Газета Спорт-Экспресс № 204 (2996) от 9 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

9 сентября 2002

9 сентября 2002 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN

Мартина НАВРАТИЛОВА

МЯЧ НЕ ЗНАЕТ, СКОЛЬКО МНЕ ЛЕТ

Когда в 1994 году на Уимблдоне провожали на заслуженный отдых 38-летнюю Мартину Навратилову, многие с облегчением вздохнули. Дескать, наконец-то задержавшаяся в спорте старушка освободит дорогу молодежи. Ведь другие в ее возрасте уже внуков нянчат. Тогда за плечами самой титулованной теннисистки были 22 сезона выступлений в турнирах "Большого шлема", 9 побед на Уимблдоне, 4 - на US Open, 3 - на Australian Open и 2 - на Roland Garros. Обладательница 167 титулов в одиночном и 165 в парных разрядах, конечно же, имела полное право вместе со своими знаменитыми сверстниками наслаждаться почетом и уважением. Но, как выяснилось, отдых - это не для нее.

Поначалу Мартина взялась за общественную деятельность, президентствовала в различных теннисных организациях. Изредка Навратилова позволяла себе выступать, в основном в состязаниях пар. Причем ее появление на корте всегда сопровождалось особым ажиотажем.

На этом US Open Навратилова, которой скоро исполнится 46 лет, выступала в парном турнире и в миксте. Увидел ее на корте стадиона Артура Эша такой же, какой запомнил восемь лет назад: в очках, с коротко подстриженными русыми волосами, похожую на строгую учительницу математики в старших классах. По возрасту она давно могла бы выступать в ветеранских турнирах. Но сколько же в ее игре молодого азарта, подкрепленного зрелым мастерством! Вместе с 20-летней Иродой Тулягановой из Узбекистана они прошли первый круг, а с 29-летним индийцем Леандером Паесом оставили за бортом турнира не кого-нибудь, а "посеянных" под 1-м номером австралийцев Тодда Вудбриджа и Ренне Стаббз. Хороша бабушка, выкидывающая на корте невообразимые фортели и достающая мертвые мячи!

- Мартина, раскройте секрет вашей вечной молодости.

- Теннис - лучший стимулятор и целитель. Без него не могу прожить и недели. Он сделал мою жизнь насыщенной и интересной. Я ведь специально ничего не делаю, чтобы сохранить фигуру, поддержать форму. Ем то же, что и 20 лет назад. По утрам делаю 20-минутную зарядку. Стараюсь держать себя в рабочем тонусе.

- Неужели не надоедает выяснять отношения на корте с теми, кто в два раза моложе?

- Несколько раз делала попытки оставить это занятие, но тут же начинала чувствовала, что чахну. Мне не хватало атмосферы состязаний. Иногда на следующий день после трудного матча не хочется выходить на площадку, но проходят еще сутки - и ноги сами несут меня туда.

- Вы с 16 лет выступаете в турнирах "Большого шлема", дебютировав на них еще в 73-м. Попробуйте сравнить себя сегодняшнюю с той юной девчушкой из Праги.

- Не поверите, но я прибавила в скорости. Возможно, сейчас я быстрее, чем даже в конце 80-х. А победы труднее даются потому, что мне не всегда хватает сил продержаться до конца в излишне затянувшемся матче.

- Почему же тогда вы решили вернуться в профессиональный теннис?

- В 99-м я получила предложение поработать телекомментатором на Уимблдоне. "Проклятие! - сказала я себе, глядя на состязания из комментаторской кабины. - Ведь я могу и сейчас играть не хуже". Через год тренировок я вновь восстановила форму. Думаю, рано или поздно это должно было случиться. Да и почему мне не заниматься тем, что я по-прежнему умею делать лучше многих? Ведь теннисный мяч не знает, сколько мне лет.

- Мартина, чуть ли не в каждом турнире вы выступаете с новыми партнершами. Почему не удается создать стабильную пару?

- Может, когда-нибудь это и произойдет. Наверное, партнерши должны убедиться в том, что с Навратиловой можно по-прежнему побеждать.

- А не хотите участвовать в турнирах ветеранов, как другие знаменитые чемпионки, которые порой значительно моложе вас?

- Я не люблю легких побед.