поле в городе в единственном экземпляре.

- К этому тоже привыкли?

- Нет. Если привыкну - как тренер закончусь. Недавно встречался с губернатором области. Он обещал помочь клубу динамично развиваться. Хочется верить - в противном случае моя работа лишена смысла.

- Губернатор, говорят, потребовал от клубного начальства удержать вас в качестве главного тренера "Томи" еще на год. И вас уговаривал?

- А зачем меня уговаривать? Лучше сделать так, чтобы мне было интересно работать, а вся команда четко видела цель и перспективу.

- Перспектива - премьер-лига?

- Почему нет?

Потому. Потому хотя бы, что финансовые возможности клуба к этой ноше никак пока не готовы. Потому, что власти только-только поворачиваются к команде лицом и какое-то время потратят на переваривание того факта, что большой футбол - это большие деньги. Часто очень большие. Жаль, если сибиряки потеряют время, а вместе с ним и свой шанс. Хорошо, если не навсегда. Светлое будущее Томск однозначно связывает с Петраковым, а тот, как мы видим, колеблется. Понять человека можно: контракт с клубом у него скоро истекает, имя себе он как тренер сделал, а повторить нынешний успех в новом сезоне томичам будет непросто.

ТОРПЕДОВСКОЕ РОДСТВО

Команда-то у Петракова хорошая. Даже конкуренты "Томь" хвалят. За организацию в игре, за сплоченность, за характер и мысль на поле, за умение выжать максимум из своих шансов на успех. Временами "Томь" неуловимо напоминает "Анжи" Гаджиева в лучшие времена. А временами - почти копия "Торпедо". Петраков с подобными сравнениями не спорит:

- Я ведь ничего особенного не придумывал. Просто перенес торпедовский тренировочный процесс на "Томь". Другое дело, что у меня под началом собраны футболисты не столь высокого уровня, как в московском клубе. Но принципы работы те же.

- Говорят, именно вы в "Торпедо" в бытность там главным тренером Виталия Шевченко отвечали за тренировочный процесс. Это правда?

- Правда в том, что мы с Викторовичем отлично дополняли друг друга и находили общий язык в работе. Он мне доверял работать с командой, позволял вести тренировки.

- Не возражал против вашего ухода?

- Наоборот, одобрил. Сказал, что мне пора начинать работать самостоятельно.

- Говорят, вы могли вернуться в "Торпедо" и этим летом даже вели переговоры с боссом москвичей Владимиром Алешиным. Это так?

- Был такой разговор. Когда Шевченко подал в отставку, меня приглашали на его место. Но я не мог бросить Томск и футболистов, которые приехали в город специально "под меня". Их много - таких, кто решил поменять жизнь, чтобы помочь тренеру и его новой команде.

- Ваш контракт с "Томью" истекает в декабре. Почему бы после этого не вернуться к разговору о работе в московском клубе?

- Это вряд ли. С "Торпедо" теперь работает Серега Петренко, и успешно. А от добра добра не ищут. На сегодняшний день эта тема, думаю, закрыта.

ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК

Но торпедовцем Петраков все равно в душе останется на всю жизнь. Нравится ему эта команда. Валентин Иванов нравится. "Я у Козьмича многому научился. Это он меня в тренерскую профессию фактически привел", - говорит Валерий Юрьевич. Правда, в те времена, о которых идет речь, Валерий Юрьевич был просто Валерой. Форвардом милостью Божией. Талантище, говорили о нем тогда, в 70-е.

Дебют в большом футболе, в клубе второй лиги, - в 17 лет. Первое появление на поле в команде высшей лиги - в 18 лет. Твердое место в составе шестой команды страны - в 19, призыв в национальную сборную - в 20. Вам эта биография никого не напоминает? Правда, в отличие от Дмитрия Сычева, надеждой нации Петракова никто не называл. Во-первых, времена были не те. Можно было хвалить команду, но помнить про меру. Во-вторых, талантов в тогдашнем футболе хватало.

Хватало, однако, и костоломов. Константин Бесков вызвал Петракова на сбор перед московской Олимпиадой. Но в Алма-Ате, в последнем перед перерывом матче, форварда "Локомотива" отправил на больничную койку защитник "Кайрата" Юсуп Шадиев.

- Олимпиаду я в результате смотрел по телевизору, - вспоминает Петраков. - Потом меня еще разок вызывали в сборную - уже когда в "Торпедо" перешел, Лобановский решил посмотреть на меня в деле. Но дальше вызова дело не пошло.

- Обидно?

- Так уж вышло - и травм у меня хватало, и конкуренция в футболе в те времена была очень серьезной. Тяжело было в сборную попасть, не играя в Киеве, Тбилиси или "Спартаке". Грузины тогда как раз Кубок кубков выиграли - как их в сборную не вызвать? Бесков и Лобановский делали ставку на своих игроков, которых отлично знали. Будь Козьмич тренером сборной, торпедовцев в ней, уверен, было бы побольше. Пример Малофеева, который пришел в национальную команду со своими минчанами, меня в том лишний раз убеждает.

В "Торпедо" он так ничего и не выиграет - ни медалей, ни Кубка. Парадокс, но все свои регалии Петраков завоюет, будучи игроком скромняги "Локомотива", в ту пору занимавшего в столичной футбольной иерархии место нынешнего "Торпедо-ЗИЛ".

- Ну какая у нас была команда?! Едва кто-то "выстрелит" из молодых, так его сразу забирают к себе "Динамо", ЦСКА, "Торпедо" или "Спартак". Костяк коллектива - ветераны, которые в нем доигрывали, и главный тренер Игорь Волчок, который вкладывал в команду душу. Наш тогдашний "Локомотив" теперь впору называть коллективом будущих тренеров. Аверьянов, Семин, Эштреков, Газзаев, Нодия, Шелест, Яновский, Худиев, Шевчук... В общей сложности десять человек из той команды работали и работают самостоятельно. Объяснить этот феномен Волчка я не могу. По-моему, только Лобановский, вольно или невольно, вырастил столько будущих тренеров из своих футболистов.

Петраков, справедливости ради, в тренера вырос все-таки в "Торпедо". Он и сам так говорит. Зато из "Локомотива" ездил на первый юниорский чемпионат мира. Ставший золотым для нашей сборной.

- Играли в Тунисе. Тренировал нас Сергей Мосягин, которому ассистировал Николай Киселев. В группе я забил два гола Ираку, а вот в финале с мексиканцами не играл: в полуфинале против уругвайцев получил вторую желтую карточку и был дисквалифицирован. Было жутко обидно. Смотрел со стороны, как ребята выиграли по пенальти (основное и дополнительное время закончилось вничью 2:2, дубль на счету Владимира Бессонова, а в серии послематчевых пенальти советская команда была точнее - 9:8. - Прим. А.А.) . В той команде лидерами были Хидиятуллин, Баль, Бессонов. Запомнилось, что ребят собирали почти со всей страны, но сдружились мы крепко. Часто собирались у меня дома всей командой. Я жил в однокомнатной у Рижского вокзала, и она превратилась в неформальный штаб сборной. С Балем и Бессоновым до сих пор дружим, созваниваемся. Бессонов был очень талантливым игроком. В Тунисе его признали лучшим футболистом турнира, селекционеры ходили смотреть на него как на живое чудо. Жалко, потом травмы Вовку совсем замучили. Игрочище был редкий.

Из-за травм Бессонов не попадет в молодежную сборную Валентина Николаева, которая спустя три года выиграет для страны золото молодежного чемпионата Европы, обыграв по сумме двух матчей сборную ГДР. Петраков сыграет в финале, и неплохо: поможет Газзаеву забить единственный, и победный, мяч после подачи Суслопарова с фланга. Потом в жизни Петракова должна была быть Олимпиада, но об этом мы уже говорили. Увы, с тех пор его роман со сборными прервется. Навсегда.

КОЗЬМИЧ

Правда, теперь Петраков куда больше сожалеет о нереализованных возможностях "Торпедо", чем о чемпионатах Европы и мира, за которыми следил по телевизору.

- По потенциалу команда у нас была очень мощная. Из года в год занимали места в верхней части таблицы, обыгрывали "Спартак", Киев, Тбилиси, Минск, "Днепр", но тем не менее ни разу не смогли занять место в призерах. Кубок - и тот проиграли. Обидно до сих пор. Нам киевляне постоянно говорили: по силе "Торпедо" - как минимум команда - призер первенства. А мы, играя на равных с лидерами, регулярно сорили очками в матчах с аутсайдерами.

- Иванов сильно тогда ругался?

- Он тогда не ругался, а курил. Две пачки мог "убрать" за матч. А потом резко бросил - врачи, говорили, запретили никотином стресс снимать. А крик, словцо крепкое... К этому я относился спокойно. Когда тренер кричит, значит, он с тобой вместе на поле, в игре. Меня такая манера никогда не раздражала.

Теперь Петраков-тренер - самый, наверное, эмоциональный наставник первого дивизиона. Крик, шум, нелицеприятные слова в адрес судей, критика в адрес собственных подопечных. Главного тренера "Томи" несколько раз штрафовали, пару раз дисквалифицировали, выгоняли в ходе матча с лавки на трибуну. Впрочем, чему тут удивляться? Ученик Валентина Иванова иначе воспринимать футбол не может. Не в состоянии он невозмутимо реагировать на все, что происходит на поле.

Битого и неоднократно сломанного, Иванов отпустит Петракова из команды с миром в 27 лет. Полгода он побегает в "Локомотиве" у Юрия Семина, застав начало тренерской карьеры бывшего партнера по команде. А потом поедет в Германию - на заработки. Играть за команду Группы советских войск, заодно помогая - негласно, конечно, - клубам второй лиги ГДР. В элитный дивизион русских не пускали. Потом будет Швеция, финиш карьеры игрока, начало работы тренером. Симпатичная скандинавская страна Петракова не удержит. "Перспектив я в Швеции не видел. Своих всегда больше любят. Я же своим не был, хотя и отработал три года в Лулео тренером, и президент клуба вроде бы неплохо относился", - объясняет он, почему вернулся в Москву спустя почти девять лет после отъезда за границу. Главная причина была весьма проста: Иванов пригласил его в ассистенты. Петраков согласился мгновенно, посчитав, что в "Торпедо" - в ту пору нищем и бесхозном - перспектив гораздо больше, чем в тихом и благополучном шведском клубе.

ПО ПОЛЮ НА ПЯТОЙ ТОЧКЕ

Прав он оказался. Хотя родной клуб в итоге все же покинул. Говорит, потому что понял: к самостоятельной работе готов. Пусть и начинать пришлось в первом дивизионе, в Сибири, городе, где прежде счастьем считалось увидеть клуб высшей лиги в матче на Кубок. Петраков приоритеты поменял:

- У людей, которые определяют судьбу команды, появилось желание увидеть ее в премьер-лиге. Глава компании, которая у нас генеральный спонсор, двумя руками "за". Все, что надо, говорит, сделаю для команды. Губернатор тоже вроде бы футболом увлекся. Посмотрим, как дело теперь дальше пойдет, когда все - на словах, во всяком случае - за большой футбол в Томске. Мы ведь в этом году задачи выхода в премьер-лигу перед ребятами поначалу не ставили. Весной разговор шел только о месте в пятерке лучших. Но когда дело пошло, решили идти до конца.

- Говорят; вы противник словосочетания "сибирский футбол".

- Правильно говорят. Футбол живет не по географическим правилам, а по законам тактики, селекционной политики, экономики региона. Можно, конечно, взять за правило пополнять команду ребятами, которые выросли в Сибири. Но играть-то они будут в футбол, который им предложит их тренер.

- У вас под началом играют двое из самых возрастных футболистов первого дивизиона - Сергей Жуков и Александр Жидков. Оба почти ровесники главного тренера. Одному 35 лет, другому - 37. Как вы строите с ними отношения?

- Как с моими ближайшими помощниками в команде. Жуков уже сейчас помогает тренерскому штабу, а Жидков и в Томске оказался, потому что хотел работать со мной и сейчас, и потом. Не важно, где я буду - в Томске, Москве или ином городе, - он будет со мной в команде. Жидков уже сейчас занимается с вратарями клуба, и они растут рядом с ним в мастерстве. Да и как действующий голкипер Саня нам еще поможет. Вратарь-то он опытнейший. Как в ворота встанет, руки в стороны разведет - и нападающим бить некуда, такой он громадный. Думаю, Жидков еще несколько лет поиграет. Возраст ему не мешает.

- Есть мнение, что в первом дивизионе футбола мало, зато борьбы - хоть отбавляй.

- В этом есть доля истины. В матчах лидеров футбол обычно редко получается качественным: слишком высока цена матчей. А остальные команды умело компенсируют разницу в классе самоотдачей и борьбой. С моей точки зрения, ничего страшного в этом нет. На то и существует первый дивизион. В нем команда должна закалить характер, пройти через все мыслимые трудности, чтобы, попав в элиту, смотреться там достойно. В премьер-лиге хорошему футболисту проще - скорости повыше, но и игры больше. А в первом дивизионе надо в подкатах на пятой точке по полю ездить. Ничего не поделаешь.

- Вы свою команду тоже этому учите? Биться, сражаться, на пятой точке по полю ездить...

- И этому тоже. Такова жизнь в турнире, а уйти от нее все равно не получится. Хотя важнее, конечно, игра и дисциплина на поле. Но я убежден в одном: назвать мою команду слабохарактерной никто не сможет.

- Для вас это комплимент?

- Да. Без характера в первой лиге делать нечего.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Томск - Казань - Саратов