Газета Спорт-Экспресс № 124 (2916) от 6 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

7 июня 2002

7 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

КАРПИН: ЧЕЛОВЕК-КОМАНДА

Александр ПРОСВЕТОВ

из Кобе

Почин удался. Сборная заставила побеспокоиться, но главного добилась - на старте достигнута победа. И с неплохим счетом, что важно в перспективе, поскольку исход борьбы в нашей группе может решить разница мячей.

"Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует", - уверял Иоганн Вольфганг Гете. Сборная избежала оплошности. Но это не значит, что дело в шляпе. Ведь у костюма не одна пуговица. В желании бороться изо всех сил никому из наших футболистов не откажешь, а вот с волнением им удалось справиться только после забитого гола.

НЕСЧАСТЛИВЫЙ ДЛЯ ТУНИСА СТАДИОН

Накануне увидели по телевидению карту Японии с прогнозом погоды. Если в Ибараки, что в 130 километрах северо-восточнее Йокогамы - там вчера встречались Германия и Ирландия, - на момент начала матча в 20.30 обещалась температура 19 градусов, то Россию и Тунис поджидали плюс 27. В протоколе значились и вовсе угрожающие 30. Припекало и в самом деле изрядно. Причем, японцы утверждают, что это еще цветочки - то-то будет, когда пойдут дожди и навалится духота. Хорошо хоть дуга крыши над центральной трибуной бросала на поле тень, так что к началу матча оно лишь наполовину оказалось под ярким солнцем. К перерыву же тень распространилась на него целиком.

"Крылатый стадион" - один из проектов в рамках программы ликвидации последствий мощного землетрясения, происшедшего в районе Кобе в 1995 году. Программа осуществлялась по двум направлениям: спорт и благосостояние. Чтобы дать стадиону имя, был объявлен конкурс среди граждан. В итоге жюри выбрало название "Крылатый стадион". С одной стороны, две центральные трибуны исполнены в форме крыла, так что с высоты соседних гор сооружение напоминает птицу. С другой - в имени заложена идея: "полет к возрождению после землетрясения". После ЧМ-2002 стадион, ныне рассчитанный на 42 тысячи зрителей, претерпит реконструкцию. К весне будущего года предполагается сократить вместимость арены до 34 тысяч человек, оснастить ее раздвижной крышей, системой кондиционирования воздуха, так что в случае повторения стихийного бедствия стадион, способный выдержать землетрясение силой в семь баллов, сможет служить убежищем для пострадавших.

Любопытно, что в матче открытия этого стадиона, состоявшемся 13 октября 1996 года, участвовал... Тунис. Тогда он проиграл сборной Японии со счетом 0:1. И вот опять "Орлы Карфагена" уезжают из Кобе на щите, превращаясь при этом из соперников россиян в их союзников.

Перед матчем беседовал с пресс-атташе министерства спорта Туниса Слахеддином Будина.

- Перед командой Туниса, - скромно сказал он, - стоит задача выступить на чемпионате мира достойно и заставить общественность забыть о неудаче на Кубке Африки при французском тренере Анри Мишеле. Время его работы - это черный период, который хотелось бы вычеркнуть из истории сборной (сам Мишель не раз заявлял, что попал в невыносимые условия, так как в его работу грубо вмешивались некомпетентные люди из федерации футбола. - А.П.) . Нас устроило бы и третье место в группе, а уж выход в следующий круг в Тунисе расценили бы как подвиг.

Как заверил мой собеседник, среди игроков, тренеров и журналистов его страны укрепилось мнение, что фаворитом группы является Россия.

- На ее стороне опыт, атлетизм, организация игры, - сказал тунисец. - Уверен, россияне справятся с японцами, игре которых, напротив, недостает основательности. Правда, известны и минусы: относительная медлительность защитников и недостаточная эффективность в атаке.

Забегая вперед, замечу, что игра в общем-то подтвердила этот диагноз. Были эпизоды, в которых в обороне терялся порядок, и помогали только самоотверженность и нервозность соперников.

ГРУСТНЫЙ, ГРУСТНЫЙ ТАЙМ

...В Кобе приехала большая группа болельщиков из России, которые удостоились поразительного внимания со стороны хозяев. По пути от метро громкоговоритель вещал по-русски: "Увазаемые русские друзя, проходите, позаруста". А возле трибун японцы проявили подлинную страсть к фотографированию с гражданами страны, у которой Япония оспаривает так называемые северные территории. Удивило и то, что на матче с не самой громкой афишей свободных мест было не много.

Стартовый состав сборной оказался почти идентичным тому, что вышел на последний товарищеский матч уже здесь, в Японии, с клубом "Симидзу Эс-Палс". Лишь одно отличие: неделю назад был предоставлен отдых Онопко, который теперь заменил Чугайнова. В остальном - тот же, прошедший проверку в указанной встрече атакующий вариант с двумя нападающими и Титовым в роли опорного хава. Левый фланг полузащиты был доверен Семшову, а в атаке компанию Бесчастных составил Пименов. Таким образом, Олег Романцев не лукавил, когда говорил днем ранее на пресс-конференции, что новички, попавшие в сборную в последний момент, могут стать игроками основного состава. Мостового не оказалось даже в запасе, что, впрочем, не было неожиданностью. Больше было надежд на Смертина, однако и возле его фамилии в протоколе значилась неприятная для нас латинская буква I - injured, то есть травмирован.

Следовало ожидать и того, что Тунис будет играть с одним выдвинутым вперед форвардом. Им стал Жазири. Его поддерживали три нацеленных на атаку полузащитника - Габси, Бен Ашур и Селлими. Дуэт опорных образовали Бадра и Буазизи. И, наконец, четыре защитника, играющие в линию. Словом, построение, типичное для сборной Франции. И я вспомнил, что тунисский пресс-атташе признался, что главный тренер Аммар Суая тщательно изучает запись матча россиян на "Стад де Франс".

"Орлы" старались прессинговать соперников, играть предельно плотно, шли в жесткие стыки, и это не позволяло россиянам наладить комбинационную игру. Да и движения не хватало. Может быть, мешала жара, к которой тунисцы объективно более привычны? Лишь Карпин выделялся активностью. Старались нападающие, хотя в основном без толку. Титов развитие атак замедлял, правда, при дефиците предложений, и при невысоком темпе теоретическое преимущество россиян в мастерстве сводилось на нет. Получались лишь отдельные острые передачи, как, например, у Карпина в начале матча на Пименова. В первые полчаса в актив нашей сборной можно занести разве что удары издали: Карпина - со штрафного, а также Измайлова, которые, впрочем, не потребовали от вратаря Бумнижеля сверхусилий.

Ни одна из команд преимущества не имела. Но выпады "Орлов" были поопаснее, в том числе и вследствие технических погрешностей в передачах у российских футболистов. Ошибались чуть ли не все, а чаще других, как показалось, Соломатин, хотя и оппонент у него был посолиднее. На 21-й минуте, когда Бен Ашур бросил в прорыв по центру Габси, а Никифоров и Ковтун столкнулись, России невероятно повезло, что мяч прокатился рядом со штангой.

Лишь в концовке грустного тайма получилось хоть что-то обнадеживающее. Розыгрыш накоротке с участием Титова и Измайлова завершился набросом в штрафную на Бесчастных, но соперник нападающего опередил. А на последней минуте у россиян выдался первый голевой момент. Карпин выложил мяч справа под удар Титову. Все правильно делал спартаковец, подрезавший мяч в дальний нижний угол, да чуть промахнулся.

ПОБЕДУ ПРИНЕСЛИ ЗАМЕНЫ РОМАНЦЕВА

После перерыва вместо выпадавшего из игры Семшова на поле появился Хохлов, а вскоре вместо Бесчастных вышел Сычев. И реально, а не на бумаге, стал самым молодым участником чемпионатов мира в истории футбола СССР и России. Причем дебют юному спартаковцу, добавившему нашей атаке скорости, удался на славу - и голевую передачу сделал, и пенальти заработал!

Открыть счет россиянам помог вратарь Бумнижель, который в "Бастии" долго сидел в запасе и лишь в конце минувшего сезона закрепился в воротах французского клуба. После неосторожного ввода им мяча рукой тот прилетел на голову Измайлову, потом к Сычеву - и Титов реабилитировался за промах в первом тайме, прошив низовым ударом штрафную.

Затем был пенальти, окончательно успокоивший россиян и позволивший им на отдельных отрезках демонстрировать слаженную игру, которой настолько катастрофически недоставало до перерыва, что в ложе прессе поспешили отнести матч к худшим из сыгранных на чемпионате. Стоя комбинировать проблематично.

Пенальти был стопроцентный - Жаиди ногой задел обыгрывавшего его на паузе Сычева по колену. Так что благодарить за второй гол арбитра с Ямайки Питера Прендергаста не стоит. Спасибо ему за объективное судейство. Право, после этого матча у россиян нет никаких оснований жаловаться на вечное притеснение. Предупреждения нашим футболистам были вынесены справедливо, хотя Аленичев, отбросив мяч после свистка, поступил, мягко говоря, опрометчиво. Хорошо еще, что избежал в концовке желтой карточки за симуляцию Сычев - ведь артистизм Жазири судья оценил по достоинству. Словом, стереотип, что арбитры из стран так называемого третьего мира заведомо некомпетентны, видимо, уходит в прошлое.

Как и в матче с пресловутым "Симидзу Эс-Палс", отлично смотрелся Карпин. Оставалось только аплодировать ему, когда Габси прокинул мяч между ногу Онопко, сделал навес, а полузащитник, успевший вернуться назад, выиграл верховую борьбу у Селлими, которому оставалось ткнуть мяч головой в пустые ворота. В обороне же неприступной стеной стоял Никифоров, который слабо смотрелся на "Турнире четырех", хотя уверенно действовал во Франции. В итоге международное жюри признало именно его лучшим игроком матча.

У тунисцев же понравился техникой Бен Ашур (не зря столько копий сломали, чтобы убедить этого игрока, которого звали в юношескую сборную Франции, выступать за Тунис), а также быстрый и мощный Трабелси, рывки которого по флангу заставили нас поволноваться в концовке.

Итак, 2:0. Могло бы быть и 3:0, но не будем гневить Бога: матч мог принять и неблагоприятный для России оборот.