Газета Спорт-Экспресс № 111 (2903) от 22 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
СБОРНЫЕ СССР И РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА |
МНЕНИЕ Игоря РАБИНЕРА |
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Выбор штаба нашей сборной был не просто трудным, а мучительным. Иначе Россия не подала бы заявку одной из последних среди участников ЧМ-2002, иначе футболистов не держали бы в нечеловеческом напряжении почти до начала выступления Олега Романцева в программе "Время". Можно представить себе ощущения, скажем, Чугайнова, который не раз говорил, что поездка на чемпионат мира является его сокровенной мечтой. 32-летний защитник "Уралана" не попал даже в запас на матч с югославами, что не сулило ничего хорошего (и действительно, из шестерых незаявленных на игру за 3-е место Кубка LG были отобраны четыре "жертвы"). Игроку, для которого это был последний шанс, счастливый финал наверняка стоил многих седых волос.
О нервном напряжении, которое испытывает в последние месяцы Романцев, и говорить не приходится. Болельщиков в стране миллионы, отвечает за результат он один. А потому, как и его зарубежные коллеги, имеет право на определенный субъективизм и пользуется им. Решение по Овчинникову и Гусеву стоит в одном ряду с отказами бразильца Сколари от услуг Ромарио, Жардела и Элбера, аргентинца Бьельсы - от Савиолы и Рикельме, итальянца Трапаттони - от Роберто Баджо, английского шведа Эрикссона - от Макманамана, испанца Камачо - от Мичела Сальгадо, уругвайца Пуа - от Пойета, нигерийца Онигбинде - от Олисе и Финиди.
Не может же целую группу ведущих тренеров мира охватить коллективное умопомешательство! А раз так - то, думаю, до начала ЧМ-2002 следует "заморозить" тему правильности выбора 23 и таким образом поддержать тех, кто поедет в Японию. Тем более что для дискуссий есть поводы и поактуальнее - например, с одним форвардом выходить на матч против Туниса или с двумя...
А вот в другом Романцев оказался не просто оригинален - революционен. Натолкнул меня на эту мысль Станислав Черчесов, сказавший, сравнивая нынешнюю сборную с прежними: "Мне кажется, сейчас у нас больше молодежи и ветеранов, и почти нет средней прослойки". Анализ списка 23 в этом отношении даже не удивил, а потряс.
Никогда еще в истории у нас не было так много игроков в возрасте 20 лет и моложе. И никогда же не был таким мощным отряд тех, кому перевалило за 30.
Сычев, Измайлов и Кержаков - все трое! - станут самыми юными участниками чемпионата мира за девять первенств с участием сборных СССР и России. 18-летних до Сычева в наших заявках не было вообще, а единственным 19-летним в 1982 году стал Родионов, дважды ненадолго вышедший на замену. Да и 20-летних - ровесников Пименова - на мировых чемпионатах было лишь трое. Единственным из них, кому всерьез доверили играть, оказался в 66-м Банишевский - и, кстати, забил дважды в пяти встречах.
Но самое удивительное при этом, что по среднему возрасту - 27,3 года - сборная-2002 уступила только своей неудачливой предшественнице-90 и заметно превзошла все остальные (за рубеж 27 лет "зашкалили" только две эти команды). А по количеству тех, кому 30 и более, - семеро - равных в нашей истории ей и вовсе не нашлось. В 90-м ветеранов было шестеро, в других случаях - не более четырех. Забили они, кстати, всего три гола, причем два из них пришлись на далекий 58-й.
Эта статистика настораживает, поскольку напоминает: серьезные достижения на чемпионатах мира покоряются игрокам среднего возраста. Пять раз в истории наш футболист забивал на одном первенстве 4 мяча и более - и, за исключением 21-летнего Поркуяна, остальным - Валентину Иванову, Бышовцу, Беланову и Саленко - было от 24 до 27.
Сейчас у нас средняя прослойка, как никогда, скудна. "Кризис среднего возраста" объясним: поражения в отборочных циклах ЧМ-98 и Евро-2000 ударили по психологии игроков этого поколения, регулярные успехи сборной они пока не воспринимают как сами собой разумеющиеся. И Романцеву остается брать тех, кто еще помнит вкус великих турниров, и - с другой стороны - тех, кого не клонит к земле груз былых поражений.
Не поэтому ли наша сборная-2002 - самая старая и самая молодая "в одном флаконе"? И что получится из этой невиданной смычки полюсов, идущей вразрез с расхожим тезисом, что истина лежит посередине?