Газета Спорт-Экспресс № 144 (2936) от 1 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ТЕННИС |
WIMBLEDON |
ЧЕМ ЮЖНЫЙ ХУЖЕ ПЕРВОЙ РАКЕТКИ ТАИЛАНДА?
Евгений ФЕДЯКОВ |
из Лондона |
Российские игроки Михаил Южный, Елена Дементьева и Елена Лиховцева вышли в субботу в четвертый круг Уимблдона-2002. Причем Южный сегодня впервые проведет на Центральном корте Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета матч с лидером мировой классификации по итогам 52 недель австралийцем Ллейтоном Хьюиттом. "Да, очень непростой будет поединок", - сказал в субботу тренер россиянина Борис Собкин. Впрочем, на турнире, где уже произошло столько сенсаций, возможно все, что угодно. Ведь победил же лучший тайский теннисист Парадорн Шричапхан другого фаворита - самого Андре Агасси. Так чем Южный хуже?
КАФЕЛЬНИКОВ БУДЕТ ИСКАТЬ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ
Вот это по-нашему: или все паны, или все пропали! В пятницу три российских игрока завершили выступления в одиночном разряде, зато в субботу другая троица в полном составе вышла в четвертый круг. Жаль, конечно, что проиграли Евгений Кафельников, Анастасия Мыскина и Татьяна Панова. Но будем объективны: наши теннисистки уступили сильным соперницам. В большей степени не повезло Кафельникову, хотя бельгиец Ксавье Малисс - крепкий орешек, который в тот день смотрелся очень даже неплохо.
- Обидно? - спросил я Евгения, когда после окончания пресс-конференции он сам предложил переговорить тет-а-тет.
- Конечно. Ведь в первых двух сетах борьба была равной, и с таким же успехом они могли закончиться в мою пользу, но что-то не сложилось. В третьей же партии Малисс сразу получил преимущество, и я не сумел его догнать.
- Стоит ли искать закономерность в том, что и футбольная сборная России, и вы с Сафиным на Уимблдоне проиграли бельгийцам?
- Думаю, нет. Это обычное стечение обстоятельств.
- Насколько вы мотивированы на победу в парном разряде, где выступаете с голландцем Полом Хаархусом, с которым недавно выиграли Roland Garros?
- В принципе хотелось бы снова стать первыми. После Уимблдона у меня будет довольно длительный перерыв в выступлениях, и надо поддерживать форму. В то же время чувствую, что нуждаюсь в отдыхе, так как уже 5 - 6 недель ощущаю боли в ноге. В общем, надо искать золотую середину.
- Где вы будете играть свой следующий турнир?
- В конце июля в Торонто. Пожелав Кафельникову удачи, я вспомнил, что уже после третьего круга в нижней части сетки не осталось ни одного игрока, "посеянного" под номерами с 1-го по 16-й. Нечто похожее случалось и раньше, в годы самодержавного правления на Уимблдоне Пита Сампраса. И все-таки столь обильного звездопада не было, наверное, никогда. Теперь едва ли не каждый оставшийся в строю может рассчитывать на выход в финал! Почему бы это не сделать, к примеру, чемпиону Уимблдона-96 Рихарду Крайчеку, который только-только вернулся после почти двухгодичного перерыва, связанного с травмой руки? Или его следующему сопернику австралийцу Марку Филиппуссису, также недавно возобновившему выступления после операции на колене? А может, пробил час другого представителя Зеленого континента - 31-летнего Уэйна Артурса, славящегося неберущейся подачей и не позволившего своим соперникам сделать в трех матчах ни одного брейка? В верхней же части сетки явными фаворитами остаются Ллейтон Хьюитт и Тим Хенмэн, которые могут встретиться в полуфинале.
Кафельников, правда, предсказывал, что Хенмэну в поединке с южноафриканцем Уэйном Феррерой придется нелегко. И оказался прав. Из этого первого субботнего поединка на Центральном корте организаторы турнира сделали настоящее шоу, специально пригласив на него знаменитых британцев - представителей разных видов спорта, в том числе футбольного тренера Бобби Робсона и гребца Стива Редгрэйва. Ни они, ни теннисные звезды прошлых лет австралийцы Кен Розуолл, Фрэнк Седжмэн и американец Джон Макинрой не могли понять, почему англичанин раз за разом играл Феррейре под лево. Ведь обводящий бэкхэнду 30-летнего рыжеволосого ветерана куда сильнее и опаснее форхэнда!
В то время как тренер Хенмэна Лэрри Стефанки наблюдал за игрой с абсолютно непроницаемым выражением лица, на сидевшую рядом с ним Люси Хенмэн, жену Тима, находящуюся на пятом месяце беременности, было больно смотреть. Сколько сет-пойнтов отыграли соперники друг у друга в тот день! Ключевой момент наступил на тай-брейке в третьей партии. Феррейра, ведя - 4:1, послал мяч точно в линию, однако судья на вышке португалец Хорхе Диас зафиксировал аут. Потом этот эпизод много раз прокрутят по ВВС, а Хенмэн на пресс-конференции намекнет, что Диас ошибся. Однако бедному Феррейре от этого уже легче не будет. Получив 4:2 вместо 5:1, он в итоге проиграет тот тай-брейк, а затем и весь матч.
ЛИХОВЦЕВА: В ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ ЕСТЬ СВОИ МИНУСЫ
Тем временем на втором корте Елена Лиховцева сражалась с новоиспеченной англичанкой Еленой Балтачой - дочерью бывшего защитника киевского "Динамо" и английского "Ипсвича" Сергея Балтачи, которая родилась в Киеве, но затем вместе с родителями уехала в Великобританию. Победа над южноафриканкой Амандой Кетцер превратила получившую wild card 295-ю ракетку мира едва ли не в национальную героиню: на следующий день авторитетная лондонская The Times вышла с портретом 18-летней Балтачи на первой странице. В субботу Болли, как называют ее друзья (от английского ball - мяч), снова мощно подавала и била с задней линии, но пробить свою российскую тезку все-таки не смогла. Несмотря на то, что Лиховцева играла с перебинтованной лодыжкой.
- Что можете сказать об игре Балтачи? - вопрос к россиянке.
- У нее очень хорошая подача, поэтому мне было трудно поймать ритм.
- А с чем было сегодня сложнее справляться - с ее подачей или с давлением болевшей за Елену публики?
- Конечно, непросто, когда все на стороне твоей соперницы. Я знала, что судьи тоже будут поддерживать ее, хотя сегодня, по-моему, они ошибались и в ту, и в другую сторону. Балтача хорошо настроилась на матч, она очень хотела победить. В таких условиях я порой начинаю на кого-то злиться, однако на сей раз старалась сконцентрироваться на теннисе.
- На мой взгляд, у вас неплохие шансы в следующем матче против Малеевой.
- Я с ней давно не встречалась - уже и не помню, когда это было в последний раз. Прогнозы делать не хочу, надеюсь, что поединок получится интересным.
- Второй корт Уимблдона стал для вас почти родным, ведь на нем вы победили и Клийстерс.
- Мне на нем играть хорошо и уютно. Правда, из-за отсутствия дождей трава высохла, и газон стал намного быстрее, чем на тренировочных кортах. Очень тяжело играть, даже кроссовки о землю стираются, ноги иногда проскальзывают.
- То есть в хорошей погоде есть и свои минусы?
- Конечно. Если дождей не будет и на второй неделе, корты, наверное, совсем останутся без травы.
- Что у вас с ногой?
- Дает о себе знать старая травма ахилла, которой уже около шести лет. На траве приходится тяжелее всего, потому что тут во время игры делаешь много резких движений. Но сегодня я перебинтовала лодыжку, и стало немного легче.
- А ведь вы еще играете в паре и миксте. Не мешают парные разряды одиночке? Не устали?
- Усталость чувствуется, но я выкладываюсь на сто процентов, потому что после Уимблдона несколько недель не буду выступать на турнирах WTA Tour. Настраиваюсь на каждый матч. Мне интересно играть и в паре, и в миксте, где у меня очень хорошие, интересные партнеры - зимбабвийка Кара Блэк и индиец Махеш Бхупати.
ЮЖНЫЙ: СЕКРЕТ УСПЕХА - ПРАВИЛЬНАЯ ТАКТИКА
Вскоре после победы Лиховцевой порадовал и Михаил Южный, за 2 часа 9 минут разобравшийся на первом корте с французом Николя Эскюде. Правда, "посеянный" под 16-м номером француз играл с травмой брюшной мышцы, но это не умаляет заслуг россиянина, который провел отличный матч. Активными ударами он выиграл больше очков - 45 против 33 у соперника, а невынужденных ошибок допустил меньше - 13 против 32.
- Трудно настроиться на борьбу, когда знаешь, что твой оппонент травмирован? - спросил я Южного.
- Конечно. В таких случаях стараешься забыть об этом и помочь ему побыстрее закончить матч. Правда, не всегда удается.
- Какие сложности возникли у вас сегодня?
- Были проблемы с самим собой. Я хорошо начал игру, а во второй партии у меня получился явный провал - не мог перебить мяч на другую сторону. Хорошо, что в третьем и четвертом сетах собрался.
- Вы впервые играли на первом корте Уимблдона?
- Да.
- Ну и как ощущения?
- Каких-то особых чувств я не испытывал, поскольку на Открытых чемпионатах США и Австралии я уже выступал на таких больших кортах и привык к ним.
- Что думаете по поводу предстоящей встречи с Хьюиттом?
- В Голландии мы с ним играли на плохом покрытии, где мяч отскакивал так, как хотел. Неровные корты уравнивают шансы, а здесь, наоборот, газон идеальный.
- А то, что там матч был из трех сетов, а здесь - из пяти, лучше для вас или хуже?
- Трудно сказать, кому это на пользу пойдет. Все будет зависеть от ситуации.
- Кафельников вчера на пресс-конференции сказал, что ему порой трудно выбрать правильную тактику на траве. Например, он начинает сомневаться, выходить ему к сетке или остаться на задней линии. Вы на траве тактически играете иначе, чем на других покрытиях?
- Я и на харде, и на траве, и на грунте стараюсь играть в свой теннис. Конечно, под покрытие обязательно подстраиваешься, но это не значит, что если, например, ты никогда не выходил к сетке, на траве сломя голову полетишь к ней только потому, что так поступают большинство игроков. Вырабатывая тактику на конкретный матч, мы обязательно учитываем особенности соперника.
- В чем самые сильные стороны Хьюитта?
- Он чрезвычайно быстр и, мне кажется, очень хорошо обводит. Поэтому просто так к сетке бегать будет нельзя.
- По идее вы не должны испытывать особого психологического давления, ведь терять-то нечего?
- По идее-то, да. Но ведь все равно хочется сыграть как можно лучше.
- Вы во второй раз подряд доходите до четвертого круга Уимблдона. Планируете пик формы именно на этот турнир?
- Нет, просто так получается. Тут в разговор вступил Борис Собкин, тренер Южного, который пришел на интервью своего подопечного вместе с его старшим братом и спарринг-партнером Андреем Южным:
- Михаил ведь на Открытом чемпионате Австралии тоже играл хорошо, и если бы не налетел на Сафина в третьем круге, то, не исключено, прошел бы дальше. Кстати, Марат очень серьезно отнесся к тому матчу, таким сосредоточенным я его давно не видел. Да и на US Open мы уступили Сампрасу, первый раз играя на центральном корте. В принципе мы всегда наиболее ответственно готовимся именно к турнирам "Большого шлема". Если говорить о сегодняшней игре с Эскюде, то Михаил очень хорошо принимал его подачу. Кроме того мне удалось угадать с тактикой. Посмотрев предыдущий матч француза против Марка Россе, мы с Андреем обратили внимание на то, что справа с лета Эскюде играет хуже, чем слева. Поэтому Михаил часто обводил его. Еще один момент: Николя постоянно выходит к сетке, причем после второй подачи подбегает к ней слишком быстро. Этим он здорово облегчил нам задачу. Я сказал Михаилу, чтобы он кидал "свечи" сопернику за спину, что в ключевые моменты и сработало. А вот на матч с Хьюиттом в Голландии тактику я выбрал неправильно. Здесь постараемся ее поменять. Хотя поединок предстоит очень тяжелый. У Хьюитта ведь прекрасный шанс выиграть Уимблдон, и он наверняка будет стремиться к этому. В Голландии Ллейтон выглядел немного расхлябанным, здесь же он настраивается на все сто процентов. Как играет Хьюитт, нам известно, однако он наверняка тоже неплохо изучил сильные и слабые стороны Михаила. Сейчас мы сходим посмотрим его очередной матч и, возможно, что-нибудь еще придумаем.
Пробившегося в основную сетку через квалификацию австрийского левшу Джулиана Ноула австралиец, естественно, одолел в трех партиях. А придумал Собкин вместе с братьями Южными что-то особенное или нет, мы узнаем сегодня.
ТЕПЕРЬ НА БЕЛЬГИЙКУ
НАСТРАИВАЕТСЯ ДЕМЕНТЬЕВА
Напоследок в субботу победила и Елена Дементьева. Два хороших сета против чемпионки Roland Garros-97 Ивы Майоли - и россиянка тоже в четвертом круге, где ее поджидает прошлогодняя финалистка Уимблдона бельгийка Жюстин Энен.
Поздравив Дементьеву с победой, я спросил у нее:
- В четверг вы сказали, что смогли посмотреть Майоли в игре против Веры Звонаревой. Это помогло?
- Конечно. Я сделала правильные выводы. Сегодня Ива играла совсем иначе, чем два года назад в наших предыдущих матчах в Хилтон-Хед и Лейпциге. Возможно, потому, что я очень сильно била по мячу, и он у нее иногда просто срывался с ракетки.
- Как вам атмосфера на втором корте?
- Я играла на нем в первый раз, и, честно говоря, он мне не понравился. На нем очень маленькие забеги за задней линией, и кажется, что зрители висят сверху. К тому же очень шумно было. В общем, не очень уютный корт.
- Ну а как теперь насчет того, чтобы взять пример с Елены Лиховцевой и обыграть Жюстин Энен?
- Я, конечно, постараюсь. В последний раз мы встречались с Жюстин на Открытом чемпионате Австралии, и я очень легко уступила ей. Переволновалась, делала много невынужденных ошибок, не могла завязать борьбу - ее фактически не было. Посмотрим, как сложится на этот раз. По крайней мере после серии побед на траве мяч я чувствую неплохо.
- Судя по предыдущим матчам, сыгранным здесь, Энен сейчас уязвима...
- Наверное, она действительно не в лучшей форме. Однако это все равно достаточно опасная соперница и не случайно входит в число шести сильнейших в мире. И все-таки надеюсь, что небольшое преимущество у меня будет.