Газета Спорт-Экспресс № 63 (2855) от 22 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

22 марта 2002

22 марта 2002 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ГОРОД ФУТБОЛЬНЫХ АНШЛАГОВ

"ТОМЬ"

Томский стадион "Труд" вот уже два года держит всероссийский рекорд по числу аншлагов. Бывает, что на домашних матчах "Томи" и места на трибунах не хватает - и тогда стоит народ вдоль поля или сидит в проходах на бетонных ступеньках.

ЕГОР БЫЛ НЕ ПРАВ

Странный он немного, этот Томск. Родина великого баскетболиста Сергея Белова, что привел пермский "Урал-Грейт" к чемпионству. Правда, 502 тысячи его земляков долгое время о большом баскетболе только что-то слышали, не более. Зато, когда создавалась суперлига в ее расширенном варианте, клуб организовали за пару недель. Сейчас "Томь-Универсал", середнячок баскетбольной суперлиги "Б", пользуется у местной молодежи устойчивой популярностью. Томск - это ведь город не только футбольных аншлагов, но и вузов: их здесь семь, включая первый в Сибири университет. А еще это один из самых старых сибирских городов. Весь центр увешан плакатами, напоминающими томичам о грядущем через два года 400-летии. Местный губернатор Кресс к этой дате строит на крутом берегу Томи торговый городок по соседству со своей резиденцией. Наверное, память о себе хочет оставить. Вроде той, что сохранилась о Егоре Лигачеве.

Главный борец за трезвость советского народа правил здешним обкомом КПСС без малого 20 лет и успел сделать многое. Выстроил новый театр, киноконцертный зал, нефтехимический комбинат. А вот к спорту был поразительно равнодушен. Ошибку Егор Кузьмич исправил уже в наши дни: став пару лет назад депутатом Госдумы, заявил, что был глубоко не прав, когда не обращал серьезного внимания на футбол, и рекомендовал нынешним властям и бизнесменам о "Томи" не забывать. А к Лигачеву, между прочим, в регионе прислушиваются до сих пор.

ЗИМНИЙ ФУТБОЛ

В спортивном отношении Томск - город уникальный. Хотя бы потому, что Сибирь - а хоккея нет. Ладно бы только шайбу не уважали, так нет и исконно сибирского вида - бенди. Вместо русского хоккея здесь царит зимний футбол. Играют и пять на пять, и восемь на восемь, и цех на цех, и дом на дом. Зимнее первенство Томска по футболу - это вроде гремевшего в 80-е на всю страну "Зимнего мяча Автограда". В последнем розыгрыше приняли участие 158 команд, разделенные на несколько лиг и шесть возрастных категорий. Мороза никто не боится.

- Да у нас минус 40 переносится легче, чем московские минус 20, - говорит администратор "Томи" Сергей Краснослободцев. Некогда вратарь и главный долгожитель клуба, отыгравший за него без малого 400 матчей, теперь сам с друзьями бегает по заснеженным площадкам. Зимний чемпионат - главный турнир, а есть еще всевозможные кубки и первенства на призы фирм, газет и телекомпаний.

Хоккей, кстати, в регионе прописан, но не проживает. Команда высшей лиги "Янтарь" представляет Северск, или Томск-13, закрытый город-спутник Томска. Вот только дворец, где некогда гоняли шайбу, превращен в рынок, а хоккеисты мыкаются между Новосибирском и Кемеровом, снимая "углы" у клубов-соперников.

Впрочем, и футбольная "Томь" счастливой судьбой похвастать не может. Судьба команду била и трепала, бросая то в жар, то в холод. Шутка ли, только название клуб за 44-летнюю историю менял девять раз!

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ "ТОМЬ"

Еще больше было у команды хозяев. Началось все с "Буревестника", но он протянул непосильную для студенческого спорта ношу всего год. И пошло-поехало - "Томич", "Сибэлектромотор", снова "Томич", потом "Торпедо", "Томлес" и шесть лет спустя опять "Торпедо". Был еще "Манометр", и вот уже четырнадцатый год команда называется нейтрально - "Томь".

Живой свидетель того, как закалялась "Томь", - Борис Вайнштейн, ныне вице-президент, а в конце 80-х администратор команды.

- Я пришел в команду, когда машиностроительный завод решил, что футбол для предприятия обуза, и передал нас птицефабрике, - вспоминает Вайнштейн. - Вскоре я фактически стал начальником команды, директором и президентом клуба в одном лице. Накануне сезона в команде осталось 16 игроков, но в Восточной зоне первой лиги мы сумели занять восьмое место. Достойный результат, который меня убедил: если захотеть - сделать можно многое.

Вайнштейн нашел спонсоров, а несколько лет спустя добился аудиенции у руководителя "Восточной нефтяной компании" Виктора Калюжного. С ним, занимающим сегодня пост заместителя министра иностранных дел РФ, клуб и поныне поддерживает дружеские отношения. На играх "Томи" в Раменском или Химках, Орехове-Зуеве или Москве у стадиона регулярно можно увидеть автомобиль с правительственными номерами. Это машина Калюжного. Он же сосватал "Томи" тренера Валерия Петракова, который ради скромного середняка первой лиги оставил респектабельное московское "Торпедо".

При Калюжном "Томь" вернулась в первый дивизион. Но не успели отгреметь банкеты по этому поводу, как клубные менеджеры узнали, что снова остались без хозяина. Накануне дебюта в единой первой лиге "Восточную нефтяную компанию" купил концерн "Юкос", а его глава Михаил Ходорковский заявил, что футбол ему не нужен. Он, дескать, платит налоги в бюджет области, а уж властям региона решать, что делать с этими деньгами - то ли спорт поддерживать, то ли социальные программы. "Томь" в ту пору социальным явлением в Томске еще не стала. Пришлось выживать. "Спаслись чудом", - сезон трехлетней давности Вайнштейн, занимавший тогда деньги под свое имя, вспоминает как страшный сон.

Такая вот судьба у томского футбола. А было время - команда гремела. На стыке 60-х и 70-х, когда "Томь" была "Томлесом". Глава лесной промышленности региона души в ней не чаял. Стадион соорудил, игрокам неплохо платил, базу начал строить. А потом поссорился с Лигачевым и уехал поднимать карельский леспромхоз. "Томлес" стал "Торпедо" и быстро зачах. "Личности тут все решали. Находился кто-то, способный душу вкладывать в футбол, средства выделять, - был взлет. Нет - команда играла на "троечку", - резюмирует Вайнштейн, при котором у команды поменялось шесть хозяев.

БОРЯ-ЮРА И МАРАДОНА

Сейчас учредитель и фактический хозяин клуба - ОАО "Востокгазпром". Его руководитель, Сергей Жвачкин, человек в меру амбициозный. Мечтает о высшем дивизионе. Впрочем, при всем уважении к нему, пока "Томь" в российских футбольных кругах больше ассоциируется с Борисом Вайнштейном и Юрием Степановым. Эти двое словно сиамские близнецы - всегда рядом. Попеременно меняют друг друга на руководящих постах, уживаясь легко и без хлопот. Их даже коллеги не разделяют, называя поездку в Томск "выездом к Боре-Юре". Ни один из них в большой футбол не играл. Оба круто поменяли жизнь уже в зрелом возрасте. Оба начинали с должности администратора. Борис Гаврилович пришел в футбол из научного института. Юрий Германович - из армии, где дослужился до майора. Ни один об этом ни разу не пожалел. Объясняют, что любят футбол и не могли упустить возможности им заняться. Взаимопонимание у них между собой полное. Даже не взаимопонимание, а взаимодополняемость, которая самобытности клубу только добавляет.

Самобытности тут уделяют самое пристальное внимание. Очень тщательно подбирают кадры в команду, делая упор на игроков из Сибирско-Дальневосточного региона. По мнению Вайнштейна, они более приспособлены к климату, к расстояниям, которые приходится преодолевать, к удаленности от европейской части страны. В итоге селекционеры клуба "чешут" сибирскую зону, просеивая молодых игроков словно через сито. И находят. Одних барнаульцев, к примеру, в "Томи" шестеро. А алтайская школа, из которой вышли братья Смертины и Минько, Кормильцев и Мусин, Финк и Гостенин, Кобзев и Поконин, - марка. К тем же, кто приезжает из европейской части страны, относятся как к легионерам. "Это должны быть звезды, на которых пойдет народ. От них требуется вести за собой команду, уметь показать что-то необычное, демонстрировать нестандартные ходы", - говорит Вайнштейн.

Если качество игры "варягов" требованиям отвечает, они моментально становятся в Томске своими. Сергей Жуков, поигравший в союзной высшей лиге за "Торпедо" и побывавший в Германии, играет в Томске пятый год. Застал еще вторую лигу. Прозвище - Профессор. Виктор Себелев в Томск приехал 18-летним мальчишкой из Грозного. Приехал, да так и осел в Сибири, став местным Марадоной. Самый миниатюрный игрок первого дивизиона действительно на фоне партнеров выглядит стильно и необычно: обводка, удар, умение обыграть парочку соперников на двух метрах. Томичи ревут, когда их Витя, переписавший клубную книгу рекордов результативности, выходит на замену или уходит с поля.

"ФАНТОМЬ" И ДРУГИЕ

В эти мгновения стадион становится бело-зеленым, окрашиваясь в цвета клуба. Но в целом болеют здесь степенно. Шумит все полтора часа игры только фан-группа "ФанТомь". Остальные 12 тысяч томичей пьют местное пиво "Крюгер" (имя янтарному напитку подарил немецкий промышленник, основавший здесь первую пивоварню) да грызут кедровые орехи или семечки, обсуждая достоинства и недостатки игры любимцев. Бурное ликование вызывает только гол, который встречают трехкратным лобзанием и воплями "Томь" - это сила!". О чемпионстве скромно умалчивают. "Волны", скандирование и перекличка трибун пока толком не освоены, но это дело наживное.

Томск, где футбольный бум в разгаре, только учится болеть красиво. Клуб, правда, старается максимально вовлечь народ в это дело. Местный ларек с сувенирной продукцией может потягаться с аналогичными заведениями в Испании или Франции. Майки, шарфы и вязаные шапочки - двух видов, кепи - трех, флаги и флажки - четырех. Есть еще часы настенные, пепельницы, чашки, кружки, ручки, значки, календарики с изображением каждого игрока клуба, дудки, открывалки и еще всякая мелочь. Непременно - с клубной символикой и в зелено-белых тонах.

Билеты местный болельщик предпочитает покупать в розницу. Спекулянтов, которые выметают их из касс, предлагая купить билетик по двойной цене, пока не видно. Зато подделки уже появились. В этом сезоне клуб начал клеить на билет голограммы на манер торговых марок, чтобы хоть как-то увеличить поступления в свой бюджет от продаж. Думать над этим нужно хотя бы потому, что причин для спада посещаемости пока не видно.

Истоки народной любви мне никто объяснить так и не смог. "А, собственно, почему вас это так интересует? Привыкли мы как-то к футболу, любим его, чего-то лучше найти нам не удается", - томский болельщик тем и хорош, что от конъюнктуры результатов "Томи" не зависит, научившись ценить то, что имеет.

Хотя за клуб немного тревожно. Вдруг "Томь" решит сменить имидж середнячка, нацелившись в лидеры? Куда, интересно, будут девать болельщика, который и сейчас-то, случается, сидит на бетонных ступеньках...

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Томск - Саратов