Газета Спорт-Экспресс № 87 (2879) от 19 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

19 апреля 2002

19 апреля 2002 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002. СБОРНАЯ ФРАНЦИИ

НА ПЯТАЧКЕ НЕ ДО КРАСОТЫ

Давид ТРЕЗЕГЕ

В среднем за матч в сборной он владеет мячом меньше минуты - точнее, 58 секунд. Получает его 28 раз, и чаще всего тут же теряет. Но неизменно выцарапывает 2-3 шанса ударить по воротам - и делает это очень метко. Такова статистика форварда "Ювентуса" и сборной Франции, которой проиллюстрировал интервью с ним France Football.

СУББОТНИЕ ЧЕМПИОНАТЫ

- Первые воспоминания, связанные с футболом?

- Я родом из Буэнос-Айреса. Каждый день после уроков мы, 10 - 15 пацанов, собирались на улице и играли в футбол до захода солнца. На улице - потому что других мест не было. Мои приятели играли довольно прилично, хотя никто из них карьеру в футболе так и не сделал. А по субботам играли между кварталами - своего рода еженедельные чемпионаты мира в миниатюре.

- Вы уже тогда чем-то выделялись среди приятелей-футболистов?

- У меня была одна страсть - бить по мячу и забивать. Я смотрел по телевизору, как это происходит, орал, когда забивали. Что может быть лучше забитого гола? И всегда, как только представлялась возможность, бил по воротам.

- Когда отец - профессиональный футболист, да еще живешь в Аргентине, ясно, кем станешь...

- Поймите, в Аргентине первый подарок ребенку - мяч. Может быть, и потому, что это не самый дорогой подарок. В футбол играет весь народ - от мала до велика. Играл и я. А нынче вижу, как эта страсть пробуждается у моего сына: ему всего полтора года, а у него уже есть свой футбольный мяч. Бабушка подарила, моя мама. Каждый раз, когда она к нам приезжает, просит его погонять мяч. В Бразилии, в Аргентине футбол - это жизнь.

ШКОЛА - ДВОР И ТЕЛЕВИЗОР

- А в одиночку тренировались? Отрабатывали, скажем, удары?

- Да, были и индивидуальные занятия. Ходил в парк с отцом или дядей и бил - с левой, с правой... Отец тренировал клуб второго дивизиона. Каждую субботу я шел на стадион и смотрел матчи его команды.

- Просто как болельщик или уже старались чему-то научиться?

- Я всегда хотел стать центрфорвардом и, естественно, все внимание отдавал игре нападающих. Замечал, как они перемещаются, как открываются, каждый гол мысленно разбирал по косточкам. И хотя играли команды не слишком высокого класса, я научился многому. Моя школа - это двор, телевизор и советы отца и дяди.

- Особенно отец, наверное, многому научил?

- Я очень ему благодарен за то, что он дал мне полную свободу действий. Я играл, радовался жизни и никогда не слышал: делай то, делай это! У меня приятель сейчас тренирует детскую команду. Когда я вижу толпу родителей вокруг поля, мне становится страшно. В 7 - 8 лет дети должны играть, как им хочется. Им же не завтра контракт подписывать! Отец не вмешивался в мой футбол вплоть до того времени, когда я начал выступать в профессиональной команде. Но и тогда давал в основном жизненные советы, и никогда я от него не слышал: бей по мячу так, а не иначе, беги туда, принимай то или иное решение! Как не слышал никакой критики за незабитые голы или неудачные действия.

- Ваш отец был центральным защитником. Кладезь информации для центрфорварда...

- Он мне давал только один совет: будь всегда наготове. Надо прессинговать защитника и надеяться на его ошибку. Я всегда думаю: вот защитник сейчас ошибется - в передаче, в обработке мяча. Вроде бы это в порядке вещей, но многие нападающие не столь настойчивы. Кажется, мелочь, но именно в мелочах - залог победы: почувствовать момент, когда защитник не совсем в порядке или устал, и искать, караулить его ошибку. Для этого нужно терпение.

УНИВЕРСИТЕТЫ

- Во Францию вы приехали в 17 лет, уже поиграв в большой футбол...

- В 15 я начал играть в профессиональном клубе в Платенсе. Разницу почувствовал сразу - это был далеко не дворовый футбол. Конечно, еще игра, но уже и тяжелый труд. Вообще нелегко играть с мужиками, которые в два раза тебя старше. Самым же сложным было не уступать им в "физике". Именно в этой команде я научился пахать на поле. Потом в более классных командах учился уже другим вещам.

- В "Монако" вашим учителем был бразилец Андерсон?

- Кое-чему я от него научился, но все-таки это не мой тип игрока, в отличие от тех же Икпебы, Тити (Тьерри Анри. - Прим.ред.) или Мадара. Андерсон мощнее - этакий здоровяк. Да и в Италии я в основном слежу за игроками моего профиля - Батистутой, Бирхоффом.

В "Монако" я здорово прибавил в технике. Ведь при росте 190 см ловко управляться с мячом нелегко. Учился обрабатывать мяч в одно-два касания. Техника для Жана Тигана (тогдашний тренер "Монако". - Прим. ред.) была главным. В Италии же я прибавил физически и тактически.

- Вас всегда сильно били защитники. Страха не возникло?

- Никакого. Конечно, мне доставалось, но доставалось и им от меня. Тот не защитник, кто бьет, а получив сдачи, возмущается. В этом суть игры. Это я понял уже в Италии.

СКОРОСТЬ - НЕ В НОГАХ

- Играя за "Ювентус" против очень сильных защитников, надо и открываться по-другому, и перемещаться...

- В Италии много работают над тем, как побыстрее отбирать мяч после потери. Моя задача - прессинговать центральных защитников в надежде на их ошибку. Что касается перемещений, то в основном они ограничены штрафной соперника. В Италии 90 процентов голов забивается из штрафной. Соответственно и открываться приходится на маленьком пятачке.

- Как вам удается отвоевывать место в штрафной, набитой, как вагон метро в часы пик?

- Надо быть внимательным, настойчивым, не бояться, расчищать себе дорогу, искать свободное место. Часто говорят, что нападающие в первую очередь должны быть быстрыми. Для меня это пустые слова. Нужна прежде всего скорость мышления. Скольких я видел быстрых нападающих! Но когда надо принимать решение, вся быстрота куда-то улетучивается. Я слышал, мол, Трезеге - медлителен. Но моя скорость не в ногах. Возьмем того же Бирхоффа. О нем говорят: плохая техника, тяжелый, медлительный и т.д. Но он забил более 100 голов в Италии! Здесь самое важное - результат.

- Но есть еще и красота футбола, красота забитого мяча...

- Красивые голы - это хорошо, но главное, чтобы они вообще забивались. Мы с болельщиками по-разному видим футбол. У меня часто нет ни места, ни времени на дриблинг, на какие-то изыски. А решение бить принимается автоматически.

МУРАШКИ ПО КОЖЕ

- Что такое для вас идеальный партнер?

- Только не тот, кто закидывает мячи мне на ход. Идеал, например, Симоне в "Монако", который всегда был рядом. Это здорово, когда можешь рассчитывать на помощь настоящей "десятки"... Но лучше всего получалась игра с Гальярдо. Он всегда знал, когда, куда и как передать мне мяч. Зизу (Зидан. - Прим. ред.) - несколько другое. Мне просто приятно смотреть на его игру, на то, как он останавливает мяч, как обводит. У него нет такого тонкого чувства паса, как у Гальярдо, но играть с Зиданом - огромное наслаждение. До мурашек по коже...

- Что вам надо еще подтянуть?

- Дальние удары - чтобы были такими, как у Батистуты или Креспо. Но ведь я не часто оказываюсь на дальнобойных позициях.

- В вашей игре поражает простота. Почему - вы объяснили. Но вы способны на какие-то выкрутасы?

- Главное - эффективность. Именно в ней красота игры. И если эффективны выкрутасы - почему бы и нет?

- Вы, кажется, никогда ни в чем не сомневаетесь, всегда уверены в себе. Такая крепкая нервная система - от природы?

- Если бы не жил в Аргентине, был бы другим. Тамошнее окружение оказало огромное влияние. В Аргентине хватает и экономических, и прочих трудностей, но наступает воскресный вечер - весь народ идет на стадион и отрешается от всего. А, кстати, вы знаете, что менталитет аргентинцев отличается от бразильского? Те более привязаны к своей стране и всегда стремятся туда вернуться. Аргентинцы тоже патриоты, но уезжают легче. Я благодарен Буэнос-Айресу за то, что там научился футболу. В детстве тысячи и тысячи раз тренировал удар. И сейчас делаю то же самое: ставлю в ряд пятьдесят мячей и бью то с одной, то с другой ноги, по углам ворот, по центру.. Продолжаю, как в детстве, упиваться матчами по телевизору и обсуждать с отцом каждую игру. Вот такие мы фанатики!

France Football