Газета Спорт-Экспресс № 174 (2966) от 5 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2
БАСКЕТБОЛ |
ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА-2002 ОСТАЛОСЬ 24 ДНЯ |
Федор ЛИХОЛИТОВ
ВСПОМИНАЮ ЕВРОПЕЙСКИЙ БАСКЕТБОЛ
И РУССКИЙ ЯЗЫК
Александр ФЕДОТОВ |
из Химок |
В конце 90-х он был одним из лидеров юношеской сборной России - наряду с Кириленко и Каримовым, Падиусом и Милосердовым. Потом Лихолитов уехал в США и четыре года играл за команду университета "Вирджиния Коммонуэлт" в первом дивизионе NCAA. За это время в России талантливого центрового (20 лет, рост 211 см) успели подзабыть. Но в конце прошлого сезона Лихолитов напомнил о себе, объявившись во французском "Страсбуре". Сегодня Федор - один из 15 кандидатов на поездку в Индианаполис, потенциальный игрок сборной. Если уж не на ЧМ-2002, то по крайней мере на первенстве Европы будущего года в Швеции.
- В Америку я уехал в августе 1998 года, - рассказывает Лихолитов. - Домой в Питер за все время учебы удалось съездить лишь однажды, да и то на неделю. Последние три года вообще сидел в Америке безвылазно. На адаптацию за океаном ушло года два. Учил английский, учился играть в новый баскетбол, набирал вес. Ведь по американским меркам я был не просто худым, а очень худым. Так что по большому счету в NCAA я заиграл только на третий сезон - начал выходить в стартовой пятерке, проводил достаточно времени на площадке. Хотя мои 10 очков и 8 подборов за игру еще ничего не доказывают. Считаю, что могу играть гораздо лучше.
- А стоило ли вообще уезжать в Америку?
- Думаю, да. Оказавшись в одиночестве вдалеке от дома, я почувствовал себя профессиональным спортсменом. Единственное отличие от профи было в том, что мне за игру в баскетбол ничего не платили. Но я осознанно шел на этот шаг. Да, было трудно. После первых двух месяцев даже хотел уехать. Однако со временем привык, и теперь ничуть не жалею о своем выборе. Ведь в США я и получил образование, и прошел школу американского баскетбола. Значительно прибавил физически, очень много работал над всевозможными движениями, характерными именно для центровых. Играя в NCAA, я почти никогда не выходил на 3-очковую дугу, максимум - "поднимался" на линию штрафных. В Европе же центры часто уходят от кольца на периметр. Поэтому теперь, когда я вернулся сюда, приходится вновь адаптироваться к европейскому стилю.
- Насколько я заметил, сейчас вам трудно дается не только европейский баскетбол, но и... русский язык.
- (Смеется.) Да, можно сказать, что я учу русский заново. Вспоминаю некоторые слова, как нужно правильно строить фразы. Признаться, мне немного стыдно, что подзабыл родной язык.
- В середине прошлого сезона вы неожиданно объявились в "Страсбуре". Как вы там оказались?
- Когда я окончил университет, то поехал в один из американских тренировочных лагерей. Поиграл там три дня, подписал соглашение с агентом, и он быстро нашел вариант трудоустройства. Хотя, честно говоря, период, проведенный во Франции, получился не самым лучшим. В "Страсбуре" мне платили, но я там практически не играл и по большому счету потерял два месяца. Лучше бы играл по 30 минут в другой команде - пусть за меньшие деньги. Или остался бы тренироваться в Америке.
- Как вы восприняли приглашение в сборную России?
- Как очень приятный сюрприз. Я был очень рад увидеть тех, на кого когда-то смотрел по телевизору, - Карасева, Куделина, братьев Пашутиных... Сегодня я играю с ними!
- С некоторыми партнерами по сборной вы успели поиграть еще в детском возрасте: Кириленко и Падиус - ваши ровесники, и оба тоже родом из Питера.
- Да, мы много играли в юношеских командах, а с Кириленко я вообще вместе начинал во Фрунзенской спортшколе. Когда жил в Америке, иногда перезванивался с Андреем, поздравлял его с успехами в НБА. Но встретились мы только сейчас, спустя столько лет. Это была буря эмоций!
- Как вас приняли в сборной?
- Отлично. Ребята очень дружелюбные и большие шутники. Приятно окунуться в такую атмосферу.
- Что думаете о своих шансах попасть в основной состав и поехать на чемпионат мира?
- Конечно, мне очень хочется в Индианаполис. Думаю, если работать как следует, нет ничего невозможного. Вообще на свое будущее в сборной я смотрю с оптимизмом. Почему? Потому что без оптимизма жить нельзя. (Улыбается.)
- Насколько мне известно, этим летом вы хотели побывать в одном из тренировочных лагерей НБА...
- Да, агент хотел устроить для меня просмотр, но что-то не получилось. А потом поступило приглашение из сборной, и я, не задумываясь, принял его.
- Ставите перед собой цель играть в НБА?
- Такую цель ставит перед собой каждый баскетболист. Пожив и поиграв в Америке, я не вижу ничего фантастического в том, чтобы попасть в НБА. Я играл против тех, кто сейчас выступает в этой лиге, и легко могу представить себя рядом с ними. Правда, пробиться в НБА уже в предстоящем сезоне у меня вряд ли получится. Но в следующем обязательно постараюсь.
- Каковы ваши планы на ближайший сезон?
- Наверное, буду играть в России. Во всяком случае, сейчас я склоняюсь именно к этому варианту.
- Слышал, что интерес к вам проявляет казанский УНИКС...
- На самом деле никто из УНИКСа со мной об этом не говорил. Слухи действительно есть, но не более.
- А предложения от каких клубов у вас есть?
- (Улыбается.) Пока это секрет. Скажу одно: я хочу попасть в команду, где мне дадут как можно больше игрового времени. Сейчас самое главное - это набираться опыта.