Газета Спорт-Экспресс № 174 (2966) от 5 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 4

6 августа 2002

6 августа 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Совсем скоро УЕФА ужесточит требования к клубам европейских стран. Всем им - прежде всего участвующим в еврокубках - предстоит пройти строгую процедуру лицензирования. Пока, как показывает практика, даже наши лучшие клубы новым требованиям европейского уровня соответствуют не во всем.

НАШИ КЛУБЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ.
НО МЕШАЕТ КАДРОВЫЙ ВАКУУМ

- Шесть лет посещаю семинары, организуемые ФИФА, УЕФА и международным центром по изучению спорта (CIES) на темы футбольного менеджмента, маркетинга и спортивного права и ни разу не встречал на них российских представителей, - говорит председатель исполкома профсоюза футболистов и тренеров России (СФТ), член Палаты разрешения конфликтов ФИФА Александр Еленский. - Это еще одно свидетельство того, что футбольный бизнес в нашей стране находится пока в зачаточном состоянии. Клубами руководят в основном бывшие футболисты, тренеры, государственные или муниципальные чиновники. Представителей бизнеса, знающих, как сделать клуб прибыльным предприятием, в футболе, к сожалению, очень мало. "Спартак" в этом смысле - положительный пример.

- В чем именно это выражается?

- Стремление сделать этот клуб реально открытым акционерным обществом и добиться торговли своими акциями на биржевых площадках - прогрессивный шаг. Но любой российский клуб, решивший выйти таким образом на рынок ценных бумаг, столкнется с массой сложностей. Помимо выполнения многочисленных формальностей и необходимости стать, насколько это возможно, прозрачной структурой, надо убедить потенциальных совладельцев в экономических перспективах. Владельцами каких активов, кроме имени, они становятся? На какие дивиденды могут рассчитывать? Кто и как будет работать с акционерами? В западных клубах для этого существуют обособленные подразделения.

Также необходимо присутствие в совете директоров независимых представителей как гарантов соблюдения прав рядовых акционеров. После "дела Босмана" у футбольных клубов, чьи акции котируются на бирже, появилась новая проблема - можно ли считать активами клуба дорогостоящих футболистов, которые теперь после окончания контракта могут перейти в другой клуб без компенсации? На Западе выход из положения был найден. Знают ли об этом у нас? Желание разместить облигации должно быть подкреплено четкой схемой обслуживания долга. В этом году в мире вообще и в Европе в частности произошло множество дефолтов по корпоративным облигациям. Потенциальные кредиторы не понесут деньги только из любви к клубу. Их надо побуждать к этому экономическими методами. Наиболее важная составляющая формулы успеха футбольного бизнеса - болельщики плюс собственный стадион.

- Но стадион можно арендовать.

- Можно, если в городе нет других клубов и стадион один. Так поступает, если не ошибаюсь, "Виллем II". Но для того же "Спартака" это не выход. Аренда стадиона снижает доходность домашних матчей, усложняет правильную организацию продажи атрибутики и сопутствующих товаров, делает затруднительным эффективное влияние клуба на решение вопросов безопасности вообще и безопасности своих болельщиков в частности. Каждая силовая акция правоохранительных органов прямо влияет на посещаемость. Мазохистов, ищущих дубинки на свою спину, на футболе немного.

- Но по телевизору футбол тоже не очень-то посмотришь. Особенно за пределами Москвы.

- Телевидение ссылается на низкий рейтинг футбольных трансляций. Люди не смотрят футбол, потому что теряют к нему интерес. Интереса нет, потому что футбольные клубы не знают, как привлечь потенциальных потребителей своего брэнда (читай - болельщиков). Не знают, потому что нет в клубах подразделений или просто отдельных людей, целенаправленно занимающихся маркетингом.

- Замкнутый круг?

- Нет. Просто нужны новые специалисты. Сложность в том, что уже имеющиеся недостаточно разбираются в футбольной специфике. Но со временем, надеюсь, все изменится.

- А разве "Спартак", "Крылья Советов", ЦСКА могут пожаловаться на недостаточное внимание со стороны болельщиков?

- И ведущие клубы теряют своих поклонников. Переход из активных болельщиков в пассивные - тоже потеря. Связано это с общим падением интереса к российскому футболу. Необходимо, как на Западе, регулярно проводить статистические исследования, позволяющие с определенной степенью точности знать размеры рынка для продвижения своего брэнда. Каждым болельщиком нужно дорожить. Элементарный закон маркетинга гласит: "Привлечение каждого нового потребителя (болельщика) обойдется клубу в пять раз дороже, чем удержание старого".

- Какие еще подразделения должны быть в серьезном клубе?

- Обязательно должны существовать службы статистики и мониторинга. Это необходимо для обеспечения учебно-тренировочного процесса и трансферной политики. У нас как ведется селекционная работа? Понадобился левый полузащитник - начинаются хаотичные поиски по всему свету. Игроков группами привозят на просмотр, затрачивая немалые средства, и тут же бракуют. Служба мониторинга, а это может быть и один человек ("Грассхоппер"), и несколько ("Аякс"), постоянно следит за карьерами сотен, а то и тысяч игроков. Затраты окупаются сразу, как только требуется быстро и эффективно найти подходящего кандидата.

- "Спартак" - один из немногих клубов, кто пытается продвигать свой брэнд на нефутбольных рынках. Правда, первый блин - выпуск несколько лет назад газированной воды "Спартак-Кола", вышел комом.

- Почему комом? Я не знаю деталей, но даже если это был негативный опыт, это тоже опыт, который, уверен, пригодится в будущем. Конечно, у нас коммерческое использование узнаваемых брэндов находится на доисторическом уровне. Между тем есть множество зарубежных примеров того, как клубы стабильно и успешно зарабатывают на своих именах. Это и сеть автозаправок дортмундской "Боруссии", и многочисленные рестораны, принадлежащие "Манчестер Юнайтед", и предприятия быстрого питания под маркой "Рейнджерс". Некоторые российские клубы в этом деле находятся на правильном пути, мешает лишь кадровый вакуум. Но и этот вопрос решаем.

Юрий БУТНЕВ