Газета Спорт-Экспресс № 200 (2992) от 4 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Сергей ЗЛОБИН: "ЭТО БЫЛ ШОК"
Как вчера сообщил "СЭ", в понедельник на трассе в Маранелло российский гонщик Сергей Злобин провел первые тест-заезды за рулем "Минарди"
- Когда, проехав первые круги, я вышел из машины, то еще часа полтора был просто в шоке! - признался Злобин корреспонденту "СЭ", позвонившему ему в Маранелло.
- Эмоции переполняли?
- Я на многих мощных машинах в своей жизни ездил. Вроде бы все было ясно заранее. Но насколько потрясающе эта машина управляется! Словами передать не-воз-мож-но! Предположить ТАКОГО я просто не мог.
Когда смотришь со стороны, этого не понять. Видно только, что моторы мощные, скорости большие... Но только теперь ощутил, сколь великолепно шасси, как оно позволяет работать, как помогают аэродинамические элементы... Просто фантастика! Я вышел из кокпита и смог произнести только одну фразу: "Сумасшедший дом!"
Испытываешь какие-то нереальные ощущения. Ну не должна машина в таком положении находиться в повороте, а она преспокойно едет и, кажется, может прибавлять еще и еще. А ведь, по правде говоря, Минарди запретил мне "открывать" дальше пятой передачи...
- Говорят, что тех, кто впервые садится за руль "Ф-1", потрясает не возможность моментального набора скорости - к этому все психологически готовы, а способность машины почти мгновенно тормозить.
- Продольное ускорение при нажатии на газ - 2 - 2,5 g, a в торможении 5 - 5,5. То есть тормозов в этой машине больше, чем мотора. Как бы это вам получше объяснить... Вот, скажем, "Ф-3" тормозит метров за 150 до поворота, "Ф-3000" - за 100 метров, а "Ф-1" - всего за 30. Жуть! Подъезжаю к повороту, готовлюсь к нему, как на "Ф-3000", нажимаю на тормоз - а машина берет и останавливается!
- Хотя до поворота еще ехать и ехать!
- Вот именно. Настолько "много" тормозов, что ощущение страшное!
- Видимо, с первого раза понять потенциал "Ф-1" невозможно. Пилоты частенько употребляют выражение "приблизился к границе". Вам эту границу только предстоит отыскать...
- Конечно. Здесь вроде бы все, как у любой гоночной машины - руль, педали, но ощущения не совсем земные.
- Может быть, все-таки недаром пилотов "Формулы" сравнивают с космонавтами?
- Боюсь я такого сравнения. Да и в космосе не бывал...
- Сколько кругов проехали?
- Совсем чуть-чуть. Это ведь был показательный выезд - больше для журналистов, чем для настоящей работы. Но и этого, как выяснилось, хватило, чтобы ощутить автомобиль.
- С первым шоком справитесь?
- Конечно, справлюсь! Куда деваться-то. Да и помогают мне. К примеру, Маурицио Медиани (итальянский пилот - участник российских гонок "Ф-3". - Прим.Л.Х.). Он ведь здесь, в Фиорано, работает - инструктором у "Феррари". Маурицио рассказал мне обо всех тонкостях заводской трассы "Феррари". Она очень сложная - закрытые повороты, мост, трамплин, кругом колодцы, которые могут имитировать дождь. Фантастика какая-то!
Кстати, сейчас вспомнил, а ведь это любопытный факт: знаете ли вы, что на "Гран-при" в Спа приезжал Вячеслав Фетисов?
- Да, слухи об этом ходят. Говорят, он и в кокпите болида "Формулы-1" сидел...
- Не знаю, не видел.
- Наш спортивный министр - мужчина крупный, гонщики "Формулы" все-таки помельче будут. Думаю, ему было трудно уместиться в тесном кокпите.
- Ничего подобного. Если вынуть из машины кресло пилота, туда можно посадить любого человека. А как Найджел Мэнселл, по-вашему, ездил?
- Кстати, а вам-то когда успели сделать "пилот-ложемент"?
- Я ведь из Москвы улетел неделю назад. И сразу в Фаенцу - на фабрику "Минарди". Там мне сделали "спинку". Так что к тестам все было готово заранее.
- Давайте на время сменим тему. Как вам этап в Спа?
- Во время бельгийской гонки я был на тестах "Формулы-3000".
- ???
- Да, да. На французской трассе "Де Люк". По настоянию синьора Минарди я сейчас должен максимально "вкатываться", а не сидеть на трибуне или находиться в паддоке. А вот через две недели в Монце проведу весь уик-энд: туда планирует прибыть делегация "Газпрома".
В Спа я провел только утро пятницы (появиться там должен был по контракту), так что видел две свободные тренировки.
- Тогда расскажите о тестах на "Де Люке".
- В этот день там тренировались машины "грандтуризма" - французские "Феррари", несколько "Формул-3" и я - на "Ф-3000". А вообще-то на тестах все просто: выезжаешь, проходишь несколько кругов, возвращаешься в боксы, инженеры и механики вносят изменения в настройки, снова выезжаешь на трассу - и так на протяжении всего дня.
Кстати, там есть школа "Формулы-1". Для обучения и тренировок используют модели прошлых лет. Так вот я на "трехтысячной" был там быстрее. Фактически поставил на "Де Люке" рекорд для этого класса. В общем, считаю, что пользы от этих двух дней тестов было гораздо больше, чем от пребывания в Спа.
- Какой у вас плотный график!
- Да уж. За неделю - Фаенца, потом тесты "Ф-3000", выходной, затем - Спа, тесты на "Де Люке", поездка в Маранелло... До 1 октября примерно так вот и будет - сплошное путешествие. 7 сентября гонка в Брно, потом надо поехать на "Гран-при Италии", затем тесты в "Ф-1", тесты и гонка "Ф-3000" в Дижоне. 1 октября на недельку прилечу в Москву. После этого - две подряд гонки "Ф-3000" на Сардинии и в Хересе и несколько дней тестов "Ф-1".
Вот тут, может, отпустят отдохнуть. Хотя я в этом не уверен.
Лина ХОЛИНА