Газета Спорт-Экспресс № 168 (2960) от 29 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ВЕЛОШОССЕ |
TOUR DE FRANCE |
У КАЖДОГО В ЖИЗНИ ЕСТЬ СВОЙ "ТУР"
Вчера в Париже финишировала "Тур де Франс"-2002. Четвертую победу подряд праздновал 30-летний американец Лэнс Армстронг из команды "Ю.Эс.Постал".
НА "ТУР ДЕ ФРАНС" С Андреем ЧМИЛЕМ |
Судьба 89-й супермногодневки "Тур де Франс" окончательно решилась еще в субботу. Выиграв индивидуальную разделку, американец Лэнс Армстронг расставил все точки над i. Так что вчерашний - последний - этап с финишем на Елисейских полях стал своего рода парадом - в честь четырехкратного триумфатора "Тура".
- 50 километров разделки лишь подтвердили, что венок лауреата "Большой петли"-2002 принадлежит Армстронгу по праву, - считает эксперт "СЭ", обладатель Кубка мира-99 Андрей Чмиль. - Он "привез" своему главному конкуренту - Хосебе Белоки из ОНСЕ - две с лишним минуты: это был почти нокаут. А главное, Армстронг показал всем, что он по-прежнему голоден до побед. Вывод, который я сделал после заключительных туров: сегодня американец выглядит еще сильнее и мотивированнее, чем прежде.
Из гонщиков постсоветского пространства очень порадовал Раймондас Румсас. Литовец достойно держался всю гонку, а когда пришел черед разделки, дал бой фавориту - Белоки. Второе место в общем зачете испанец отстоял, но видно было, чего это ему стоило. Я рад за Румсаса: занять в разделке, да еще горной, второе место после Армстронга - успех. Кстати, на первом промежуточном рубеже в 10 км время Раймондаса и вовсе было лучшим.
- Не кажется ли вам, что нынешний - четвертый - титул дался Армстронгу как-то уж слишком легко - даже по сравнению с прошлым годом?
- Честно говоря, не уверен, что год назад борьба была упорнее. Отрыв Армстронга от главного конкурента, немца Яна Ульриха из "Телекома", и тогда был довольно солидным - если мне не изменяет память, те же 6 минут превосходства в итоговом протоколе.
- Чем вы можете объяснить такое превосходство американца?
- Вот вам одна история. Года два назад моя "Лотто" после очередного этапа "Тур де Франс" оказалась в той же гостинице, что и "Ю.Эс.Постал". Вечером выдалось свободное время, и я разговорился со вторым тренером американской команды Де Молем - мы с ним дружим еще с тех времен, когда выступали за одну группу.
По словам Де Моля секрет успеха Армстронга на "Type" прост- и в общем-то секретом не является: весь год Лэнса планомерно выводят на пик формы именно к июльскому старту. Плюс все гонщики команды, принявшие участие в том году в "Type", имели в активе к началу супермногодневки не более 30 стартов.
- Это много или мало?
-Судите сами: 30 стартов по энергозатратам спортсмена эквивалентны трем коротким многодневкам и парочке однодневок. То есть руководство "Ю.Эс.Постал", безоговорочно доверяя тренерскому штабу и гонщикам, позволяет им готовиться к главному старту сезона в щадящем режиме. Посмотрите, и в этом сезоне Армстронг, Эрас и Рубьера до "Тура" в конце мая и в июне приняли участие лишь в трех многодневках.
- То есть к "Большой петле" они подошли свежими.
- Именно. И вот вам результат: те, кто в этом году добивался хоть каких-то побед в других многодневках, на этапах "Тур де Франс" были, по сути, не видны. Армстронг их просто сожрал!
- А как же победы Пантани в 1998 году на двух главных супермногодневках - в Италии и во Франции?
- Тогда все находились в равных условиях: не было команды, провозгласившей своей единственной целью победы на "Тур де Франс". Сегодня же такое равенство отсутствует: есть уставший пелотон - и отдохнувшие, набравшие потрясающую форму на тренировках, избежавшие стрессов на других гонках Лэнс и его команда. А, к примеру, Хэмилтон, финишировавший вторым на "Джиро", здесь был "мертвым" и ничего не показал.
- Вы покинули велоспорт совсем недавно. Наверняка приходилось бороться с Армстронгом один на один.
- Как ни странно, на трассе мы встречались довольно редко. Тем не менее однажды - кажется, в 94-м году - мы сошлись в очном споре. У меня даже фотография сохранилась.
- И кому досталась победа?
- Я в тот момент был лидером общего зачета Кубка мира, а Лэнс - чемпионом мира 1993 года в групповой гонке. И мы ехали какую-то классическую однодневку. Удалось убежать в отрыв - там кроме нас с Армстронгом был еще и итальянец Джанлука Бортолами. Лэнс и я старались друг друга контролировать, вели позиционную войну, а в итоге, как это нередко бывает, победа досталась "темной лошадке" - Бортолами. Но, сами понимаете, сравнивать Армстронга восьмилетней давности с нынешним Армстронгом - некорректно.
- Теперь у него статус другой?
- Дело не в этом. После страшной онкологической болезни, которую перенес Лэнс, он очень сильно изменился. Причем изменения эти коснулись прежде всего его физиологии. Раньше это был довольно крепкий, мускулистый гонщик - эдакий упитанный техасский рейнджер. А после долгой борьбы с болезнью Армстронг стал жилистым, худым.
Помню, увидел его на многодневке "Рута дель Соль" в Испании в 1998 году и поразился: елки-палки, и про этого бойца говорят, что ему осталось всего полгода жизни?! Да быть того не может!
А он продолжал удивлять: выиграл "Тур Люксембурга", финишировал четвертым в итоговом зачете на "Вуэльте", спустя год взял "Большую петлю". То, что Армстронг в четвертый раз победил в "Type", - справедливо. Это достойная награда для такого бойца.
- Теперь, когда гонка завершена, не возникает ли у вас ощущения, что отказ директората "Тура" Жана-Мари Леблана пригласить ведущие итальянские команды несколько обеднил интригу?
- Не думаю, что присутствие того же Чиполлини как-то повлияло бы на итоговый расклад. Пантани? Вряд ли он был бы в состоянии дать бой Армстронгу. Разве что "Саеко" во главе с Джильберто Симони могла бы побороться, но...
Даже если бы Симони участвовал в гонке, итальянская велогруппа, уверен, проиграла бы посталовцам - тактически. Сегодня "Ю.Эс.Постал" - самая тактически изощренная команда: уверенно говорю об этом, потому что она мастерски нейтрализовала двух сильных гонщиков из ОНСЕ - Хосеба Белоки и Игора Гонсалеса де Гальдеано.
Мне кажется, провал колумбийца Ботеро в общем зачете, несмотря на победу на двух этапах, тоже свидетельство силы Армстронга и его группы поддержки - Эраса, Екимова, Падрноса и других. Отнюдь не вина техасца, что у него не нашлось достойного конкурента на пути к четвертой победе. Скорее, это его заслуга. Снимаю шляпу перед оруженосцами Армстронга, они отработали достойно и сберегли своего лидера для триумфального проезда по Елисейским полям.
- Перед началом гонки Леблана обвиняли и в том, что вместо известных итальянских велогрупп он пригласил третьеразрядные французские командочки...
- Гонка носит название "Тур де Франс", и самими французами воспринимается прежде всего как национальное достояние. Велоспорт во Франции крайне популярен, поэтому легко было понять недовольство спонсоров местных велогрупп, когда их команды не имели возможности стартовать в престижнейшей гонке страны.
То, что в этом году увеличилось число французских команд, получивших приглашение участвовать в "Type", объясняется исключительно желанием поддержать национальный велоспорт. Что же до показанных ими результатов, то они весьма достойные. При небольшом бюджете и при отсутствии выдающихся мастеров и "Бонжур", и "Жан Делатур", и "Превоянс", и "Франсез де Же", и "Креди Агриколь" выступили уверенно, не потерялись в пелотоне, а Кирсипуу из "Превоянса" и Макги из "Франсез де Же" даже выиграли этапы. Отрадно и то, что к успеху французов оказался причастен и россиянин Бочаров.
Другое дело, что порядок отбора и приглашения этих команд можно было бы сделать максимально приближенным к спортивно-объективному. Ведь по существующему регламенту Международного союза велосипедистов все велогруппы разделены на три лиги. Первая лига, 22 команды, в свою очередь подразделяется на две группы - 10 в первой, 12 во второй. Первая десятка автоматически получает право принимать участие во всех престижных многодневках.
Этот регламент един для оргкомитетов всех гонок, кроме одной. Вы понимаете какой. Так что вопрос о критериях отбора - к Леблану.
- В связи с этим вопрос: не кажется ли вам, что в прежние годы пелотон был богаче на яркие индивидуальности, нежели сегодня?
- Дело в том, что 5 - 6 лет назад не было дискуссий о том, кого стоит приглашать на "Тур", а кого - нет. Хотя всегда кого-то не хватало... А сейчас в мировом пелотоне происходит смена поколений. Обратите внимание: те, кто сегодня выигрывает этапы на "Type", еще год назад не были известны широким слоям поклонников велоспорта. Взять того же Белоки - он ведь только в прошлом году стал что-то выигрывать. Или колумбиец Ботеро - это ведь его четвертый сезон. Кого еще вспомнить? Братья де Гальдеано - тоже вчерашние юнцы.
- А как же "старая гвардия"?
- Она, как и полагается, не сдается. Великолепно выступил Виранк, победивший Армстронга на одном из горных этапов. Жалабер второй раз подряд завоевал титул горного короля. Разве это не блистательное прощание великого француза с "Тур де Франс" и карьерой велопрофи?
Из звезд, которые отсутствовали, но могли бы украсить борьбу, я вспомнил бы только Ульриха. Но ведь еще до идиотского решения о его дисквалификации было ясно, что немец не выйдет на старт из-за проблем со здоровьем.
- Кого вы прочили в главные противники Армстронгу перед стартом "Тура" в Люксембурге?
- Мне казалось, что ОНСЕ при верной тактике вполне может оказать посталовцам достойное сопротивление посталовской политике на трассе. После выигрыша испанцами командной гонки это ощущение лишь окрепло. Думал, что Белоки и де Гальдеано начнут провоцировать Армстронга еще на равнине, чтобы до гор измотать его. Ведь это было вполне возможно. Вспомните, сразу после командной разделки в первой десятке общего зачета было сразу четыре гонщика ОНСЕ. Тогда и надо было пытаться "привезти" фавориту как можно больше минут отрыва.
Вот если бы они спровоцировали отрыв на равнине, создав преимущество минут в 15 минут для своего лучшего горного гонщика, того же Белоки, вот тогда Армстронг и "Ю.Эс.Постал" занервничали бы - и вынуждены были бы отыгрывать это отставание.
Конечно, равных Армстронгу в горах нет, но командным взаимодействием можно было если не увеличивать, так хоть оберегать свое преимущество. Но тактика испанцев оказалась ошибочной. Я бы даже назвал ее комфортной для Армстронга.
- Как вы прокомментировали бы выступление россиян?
- О Бочарове могу говорить только в превосходной степени. Для второго выступления на "Большой петле" это очень смело - убежать от Армстронга в горах и быть вторым за Виранком. И красиво. Браво!
У бедняги Гены Михайлова возникли проблемы с коленом, которые и помешали ему показать все, на что он способен. Я говорил с Геной по телефону, и он сказал, что ужасно расстроен своим результатом. Мне показалось, что Михайлов находится сейчас в каком-то полудепрессивном состоянии.
Удалось переговорить и со Славой Екимовым. Он чувствует себя прекрасно, отработал гонку великолепно. А то, что результат показал не из лучших, естественно: у него задачи в "Ю.Эс.Постал" были все же иные, нежели у Армстронга. Но со своей работой Екимов, повторю, справился на "отлично".
Наконец, Сережа Иванов просто не успел восстановиться после активных выступлений весной.
- Бориса Беккера как-то спросили: "Что может быть лучше, чем выиграть Уимблдон?" Последовал мгновенный ответ: "Выиграть его еще раз". А что у велогонщика может быть выше победы на "Тур де Франс"?
- (Смеется.) Это вы не по адресу. Для точного ответа на этот вопрос вам необходимо задать его Армстронгу. Я же могу рассказать про классические гонки, про Кубок мира, про невыигранные чемпионаты мира.
Лишь одно подчеркну: "Тур де Франс" - это вершина для мастера многодневных гонок. Это марафон на выносливость, на выживание, на характер. И с этой гонкой ничто не сравнится. Но сегодня в велоспорте царит жесткая специализация. И для тех, кто силен в однодневках, вершины иные - Кубок мира и классические гонки.
В любом случае у каждого велопрофи есть, образно выражаясь, свой "Тур де Франс" - гонка, к которой он готовится весь год, победе в которой подчиняет свою жизнь на протяжении сезона. Для меня такой вершиной был "Тур Фландрии". Я много раз финишировал на этой гонке вторым, третьим, шестым, восьмым. Казалось, что никогда не выиграю ее, но тем сильнее она манила меня. Я знал, что выдающийся ирландский гонщик Шон Келли, выигравший, казалось, все, что можно, так ни разу и не смог там победить. И это еще больше заставляло меня мечтать об успехе.
Когда я победил в "Type Фландрии" во второй раз, то радовался ничуть не меньше, чем в первый. Вот это и была моя "Большая петля". Гонка, которую хотелось выигрывать вновь и вновь.
Ровшан АСКЕРОВ
"СЭ" благодарит Андрея Чмиля за блестящий анализ событий на "Тур де Франс"-2002. Надеемся, наше сотрудничество будет продолжено.
РЕЗУЛЬТАТЫ |
89-я супермногодневка "Тур де Франс" |
18-й этап. Клюз - Бург-ан-Бресс. 176,5 км |
1. Хусховд (Норвегия, "Креди Агриколь") - 4:28.28. 2. Менжен (Франция, "Франсез де Же") - то же время. 3. Сторм Пииль (Дания, "Тискали") - отставание 0.05. 4. Ван Бон (Голландия, "Фарм Фритс") - 0.33. 5. Якше (Германия, ОНСЕ). 6. Ники Соренсен (Дания, "Тискали") - у обоих то же время... 12. Цабель (Германия, "Телеком") - 11.42... 22. Белоки (Испания, ОНСЕ)... 24. Армстронг (США, "Ю.Эс.Постал")... 28. Ботеро (Колумбия, "Келме")... 31. МИХАЙЛОВ (Россия, "Лотто")... 33. ЕКИМОВ (Россия, "Ю.Эс.Постал")... 35. Олано (Испания, ОНСЕ)... 47. Румсас (Литва, "Лямпре")... 61. Кивилев (Казахстан, "Кофидис")... 64. Виранк (Франция, "Фарм Фритс")... 106. Эрас (Испания, "Ю.Эс.Постал")... 115. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс")... 117. ИВАНОВ (Россия, "Фасса Бортоло")... 126. Лоран Жалабер (Франция, "Тискали")... 137. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - у всех то же время.
19-й этап. Ренье-Дюреет - Масон. Разделка на 50 км
1. Армстронг - 1:03.50 (средняя скорость 46,997 км/ч). 2. Румсас - отставание 0.53. 3. Бодроги (Венгрия, "Мапеи") - 1.06. 4. Миллар (Великобритания, "Кофидис") - 1.14. 5. Игор Гонсалес де Гальдеано (Испания, ОНСЕ) - 1.42. 6. Гончар (Украина, "Фасса Бортоло") - 1.43... 8. Ботеро - 2.11. 9. Белоки - 2.11... 22. МЕНЬШОВ - 4.06... 28. Эррас - 4.24... 30. Жалабер - 4.26... 39. ЕКИМОВ - 5.15... 43. ИВАНОВ - 5.28... 61. Виранк - 6.02... 69. Олано - 6.21... 87. Кивилев - 7.02... 97. Цабель - 7.33... 117. МИХАЙЛОВ - 8.04... 128. БОЧАРОВ - 8.38.
20-й этап. Мелун - Париж. 144 км
1. Макивен (Австралия, "Лотто") - 3:30.47. 2. Кук (Австралия, "Франсэз де Же"). 3. Назон (Франция, "Бонжур"). 4. Бальдато (Италия, "Фасса Бортоло"). 5. Казаротто (Италия, "Алессио"). 6. ОТрэди (Австралия, "Креди Агриколь"). 7. Цабель... 30. Белоки . 31. Румсас. 32. Олано. 33. ИВАНОВ... 43. Армстронг... 45. Ботеро... 47. МИХАЙЛОВ. 48. Кивилев. 49. Гонсалес де Гальдеано... 58. Састре (Испания, "Тискали")... 65. Азеведу (Португалия, ОНСЕ)... 77. ЕКИМОВ... 82. Манчебо (Испания, "Банесто").. 95. БОЧАРОВ... 101. Эрас... 125. Виранк... 129. Лоран Жалабер... 135. МЕНЬШОВ.
Общий зачет. 1. Армстронг - 82:05.12. 2. Белоки - отставание - 7.17. 3. Румсас - 8.17. 4. Ботеро - 13.10. 5. Гонсалес де Гальдеано - 13.54. 6. Азеведу - 15.44. 7. Манчебо - 16.05. 8. Лейфеймер (США, "Рабобанк") - 17.11. 9. Эрас - 17.12. 10. Састре - 19.05... 16. Виранк - 28.42... 21. Кивилев - 33,41... 30. БОЧАРОВ - 51.52... 42. Лоран Жалабер - 1:17.48... 58. ЕКИМОВ - 1:45.51... 78. Олано - 2:08.25... 81. ИВАНОВ - 2:10.07. 82. Цабель - 2:10.33... 92. МИХАЙЛОВ - 2:20.39. 93. МЕНЬШОВ - 2:21.31.
Самый активный гонщик. 1. Макивен - 280 очков. 2. Цабель - 261. 3. О'Грэди - 208... 6. Армстронг - 119.
"Горный король". 1. Лоран Жалабер - 262. 2. Эртс (Бельгия, "Лотто") - 178. 3. Ботеро - 162. 4. Армстронг - 159... 8. Виранк - 107.
Командный зачет. 1. ОНСЕ - 246:36.14. 2. "Ю.Эс. Постал" - отставание 22.49. 3. "Тискали" - 30.17.
САМЫЕ-САМЫЕ НА "ТУР ДЕ ФРАНС" |
5 побед | Мигель ИНДУРАЙН Испания | 1991-1995 |
Бернар ИНО Франция | 1978-1979, 1981-1982, 1985 | |
Эдди МЕРКС Бельгия | 1969-1972, 1974 | |
Жак АНКЕТИЛЬ Франция | 1957, 1961-1964 | |
4 победы | Лэнс АРМСТРОНГ США | 1999-2002 |
3 победы | Грег ЛЕМОНД США | 1986, 1989-1990 |
Луизон БОБЭ Франция | 1953-1955 | |
Филлип ТИС Бельгия | 1913-1914, 1920 | |
2 победы | Лоран ФИНЬОН Франция | 1983-1984 |
Бернар ТЕВЕНЕ Франция | 1975, 1977 | |
Фаусто КОППИ Италия | 1949, 1952 | |
Джино БАРТАЛИ Италия | 1938, 1948 | |
Андре ЛЕДЮК Франция | 1930, 1932 | |
Николя ФРАНТЦ Люксембург | 1927-1928 | |
Оттавио БОТТЕКЬЯ Италия | 1924-1925 | |
Фирмин ЛАМБО Бельгия | 1919, 1922 | |
Люсьен ПТИ-БЕТОН Франция | 1907-1908 |
Лэнс АРМСТРОНГ и "БОЛЬШАЯ ПЕТЛЯ" |
1993 | 1 победа (Вердун) | сход |
1994 | 0 побед | сход |
1995 | 1 победа (Лимож) | 36-е место в общем зачете |
1996 | 0 побед | сход |
1999 | 4 победы (Пюи-дю-Фу, Метц, Сестриере, Футюроскоп) | 1-е место в общем зачете |
2000 | 1 победа (Мюлуз) | 1-е место в общем зачете |
2001 | 4 победы (Альп д'Юэз, Шамрусс, Сен-Лэри-Солан, Сен-Аман-Монтрон) | 1-е место в общем зачете |
2002 | 4 победы (Люксембург, Ле Монжи, Плато де Бейль, Масон) | 1-е место в общем зачете |
За восемь стартов в "Большой петле" Армстронг выиграл 15 этапов, в том числе восемь - в разделках (учитывая два пролога - в Пюи-дю-Фу и Люксембурге).