Газета Спорт-Экспресс № 163 (2955) от 23 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

24 июля 2002

24 июля 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ШУМАХЕР - ПЯТИКРАТНЫЙ. НО ДОГНАЛ ЛИ ОН ФАНХИО?

В минувшее воскресенье на автодроме Маньи-Кур во Франции свершилось историческое событие. "Формула-1" получила еще одного пятикратного чемпиона мира: к легенде автогонок - великому аргентинцу Хуану Мануэлю Фанхио - спустя 45 лет присоединился немец Михаль Шумахер. Рекорд по количеству побед в чемпионатах мира, казавшийся недостижимым не одному поколению гонщиков, повторен. А в будущем сезоне, возможно, будет и превзойден!

ДОСЬЕ "СЭ"

Хуан Мануэль ФАНХИО

Родился 24 июня 1911 года в городке Бальсарса (Аргентина). Умер 17 июля 1995 года.

Впервые за руль гоночного автомобиля сел в 17 лет. В 1949 году по протекции президента Аргентины Перона дебютировал в европейских автогонках. Первый чемпионский титул в "Формуле-1" выиграл в возрасте 40 лет, последний - в 46.

В "Формуле-1" провел 7 полных сезонов. Принял участие в 51 "Гран-при", одержал 24 победы, 28 раз стартовал с поула, 23 раза показывал лучшее время на круге. За карьеру набрал 277,5 очка.

Выступал за команды "Альфа Ромео", "Мерседес", "Мазерати", "Феррари".

Основными соперниками Фанхио были Джузеппе Фарина, Альберто Аскари, Фройлян Гонсалес, Майк Хоторн, Стирлинг Мосс.

ДОСЬЕ "СЭ"

Михаэль ШУМАХЕР

Родился 3 января 1969 года в городке Керпен (Германия).

За руль впервые сел в возрасте 4 лет. В "Формуле-1" дебютировал в 22 года. Первый чемпионский титул выиграл в 25 лет.

В "Формуле-1" проводит 11-й полный сезон. Принял участие в 173 "Гран-при", одержал 61 победу, 46 раз стартовал с поул-позишн, 47 раз показывал лучшее время на круге. Набрал за карьеру 897 очков.

Выступал за команды "Джордан", "Бенеттон", "Феррари".

Основными соперниками Шумахера в чемпионатах мира были Дэмон Хилл, Жак Вильнев, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард, Хуан Пабло Монтойя.

Ольга ЛИНДЕ

Десять лет назад, когда в России начали всерьез писать о "Формуле-1", то, что случилось в воскресенье, казалось фантастикой. Чем-то недостижимым, невозможным, чем-то таким, что если когда-то и было, то осталось далеко в прошлом.

Пять высших титулов Хуана Мануэля Фанхио выглядели непоколебимой вершиной, подняться на которую после великого аргентинца больше не сможет никто. Не потому, что таланта не хватит или амбициозности. Чего-чего, а таланта и амбиций у тех же Сенны и Проста с лихвой хватило бы на целый пелотон! Нет. Просто изменилась жизнь. Изменился спорт. Совсем другими стали автогонки. Они перестали быть увлечением, пускай и смертельно опасным для жизни, но все-таки - хобби, а стали жестким, даже жестоким профессиональным бизнесом. Причем коллективным. И роль личности в них, как ни печально это звучит, стала значительно меньше, чем в годы Фанхио.

Однако нашелся человек, который сумел от современной прагматичной "Формулы-1" добиться того же эффекта, что и Фанхио. Михаэль Шумахер.

Когда-то в детстве у меня была такая игрушка - деревянная пирамидка, разноцветные колечки которой нанизывались на стерженек. Так вот Шумахер и "Феррари" - та самая пирамидка, в которой немец играет роль стержня. Он как нельзя более подошел под ту модель Скудерии, которую вынянчил спортивный директор итальянцев Жан Тодт! Вот уж кому на дух не нужны романтики. Тодту был нужен Шумахер. Жесткий прагматик до мозга костей. Ибо только с таким пилотом "Феррари" могла добиться цели.

В том, что касается жесткости (переходящей в жестокость) и прагматизма, Шумахер очень похож на своего великого предшественника. Ведь немалую долю таланта Фанхио как раз и составляли именно эти качества. Все свои чемпионские титулы аргентинец завоевал, выступая за разные команды! Он очень хорошо умел оценивать конъюнктуру - и без малейших колебаний в середине сезона бросал команду, чья машина не приносила желаемого результата. Уходил туда, где снова мог побеждать.

Впрочем, несмотря на всю похожесть двух пятикратных, мир "Больших призов" не спешит ставить нынешнего на одну ступень с легендарным. По той простой причине, что сейчас на дворе - другие времена. Фанхио добывал свои победы в годы, когда смерть на трассе была делом обычным. И пилот, выходя на старт, прощался с друзьями навсегда. Потому что не был уверен, что вернется. И цена победы тогда не идет ни в какое сравнение с ценой победы сегодня.

САМЫЕ-САМЫЕ

За 53-летнюю историю "Формулы-1" как официального вида автогонок высшими титулами владели 27 пилотов. Первым в этом списке стоит чемпион мира-50 итальянец Джузеппе "Нино" Фарина.

Хуан Мануэль ФАНХИО Аргентина

2-й

5 титулов (1951, 1954 - 1957)

Михаэль ШУМАХЕР Германия

24-й

5 титулов (1994 - 1995, 2000 - 2002)

Ален ПРОСТ Франция

21-й

4 титула (1985 - 1986, 1989, 1993)

Джек БРЭБХЭМ Австралия

5-й

3 титула (1959 - 1960, 1966)

Джекки СТЮАРТ Великобритания

11-й

3 титула (1969, 1971, 1973)

Ники ЛАУДА Австрия

14-й

3 титула (1975, 1977, 1984)

Нельсон ПИКЕ Бразилия

19-й

3 титула (1981, 1983, 1987)

Айртон СЕННА Бразилия

22-й

3 титула (1988, 1990 - 1991)

Альберто АСКАРИ Италия

3-й

2 титула (1952-1953)

Грэм ХИЛЛ Великобритания

7-й

2 титула (1962,1968)

Джим КЛАРК Великобритания

8-й

2 титула (1963,1965)

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ Бразилия

13-й

2 титула (1972,1974)

Мика ХАККИНЕН Финляндия

27-й

2 титула (1998 - 1999)

САМЫЕ "БЫСТРЫЕ" ЧЕМПИОНАТЫ

За 53 года проведения "Больших призов" лишь в 21 случае обладатель высшего титула определялся в финальной гонке сезона. В 32 остальных имя победителя становилось известно досрочно. 12 раз триумфатор ставил точку в погоне за чемпионской короной в предпоследней гонке. В остальных двадцати чемпионаты заканчивались за два и более этапов до официального финиша.

6(11/17)

Михаэль ШУМАХЕР

2002

Маньи-Кур (Франция)

5(11/16)

Найджел МЭНСЕЛЛ

1992

Хунгароринг (Венгрия)

4(13/17)

Михаэль ШУМАХЕР

2001

Хунгароринг (Венгрия)

3(8/11)

Джекки СТЮАРТ

1969

Монца (Италия)

1971

Цельтвег (Австрия)

3(7/10)

Джим КЛАРК

1963

Монца (Италия)

1965

Нюрбургринг (Германия)

Чемпионами за два этапа до финиша становились Альберто Аскари (1952 - 6/8), Хуан Мануэль Фанхио (1954 - 7/9; 1957 - 6/8), Джек Брэбхэм (1966 - 7/9), Эмерсон Фиттипальди (1972 - 10/12), Джекки Стюарт (1973 - 13/15), Ники Лауда (1977 - 15/17), Марио Андретти (1978 - 14/16), Джоди Шектер (1979 - 13/15), Ален Прост (1985 - 14/16; 1993 - 14/16), Михаэль Шумахер (1995 - 15/17).

Михаэль ШУМАХЕР

ПЯТЬ - ХОРОШО. А ШЕСТЬ - ЛУЧШЕ!

- Пятый чемпионский титул - великое достижение! Как себя чувствуете?

- Как чувствую?... Честно говоря, я никогда не был мастером подыскивать нужные слова в подобные моменты. Это сильнее меня.

- Вы повторили рекорд великого Хуана Мануэля Фанхио...

- Мне об этом часто напоминают, но я не слишком задумываюсь над тем, что это значит. То, что сейчас делаем мы, все-таки нельзя сравнить с тем, чего в свое время добился Фанхио. В те годы гонщикам для победы приходилось прикладывать куда больше сил, чем сейчас, когда наш спорт превратился в по-настоящему командный. Вокруг каждого пилота множество людей, готовых помочь. Так что все стало значительно легче. Вот почему я стараюсь просто наслаждаться своими достижениями, не сравнивая их с прежними рекордами.

- Было ли предчувствие, что именно сегодня вы станете пятикратным?

- О том, что смогу завоевать титул уже во Франции, я даже не думал, поэтому никакого психологического прессинга не испытывал. Все произошло уже во время гонки. Сначала я увидел, что остановился Баррикелло, затем сравнил свою скорость со скоростью Монтойи - и вот тут-то впервые и пришла мысль о возможном чемпионстве.

Ведь в самом начале гонки, как вы помните, Монтойя никак не мог развить достаточную скорость. Мы были быстрее колумбийца, пытались его обойти, и на первых пяти кругах имели несколько реальных возможностей для обгона. Помню момент, когда я зашел по внешнему радиусу, а Райкконен по внутреннему... Монтойя устоял, но я получил настоящее наслаждение от этой борьбы.

Затем гонка стабилизировалась - лидеры нашли необходимый ритм, и шансов пойти на обгон уже не было. Спасибо моим механикам - они классно сработали на пит-стопе. Но затем я сделал ошибку - выезжая с пит-лейн, пересек белую линию... Не знаю, на сколько нарушил границу - возможно, всего на сантиметры. В любом случае - нарушил правила, так нарушил. Последовал штраф - и пришлось снова нагонять.

Затем были круги, полные событий: сначала погоня, затем попытки обойти Райкконена, который провел фантастическую гонку... В итоге мне просто повезло: я не ожидал, что Кими ошибется, ведь до этого момента он все делал абсолютно правильно.

- А как вам дались последние круги? Какие сообщения вы получали по радио?

- Последние четыре круга "Гран-при Франции" были самыми ужасными в моей карьере - они никак не хотели кончаться, казалось, что будут длиться вечно! И все из-за того, что на плечи навалилась жуткая тяжесть: ни в коем случае не сделать какой-либо ошибки. Я понимал, что нахожусь впереди, что обогнать меня сложно, но все равно напряжение было слишком велико. К тому же я был уверен, что один из двоих (Монтойя или Ральф Шумахер. - "СЭ") финиширует на подиуме, и, значит, моя победа не принесет титула.

Да, это было жуткое напряжение. Ничего подобного я раньше не испытывал. Зато понял, что значит для меня эта победа и как сильно я люблю спорт... Но как только я пересек финиш, вся тяжесть моментально улетучилась!

Я рад тому, что достиг этой вершины вместе с такой потрясающей командой, как "Феррари", с людьми, которых можно и нужно любить, восхищаясь их работоспособностью, мотивацией, тем, какие усилия они вкладывают в свой труд. Не хочу сейчас называть какие-то имена - я люблю всех ребят, потому что у нас прекрасное взаимопонимание. И потрясающие совместные достижения. "Спасибо вам" - это слишком мало для того, чтобы выразить благодарность за то, что они сделали.

- Наверное, нынешний - пятый - титул для вас совершенно особенный.

- О, все пять особенны по-своему. Их нельзя сравнивать: нет титулов лучше или хуже. Да что там чемпионский титул - все победы совершенно отличны друг от друга, и опыт, добытый в одной гонке, не всегда применим в другой. Надо просто наслаждаться ими!

- Ваша биография - это длинный список рекордов, побед, титулов... Неужели еще сохранился азарт, неужели теперь вы будете мечтать о выигрыше шестого чемпионата?

- Конечно, буду. Но вовсе не по той причине, о которой вы думаете. Мне просто доставляет удовольствие выходить на старт, проводить хорошие гонки, выигрывать их. Да и почему бы мне вдруг надоело побеждать? У нас прекрасная команда, мы набрали фантастическую форму и можем сохранить ее еще очень долго!

Лина ХОЛИНА