Газета Спорт-Экспресс № 43 (2835) от 25 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
SALT LAKE2002 |
РОГГЕ ОТКРЫЛ ЯЩИК ПАНДОРЫ
ТАК СЧИТАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ МИРА,
КОТОРЫЕ ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ "СЭ"
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Солт-Лейк-Сити |
В течение семнадцати лет работы в ТАСС мне не раз приходилось собирать так называемые "отклики" - различные мнения по поводу очередных советских внешнеполитических инициатив. Подойдешь, бывало, к телексному аппарату, и находишь строгую телеграмму с требованием поддержать чужими устами некое предложение, как правило, заведомо обреченное. Потом ищешь лояльных советской власти знакомых.
В данном случае ситуация иная. В связи со скандалом в фигурном катании и лыжах, а также демаршем российских спортивных руководителей собирать отклики в офис "СЭ" косяками ходили журналисты из других стран. Кому только не пришлось давать интервью - американцам, канадцам, французам, японцам...
Расплачиваться некоторым из них пришлось ответами на два вопроса анкеты "СЭ". Уверяю, слова из коллег не пришлось тащить клещами, хотя мнения и не совпадали.
- Как вы отнеслись бы к тому, что российские спортсмены в ответ на обращение Государственной Думы не приняли бы участия в церемонии закрытия Олимпийских Игр?
Рэнди ХАРВИ,Los Angeles Times:
- Мы не смогли бы осуждать Россию за это. Если последует отказ от участия в церемонии закрытия, то, надеюсь, он будет не более, чем символическим жестом, и ваша страна приедет на Игры и в Афины, и в Турин. Россия - видный член олимпийского движения, и ее самоустранение стало бы для него трагедией.
Жан-Франсуа РЕНО,заместитель главного редактора l'Equipe:
- Спортсмены любят встречаться на церемониях закрытия, прощаться с приятелями из других стран. Решением не участвовать в ней российские руководители наказали бы только своих атлетов и больше никого. Об отсутствующих забывают До Игр все сокрушались, что на них не поехал австрийский горнолыжник Майер, но по ходу соревнований выявились другие герои - Бьорндален, Костелич, Лайюнен, Амманн.
Бертран-Режис ЛУВЕ,le Parisien:
- Россия вправе защитить свои интересы и свою честь.
Джанни МЕРЛО,La Gazetta dello Sport:
- Церемония закрытия Игр - мероприятие не для чиновников, а для спортсменов, прекрасная возможность для молодежи из разных стран встретиться и пообщаться. Это не момент для выяснения отношений. К тому же бойкот церемонии закрытия - мера бесполезная. Судейские решения следует оспаривать в установленном порядке.
Йорг ХАН,Frankfurter Allgemeine Zeitung:
- Надеюсь, этого не произойдет. Церемония закрытия - праздник для спортсменов, а не для официальных лиц и политиков. Пусть спросят у атлетов, хотят ли они принимать участие в церемонии закрытия или нет.
Робер ФРОЗИ,Radio Canada:
- Хорошо, что Россия не сняла своих спортсменов с соревнований. Но участвовать в церемонии закрытия она не обязана. Россия была бы вправе сделать этот символический жест и показать американцам, что у них нет монополии на мировой спорт, что они не должны смотреть на весь мир свысока и заранее определять звезд Игр. С другой стороны, неучастие в заключительной церемонии стало бы посланием в адрес МОК о том, что нельзя поддаваться давлению со стороны тех, у кого много денег. Дело не столько в присуждении второй золотой медали паре Сале/Пеллетье, сколько в скандальных ситуациях вокруг Лазутиной и Ростовцева. Совсем уж вопиющей несправедливостью выглядит дисквалификация в шорт-треке корейского спортсмена и провозглашение чемпионом американца Аполо Оно, из которого еще до начала Игр вылепили кумира.
- Почему, на ваш взгляд, на Играх вокруг сборной России возникла конфликтная ситуация?
Рэнди ХАРВИ,Los Angeles Times:
- Вижу две причины. Во-первых, неправильное решение вручить вторую золотую медаль в парном катании привело к многочисленным спорам, а российскую сторону особенно возмутило отстранение Лазутиной от участия в эстафете. Во-вторых, Олимпийский комитет России, разочарованный спортивными результатами, принялся искать виновных на стороне и, в частности, среди судей. В одних случаях его претензии обоснованны, в других - нет.
Жан-Франсуа РЕНО,l'Equipe:
- Прежде всего у этой ситуации внутренние российские причины. Спортсмены из России выступили не так хорошо, как хотелось бы спортивным чиновникам. Они ищут оправдания в глазах болельщиков и возлагают ответственность то на арбитров, то на американцев. Вместе с тем надо признать, что в фигурном катании и шорт-треке имели место такие судейские решения, с которыми трудно согласиться. Кроме того, возможно, русские, которые всегда ладили с Хуаном Антонио Самаранчем, невзирая на бойкот Олимпиады 1984 года, вздумали проверить на прочность нового президента МОК Жака Рогге.
Я провел в компании Рогге почти всю минувшую пятницу. Когда ехали с ним в машине, видел официальное письмо главы Олимпийского комитета России Леонида Тягачева с перечнем претензий. В частности, протесты касались присуждения второй золотой медали канадской паре, выступления Ирины Слуцкой, недопущения к эстафете Ларисы Лазутиной, судейства хоккейного матча Россия - Чехия. Кстати, написано письмо было до матча Россия - США. С судейством во фристайле российская сторона, ознакомившись с видеозаписью, согласилась. Рогге же сказал, что в случае с Сале/Пеллетье он оказал давление на Международный союз конькобежцев, потому что дело затянулось, и всеобщее внимание было обращено на этот вопрос, а не на олимпийские соревнования. Хотя нельзя не признать, что тем самым президент открыл шлюз.
К сожалению, Олимпиада оказалась под прессом сначала средств массовой информации, а потом политиков. Теперь Рогге намерен переложить ответственность на международные федерации. Весной он соберет их президентов и под угрозой исключения того или иного вида спорта из олимпийской программы потребует изменить правила таким образом, чтобы избежать в будущем неправедных решений.
Бертран-Режис ЛУВЕ,le Parisien:
- Очень серьезную ошибку совершил МОК, санкционировавший присуждение второй золотой медали в соревнованиях спортивных пар. Между тем судейство в фигурном катании всегда было субъективным. И если я не согласен с российской позицией в вопросе о Лазутиной (надо было в команде тщательно проверить спортсменок на гемоглобин), то понимаю русских, когда они ставят вопрос о справедливости исхода борьбы в фигурном катании среди женщин. Надо сказать, во Франции не смогли бы поднять такую волну возмущения, как в России. Если бы, скажем, Анисина и Пейзера остались без золота, большинство отнеслось бы к этому равнодушно. В вашей стране, как и в США, существуют глубокие победные традиции в спорте. Во Франции они есть лишь в отдельных видах.
Джанни МЕРЛО,La Gazetta dello Sport:
- Все началось с присуждения второй золотой медали в парном катании канадцам Сале/Пеллетье. Жак Рогге оказал давление на Международный союз конькобежцев и тем самым совершил крупнейшую ошибку. Вследствие нее судьи утратили легитимность. Нельзя менять итоги соревнований потому, что этого требуют средства массовой информации. Думаю, эта ошибка - результат неопытности Рогге как президента МОК.
Йорг ХАН,Frankfurter Allgemeine Zeitung:
- Никто не стремился здесь причинить вред команде России, как и никакой другой сборной. А ошибки свойственны людям, в том числе судьям. Российские спортивные руководители поступают, как люди, не умеющие проигрывать. Даже потерпев неудачу, надо сохранять лицо. Мне кажется, что ими, а также некоторыми средствами массовой информации создана искаженная картина того, что происходит в Солт-Лейк-Сити, и потому российская общественность, которая находится отсюда далеко, возмущается. У нас тоже опасались вылазок террористов, американского национализма, но теперь все видят, что имели место лишь незначительные отклонения и что Олимпиада не превратилась в войну.
Робер ФРОЗИ,Radio Canada:
- Проблема в том, что после 11 сентября в США наблюдается всплеск патриотизма. Американцы хотят доказать всему миру, что, несмотря ни на что, они великая нация, что они способны обеспечить всем безопасность. И, конечно, великая нация должна производить на свет великих чемпионов.