Газета Спорт-Экспресс № 127 (2919) от 10 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

11 июня 2002

11 июня 2002 | Теннис

Он удивительно похож на свою сестру - и чертами лица, и мягкой манерой вести беседу. Михаэль Граф, младший брат великой немецкой теннисистки Штеффи Граф, посетил редакцию "СЭ" в прошлое воскресенье. Потрясенный красотой Москвы, в которой он побывал впервые, на следующий день Михаэль отправился в Париж на Открытый чемпионат Франции, где находились его знаменитая сестра и ее не менее знаменитый американский муж Андре Агасси.

Михаэль ГРАФ

НЕПРОСТО БЫТЬ БРАТОМ ШТЕФФИ

- Михаэль, что стало основой спортивных успехов Штеффи?

- Мы росли в спортивной семье. Наши дед и отец были довольно хорошими футболистами. Так что тяга к соревнованиям у нас с сестрой в крови. Только она выбрала ракетку, а я в 18 лет - автоспорт.

- В каких классах машин вы выступали?

- "Формула-Лотус", "Формула-Форд", "Формула-3". Гонялся в США и Японии.

- И каких добились успехов?

- Попадал в десятку лучших на чемпионате Германии в "Формуле-3", побеждал в Новой Зеландии и на этапах серии "Индикар".

- Как зовут вашу супругу?

- Илэйн.

- Редкое для немки имя...

- А она американка. Мы познакомились в Калифорнии во время моей деловой поездки. Это была любовь с первого взгляда.

- А несколько лет спустя Штеффи вышла замуж за Андре Агасси. Это ваша семейная традиция - находить свою вторую половину по ту сторону океана?

- (Смеется.) Получается, что так!

- Илэйн работает?

- Ее главная работа - воспитание наших детей. Их трое. Сыну в сентябре исполнится 7 лет. Старшей дочке будет 5 в ноябре, а младшей сейчас 2 месяца. Мы назвали ее в честь моей сестры - Штефания Граф.

- Вам хочется, чтобы дети продолжили спортивную династию?

- Я был бы этому только рад. Хотя, конечно, трудно предсказать, какой путь они выберут в жизни.

- И на каком поприще вы прочите им успех - в автоспорте или на теннисном корте?

- Сын - очень подвижный, живой мальчик, сейчас он страстно увлечен футболом. А вот дочь уже пробует играть в теннис. Предвижу, с какими трудностями ей придется столкнуться.

- Конечно, племяннице Штеффи Граф будет непросто соответствовать такой фамилии.

- Несомненно. Давление на нее будет чудовищным. И если она изберет этот путь, то привыкать к жесткости и жестокости спортивного мира нужно как можно раньше.

- А трудно быть братом Штеффи Граф?

- С одной стороны, это очень приятно и почетно. Я горжусь своей сестрой. Но, с другой, есть тут и минусы. Взять, например, мою спортивную карьеру. Мне тяжело было выходить на старты гонок, находясь под сумасшедшим психологическим прессом. От брата такой великой спортсменки всегда ждали чего-то сверхъестественного, особенно в Германии. Пресса, менеджеры, публика - все следили за каждым моим шагом. Некоторое облегчение я испытал, когда начал выступать за границей - в Японии, Новой Зеландии. Благодаря спорту уже в довольно юном возрасте мне посчастливилось увидеть множество интереснейших городов, пообщаться с массой замечательных людей. У Штеффи было много друзей, которые становились и моими друзьями.

- Вы были на свадьбе Штеффи и Андре?

- Нет. Видите ли, это был только их день, они не хотели, чтобы на свадьбе собралось много народу. Все прошло в очень тесном кругу.

- Почему они назвали своего сына Джейденом Гилом?

- Очень непросто найти имя, которое бы легко воспринималось и американским, и немецким ухом. Джейден - это своеобразный компромисс, данное имя одинаково звучит на обоих языках. А Гилом зовут лучшего друга Андре, его тренера по физподготовке с 1990 года (Гил Рейес. - "СЭ").

- Даете ли вы какие-то советы молодой маме Штеффи по поводу воспитания детей?

- Конечно. И, по-моему, она к ним прислушивается. Наблюдать за Штеффи в новом качестве очень забавно. Привыкшая сама принимать решения, она сейчас выглядит беззащитной, ждущей помощи. Ребенок преобразил сестру.

- Как вам Андре в роли мужа?

- Знаете, я всегда представлял его эдаким рубахой-парнем, истинным янки, немного диковатым по природе. Но оказалось, что Андре - довольно милый и спокойный человек. А уж как он любит мою сестру! Чуть ли не на руках носит. Думаю, Штеффи очень повезло с супругом - нежным, заботливым.

- Как отдыхает, чем занимается Андре в перерывах между турнирами?

- Сейчас он полностью сконцентрирован только на теннисе. Кстати, в этом году у него новый тренер (австралиец Даррен Кахилл, работавший до этого с Ллейтоном Хьюиттом. - "СЭ"). Андре тщательно следит за своей формой, много времени проводит в тренажерном зале. Мой зять отличается удивительными работоспособностью, целеустремленностью и умением подчинить всего себя достижению цели. Возможно, в этом ключ к его успехам.

- Наблюдая за Штеффи и Андре со стороны, иногда кажется: все, что он делает, он делает для нее. Так ли это на самом деле?

- Очень интересный вопрос! Вряд ли каждую свою победу Андре посвящает жене, но нельзя отрицать, что его последние успехи во многом обусловлены близостью человека, который его очень любит. Штеффи, сама в прошлом спортсменка, понимает мужа лучше, чем кто-либо.

- Ваша сестра дает теннисные советы Агасси?

- Они ему не нужны. Он профессионал, который провел в теннисе не один год. Для Андре нет секретов в этом деле. Ему необходима только моральная поддержка.

- У Штеффи была феноменальная карьера. Какая из побед далась ей сложнее других?

- Уверен, что последняя - на Roland Garros-99. Тот год вообще сложился для нее очень трудно. Она не была на пике формы, каждое очко давалось в тяжелейшей борьбе. И это был настоящий триумф!

- Ведь и Андре в тот год выиграл Roland Garros.

- (Смеется.) Да, верно. Но я не думаю, что их любовь зародилась именно там.

- Штеффи и Андре берут Джейдена Гила с собой на все турниры?

- Это зависит от обстоятельств.

- Каким вы видите будущее вашего племянника?

- Трудно сказать. Андре - человек, безумно влюбленный в спорт. Находясь дома, он всегда смотрит спортивные телетрансляции - будь то теннис, баскетбол, бейсбол. Уверен, что он приобщит сына к спорту. Не факт, что именно к теннису, но то, что ребенок вырастет в атмосфере обожания спорта, это точно.

- Кто для вас является идеалом личности и спортсмена?

- Моя сестра.

- За годы карьеры у нее было огромное количество травм. Откуда Штеффи черпала в себе силы вновь и вновь выходить на корт и выступать на самом высоком уровне?

- Она очень стойкий боец. Для меня до сих пор остается загадкой, как ей удавалось так быстро восстанавливаться.

- Кто был самым неудобным соперником для вашей сестры?

- Габриэла Сабатини. Эта аргентинка была единственной, над кем у Штеффи, по ее же собственному признанию, не было морального превосходства. В поединках с Сабатини она чувствовала себя очень некомфортно. Если Штеффи уступала кому-то другому, то всегда легко приходила в себя, говорила, что нужно больше тренироваться. А после поражений от Сабатини это не помогало. Штеффи переживала их очень болезненно.

- Однажды на пресс-конференции Штеффи призналась, что южноафриканка Аманда Кетцер тоже довольно неудобная для нее противница.

- И все-таки, проигрывая ей, Штеффи не испытывала тех психологических проблем, какие ее одолевали в случае с Габи.

- А с кем из звезд тенниса ей было приятнее, интереснее всего играть?

- Думаю, с Моникой Селеш. Штеффи с удовольствием вспоминает времена их борьбы на кортах до той жуткой трагедии в Гамбурге, когда маньяк ударил Селеш ножом прямо на корте.

- Тяжело было Штеффи покидать теннис?

- Нет. Она приняла это решение, находясь на вершине славы. Она достигла всего, чего хотела в теннисе, и он дал ей все, что мог. Просто пришло время уходить, и она сделала это довольно спокойно.

- Кому Штеффи посвящала свои победы?

- Не могу ответить на этот вопрос.

- Есть у нее сейчас какое-то хобби?

- Джейден Гил. Ведь теперь она - только мама. А вообще Штеффи любит музыку, живопись, с удовольствием ходит по музеям, увлекается фотографией.

- А чем интересуется Андре?

- Спортом и только им. Он готов смотреть спортивные передачи 24 часа в сутки.

- Видели ли в деле российских теннисистов?

- Конечно. Наблюдал за игрой Кафельникова, который одно время в перерывах между турнирами жил в Карлсруэ, Анны Курниковой... Российский теннис сегодня явно на подъеме.

- Что вы думаете о Курниковой как игроке и человеке?

- Мне кажется, что она очень талантливая теннисистка. Я не думаю, что Анна достигла предела своих возможностей, не согласен с теми, кто о ней невысокого мнения. Уверен, что она еще не все сказала в теннисе. Я впервые обратил на нее внимание, еще когда она маленькой девочкой выступала на Roland Garros. Другое дело, что сейчас ей нелегко выдерживать давление прессы и общественности.

- Вопрос к вам, как к бывшему автогонщику. Каково ваше отношение к самой яркой звезде немецкого и мирового автоспорта Михаэлю Шумахеру?

- Он, без сомнения, великий пилот. Близко мы с ним не знакомы, да у меня и не было желания сходиться с ним. Моим кумиром в "Формуле-1" был и остается Айртон Сенна. Это был гонщик от Бога и ярчайшая личность!

- Кто, на ваш взгляд, по характеру и по манере ведения борьбы выделяется среди пилотов "Формулы-1"?

- Дайте подумать... Возможно, Монтойя. У него есть страсть, азарт, которые мне так импонировали в бразильце. Да, Пабло похож на моего любимого Сенну - такой же необузданный, решительный.

- Хотели бы вы в период вашей активной спортивной карьеры встретиться на трассе с таким соперником, как Монтойя?

- Конечно. Подобные гонщики украшают спорт.

- Почему вы не попробовали себя в "Формуле-1"?

- Я долго жил в Америке, выступал в других сериях гонок. А потом встретил свою будущую жену и стал больше думать о семье, нежели о спортивной карьере.

- И напоследок вопрос о том, чем живет сейчас вся планета - о чемпионате мира по футболу. Ваш прогноз: кто станет чемпионом?

- Очень сложный вопрос. Хотелось бы ответить: Германия, однако наша нынешняя "бундесманншафт" все-таки не столь сильна. От команды Руди Феллера не ждут золота, но все надеются, что она сотворит чудо. Чемпионом же, рискну предположить, станет Аргентина.

Ровшан АСКЕРОВ, Евгений ФЕДЯКОВ