Газета Спорт-Экспресс № 123 (2915) от 5 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
МНЕНИЕ Владимира КОНСТАНТИНОВА |
ФУТБОЛ НАЧАЛ БУДИТЬ ЯПОНИЮ
"Эх, Ваня, мы с тобой в Париже нужны, как в бане пассатижи", - пел Владимир Высоцкий.
К чему это я? А к тому, что первое впечатление после приезда в Токио было такое: футбол и чемпионат мира нужны Японии примерно так же, как в бане лыжи или пассатижи. Ничто или почти ничто в столице Страны восходящего солнца не напоминало о грандиозном спортивном событии, которого ждали многие миллионы людей во всем мире. Город, словно гигантский муравейник, жил своей - судя по всему, обыденной - жизнью, где спорту номер один места попросту нет. На телевидении - бейсбол, гольф, сумо, в лучшем случае баскетбол. На редких лужайках - тот же бейсбол.
Чуть веселее в этом плане картина в близлежащей Йокогаме, где 30 июня пройдет финальный матч. На площади у станции метро "Сакурагичо", ближайшей к главному пресс-центру чемпионата, дизайнеры-флористы соорудили из зеленых веток и живых цветов большущий футбольный мяч, который и напоминает приезжающим сюда развлечься горожанам о чемпионате мира. После победы сенегальцев над Францией здесь собрались семеро африканцев, которые, к изумлению прохожих, до поздней ночи били в тамтамы. Но японцам не было дела до шума, вызванного тем, что дебютант одолел чемпиона. С детских лет известно: Восток - дело тонкое. А уж Дальний Восток - тем более...
В последние два-три дня, впрочем, ситуация стала меняться. В городе наряду с рекламными баннерами появились крупные плакаты, раскручивающие игроков сборной Японии. Один - с изображением полузащитника бразильского происхождения Алекса - даже стал для бригады "СЭ" своего рода ориентиром по дороге на городскую электричку - основной вид транспорта в Токио. В спортивных магазинах появились футболки самых популярных игроков - прежде всего, японских, а в крупных торговых центрах - специальные отделы или стенды, посвященные чемпионату. Наконец, японцы, большинство из которых, надо признать, плоховато говорят по-английски, выучили еще пару слов на этом языке. "О-о-о, уорлд кап!" - частенько выдыхают они, когда видят идущего навстречу человека с аккредитационной карточкой чемпионата мира на груди.
В конце концов футбол появился и на общедоступных каналах телевидения. Правда, транслируются далеко не все матчи турнира, и с комментариями, разумеется, только на японском.
Однако революционным, на мой взгляд, все же стало нашествие на Токио многочисленной армии футбольных болельщиков из разных стран. Даже в самой невероятной суете невозможно не заметить, как горланят песни подвыпившие английские и ирландские фанаты, как бьют в барабаны болельщики из африканских стран, как садятся в метро латиноамериканцы в сомбреро и с огромными рюкзаками за плечами. Зачастую их лица раскрашены в самые яркие краски, что придает таким шествиям помимо музыкально-шумового еще и художественное оформление.
Не сомневаюсь: новый всплеск интереса к мировому чемпионату случится уже сегодня, когда в борьбу за Кубок мира вступит сборная Японии. Собственно, матч хозяев турнира с бельгийцами и послужит той лакмусовой бумажкой, которая покажет, действительно равнодушно местное население к футболу или все-таки нет. В конце концов несколько городов, принимающих матчи чемпионата, уже пробудились. В 50-тысячной Касиме, например, в день встречи аргентинцев с нигерийцами был отмечен такой ажиотаж, что за четыре часа до начала матча пришлось остановить чуть ли не весь транспорт, дабы дать возможность желающим попасть на стадион. Пусть и пешком.
Токио