Газета Спорт-Экспресс № 53 (2845) от 11 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

11 марта 2002

11 марта 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XX КАТЕГОРИИ

В 13-м туре 13-й чемпион мира Гарри Каспаров выиграл белыми у чемпиона мира ФИДЕ Руслана Пономарева и досрочно обеспечил себе как минимум дележ 1-го места

В РЕШАЮЩЕЙ ПАРТИИ С КАСПАРОВЫМ
ПОНОМАРЕВ ДАЖЕ НЕ ВЫШЕЛ ИЗ ДЕБЮТА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Мне не впервой оказываться в такой ситуации: вы, читатель, уже знаете, как закончился последний, 14-й тур, а я, когда пишу эти строки, еще нет. Но даже если под занавес соревнований произойдут какие-то невероятные события, общей картины гроссмейстерской битвы при Линаресе они изменить не в состоянии.

Соперничество юного чемпиона мира ФИДЕ - 18-летнего Руслана Пономарева из Краматорска и 13-го шахматного короля Гарри Каспарова из Москвы стало самым заметным событием не только турнирного отрезка, о котором мне предстоит рассказать (10 - 13-й туры), но и всего Линареса-2002 в целом. Сразу после решающей партии, в которой Каспаров одолел Пономарева, победитель в нашем разговоре дал очень высокую оценку игре Руслана, произнеся при этом весьма важные слова:

- Думаю, он справедливо выиграл в Москве чемпионат мира ФИДЕ.

Признание великого игрока, более полутора десятка лет возглавляющего список лучших шахматистов мира, дорогого стоит. Он уже не говорит, что Пономареву помог несерьезный контроль времени ФИДЕ - Руслан хорош при любом контроле.

ВСПОМИНАЯ WORLD TRADE CENTER

Кратко опишу, как подошли соперники к решающей партии, и заодно постараюсь дать характеристику действиям отдельных персонажей нашего шахматного спектакля. С 10-го по 12-й туры Гарри сделал 3 ничьи: с Виши Анандом и Майклом Адамсом - черными, с Василием Иванчуком - белыми. Все - с позиции силы.

В 10-м туре Ананд едва уполз от Каспарова, найдя почти чудом защитную стойку в положении, еще за ход до этого казавшемся безнадежным. Поразительно легко играет россиянин с индийцем любым цветом! В этой партии экс-чемпион ФИДЕ был переигран черными в проблемном варианте сицилианской защиты... минут за 6. Именно столько потребовалось Каспарову, чтобы освежить в памяти свои прославленные теоретические разработки. По ходу этой партии меня неотступно преследовал образ нью-йоркского Всемирного торгового центра. В этом великолепном комплексе зданий Каспаров и Ананд провели за доской неплохой месяц осенью 1995 года. В знаменитой 10-й партии их матча, коренным образом изменившей картину противостояния, Гарри понадобилось что-то порядка 5 минут на фантастический по красоте вариант с жертвой ладьи. Виши в итоге расшифровал тогда криптограмму Каспарова, но затратил на это почти все свое время и, в конце утомившись, ошибся. И проиграл, естественно.

Многие события в жизни, шахматной в том числе, накладываются друг на друга, приближая нас к постижению истины. Наблюдая ядовитую улыбку Каспарова, которая то и дело "змеила" его губы, я вспоминал и тот год, и тот матч, и ту удивительную партию-фантом. Видно было, с каким трудом Виши находит решения в сложной позиции. Когда он сделал показавшуюся самоубийственной рокировку под атаку Каспарова, я был убежден, что индийский виртуоз обречен. Но это было не так. Время не стоит на месте. А в конкретной партии - особенно. Постепенно коромысло шахматных часов стало выпрямляться. И вот уже куда подевался столь солидный запас минут Гарри?!

У следивших за борьбой Ананда и Каспарова журналистов и комментаторов создалось ощущение, что Гарри где-то "продешевил", захотел выиграть "со всеми удобствами". Он, как мне показалось, смаковал доминирующее положение черных фигур, загнавших белого короля в угол доски. Это ощущение не покидало меня и после того, как я краем глаза взглянул на совместный анализ партии корифеев шахмат. Если бы это впечатление было обманчивым, зачем тогда Виши указывать Каспарову, как он мог победить? А именно этим занимался Ананд во время упомянутого разбора своего "пике". Как бы то ни было, отказавшись от игры "на мат", черные решили перевести партию в сугубо техническое русло, видимо, имея в виду финальную позицию. Но не ту - с белой ладьей на h3, которая повисла на этом бортовом поле слегка неестественно и напоминала строительную "люльку" на боку небоскреба (опять образ ВТЦ стоит перед глазами). Нет, конечно же, белая ладья в предварительных расчетах Гарри располагалась на другом поле - f2... Это, как ни странно, и спасло Ананда. Видение одного игрока оказалось более реалистичным, чем видение другого. Ладья-"люлька" на h3 чудесным образом поддержала хрупкое равновесие готовой было уже рухнуть позиции белых. Позже Каспаров назовет игру Ананда гениальной. Может, Виши действительно гениально защищался, но Гарри атаковал недостаточно гениально. Где-то он все же упустил выигрыш. Аналитики, конечно, найдут, где.

В следующем, 11-м туре Каспаров играл белыми с Василием Иванчуком. Львовский гроссмейстер выступает тут, как выразился Гарри, "чрезвычайно сдержанно". Каспаров не пояснил, что он имеет в виду, но, думаю, речь шла о сдержанной силе. И Гарри, встретив на своем пути очередного "сицилианского ежа", решил на сей раз не упорствовать: ничья с позиции сдержанной силы Василия. Мне показалось, что было именно так. Каспаров совершенно правильно не стал будить зверя в сопернике.

О партии Адамс - Каспаров. Англичанин хитро разыграл белыми редкий вариант "сицилианки". Получил чуть "приятнее". Гарри поднапрягся, уравнял положение, затем у него стало "лучше". Но не более того. Иначе Адамс вряд ли ушел бы целым.

РУСЛАНУ ВРЕДЕН ОТДЫХ

Сдвоенный выходной, который получился у Руслана (5 марта на турнире все отдыхали, а в 10-м туре Пономарев был свободен от игры), плохо подействовал на краматорского гроссмейстера. Сбил ему настрой. И в партии 11-го тура с Алексеем Шировым он получил очень тяжелую позицию. Только галлюцинация рижанина помогла Руслану благополучно выбраться из переделки, в которую он попал после неудачно разыгранного острого варианта принятого ферзевого гамбита. Если бы белые ошибочно не расстались с проходной центральной пешкой d5, а, напротив, обеспечили бы ее продвижение с помощью захвата диагонали h2-b8 своим чернопольным слоном, то Руслана могла спасти только его невероятная цепкость в защите трудных позиций. Однако Широву померещился мат по 8-й горизонтали, который он собирался объявлять черному королю. А когда сделал ход, то тут же увидел свою ошибку.

Да, удача улыбнулась Руслану, и он спас важные пол-очка. Впрочем, удача любит смелых, а смелости Руслану не занимать. Вот бы ему еще знаний дебютных, как у Каспарова... Но это дело наживное. В 18 лет и Каспаров не знал так много, как в 38. Так что у Пономарева время еще есть.

Вот мы и подходим к моменту истины данного турнира - центральной партии второго круга. Впрочем, стоп. Я ничего не сказал о легкой победе краматорчанина над испанцем Франсиско Валехо. Победа Пономарева в 12-м туре с виду была действительно легкой. Даже тренер Руслана молдаванин Вирел Бологан, когда я поздравил его, сказал, что Валехо играл в начале турнира очень хорошо, а затем не выдержал напряжения и "расклеился". Однако, "склеился" вновь, когда ему пришлось выяснять отношения с первым номером испанской сборной Шировым в 13-м туре! И обыграл его! Нет, видимая легкость в партии Пономарев - Валехо объясняется очень сильной игрой Пономарева, который был безупречен. Валехо остановил часы на 29-м ходу.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

"13" - число Каспарова! Впервые Руслану не повезло по-крупному: надо же, решающая встреча состоялась в 13-м туре... Но кроме мистической стороны дела была другая. И называется она - дебют.

Накануне в Линаресе появился знаменитый болгарский тренер Сильвио Данаилов. Он и Веселин Топалов, не менее знаменитый его ученик, были "тайным оружием" Пономарева во время финального матча чемпионата мира ФИДЕ в Москве. Данаилов приехал сюда по своим делам, но его встреча с Пономаревым, точнее, совместная прогулка по пальмовой аллее, состоялась. Сильвио - великий шахматный психолог, о чем я не раз писал во время московского матча. Пользуясь тем, что мы - старые друзья, я спросил его: "Что ты сказал на этот раз Руслану? Что он не слабее играет, чем Каспаров?" "На этом турнире Пономарев играет действительно не хуже Каспарова, - улыбнулся Данаилов. - И я ему сказал: "Если выйдешь из дебюта, проблем у тебя не будет. Но, если выйдешь..."

В своих репортажах я частенько использую профессиональный слэнг гроссмейстеров. Есть в нем такое страшное выражение: "не вышел из дебюта". Что это значит, думаю, понятно без лишних слов... Если перевести с шахматного эсперанто на общечеловеческий язык, это примерно то же, что умереть в колыбели. Нечто подобное произошло в этой партии с Русланом. Он не вышел из дебюта... Он выполз из него, как шахтер из предательского завала. Мне никогда еще в Линаресе не приходилось видеть, чтобы гроссмейстер такого уровня получил после 9-го (!) хода столь тяжелую позицию.

- У черных безнадежно, - безжалостно констатировал Данаилов. - Но про дебют у меня они не спрашивали. Я к этому не имею никакого отношения!

Про дебют я спросил после партии у Руслана. Он, как обычно, был откровенен:

- Я что-то перепутал. Зачем-то сыграл 8...Kd7. А когда он ответил 9.Сb5, смотрю, мне и ходить некуда...

И какие же надо иметь волю и спортивное мужество, чтобы этот дебютный "завал" терпеливо разобрать и даже начать играть на победу! А это так и было. Руслан сумел выбраться из заброшенной штольни, в которую угодил его король, и, прихватив по дороге пешку (в хозяйстве пригодится!), заиграл размашисто и с присущей ему смелостью. Однако это его в итоге и погубило. Прежде всего - слишком уж лихой ход 24.е6-е5. После него "сквозняк" по белым диагоналям решил исход сражения в пользу Каспарова.

- Хорошо играет! Под девизом "Все - вперед!" - полушутя-полусерьезно сказал мне Гарри.

А когда я передал похвалу мэтра юному чемпиону мира ФИДЕ, Руслан ответил с убийственным юмором:

- Это не про мой ли 24-й ход е6-е5 сказано?

10-й тур. Иванчук - Валехо - 1:0. Адамс - Широв - 1:0. Ананд - Каспаров - ничья. 11-й тур. Ничьи: Каспаров - Иванчук, Широв - Пономарев и Валехо - Адамсе. 12-й тур. Пономарев - Валехо - 1:0. Ничьи: Адамс - Каспаров и Иванчук - Ананд. 13-й тур. Каспаров - Пономарев - 1:0. Валехо - Широв - 1:0. Ананд - Адамс - ничья.

Перед последним, 14-м, туром: Гарри Каспаров (Россия) - 7 очков из 11; Руслан Пономарев - 6 (11); Василий Иванчук (оба - Украина), Майкл Адамс (Англия) и Вишванатан Ананд (Индия) - по 5,5 (11); Франсиско Валехо - 5 (12) и Алексей Широв (оба - Испания) - 4,5 (11).