Газета Спорт-Экспресс № 29 (2821) от 7 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
БИАТЛОН |
ЗАЧЕМ В БИАТЛОНЕ ПРОТИВОГАЗ?
Только понаблюдав за работой биатлонистов, их тренеров и группы обслуживания, понимаешь, насколько сложен этот вид спорта. Ведь итоговый результат спортсмена определяется не только его физической формой, но и готовностью лыж и оружия.
Начнем с винтовок. Здесь лишь два параметра регламентированы правилами: вес, который не должен быть меньше 3,5 кг (тяжелее - пожалуйста), и калибр патронов. Однако, несмотря на разнообразие стрелковой продукции, мировая элита, к которой относятся участники Кубка мира, использует винтовки всего нескольких марок. Чаще всего немецкой фирмы "Аншутц", чье оружие очень хорошо проявило себя в любых погодных условиях. Стволы "Аншутц" изготовлены из лучшего металла и считаются самыми качественными.
Сборная России использует либо полностью оригинальные винтовки, либо комбинированные, но с немецкими стволами. Летом оружие обычно отправляется на завод, где в специальной холодильной камере стволы и патроны "отстреливают на мороз". Поведение винтовки должно быть абсолютно стабильным и в жару, и в холод. До недавнего времени все наши биатлонисты использовали родные ижевские винтовки и стволы, однако оборудование для их производства морально устарело, и отечественное оружие утратило конкурентоспособность.
И все-таки деталь российского производства в арсенале наших биатлонистов есть. Это затворный механизм "Байкал", за которым гоняются и иностранные спортсмены. Заполучить его удалось нескольким знаменитостям - таким, как немец Франк Лукк. Преимущество ижевского затвора в чрезвычайной простоте конструкции, благодаря которой ломается он крайне редко.
Индивидуальная деталь винтовки - ложе, которое подгоняется под каждого.
Подбор патронов тоже имеет свои нюансы. Российский "Биатлон" под "Аншутц" не идет - портит дорогостоящий ствол. Боеприпасы приходится использовать только импортные, а значит, дорогие: американские "Федерал", немецкие R100, финские "Лапуа". Хотя все патроны одинакового калибра, друг от друга они отличаются. Ведь на стрельбу влияет все: как закреплена пуля, качество пороха, его количество (оно должно быть абсолютно одинаковым во всех патронах, имеющихся у спортсмена, иначе в стрельбу привносится дополнительный фактор неожиданности), качество капсулы... У патронов разных марок есть и другие особенности: "Федерал" посильнее и хороши при ветреной погоде, "Лапуа", напротив, послабее.
Если к патронам и к винтовкам спортсмены привыкают заранее, с лыжами это невозможно. В нынешнем сезоне с российской биатлонной командой впервые ездит специальная группа смазчиков: Александр Печерский, Александр Голубев, Эдуард Лысенков и Валерий Кириенко.
По приезде на место соревнований в зависимости от погоды - холодной, умеренной, теплой или дождливой - сразу выбирается тот тип лыж марки "Фишер", с которыми придется работать. Выбор лыж главное, а парафины и мази способны только "настроить" их на конкретную погоду.
Сначала наносится парафин и структура (нечто вроде протектора на автомобильной резине). Чтобы не ошибиться в выборе парафина, используется специальный прибор: десятки лыж намазывать и катать не надо, необходимо лишь покрутить на снегу небольшие пластиковые диски. Все оставшиеся процедуры откладываются на утро старта, ибо вести более тонкий подбор надо как можно ближе к моменту начала гонки. Если старт намечен на 10 утра, смазчики поднимаются часов в пять и начинают колдовать с мазями, порошками и ускорителями. Парафин дает скольжение, мазь - отдачу, поскольку лыжи должны "цепляться" за лыжню.
Порошки наносятся с помощью специального электрического утюжка. К моменту, когда обработан десяток-другой пар, комнату заполняет такой плотный парафиново-смазочный туман, что мастерам приходится работать в противогазах.
Спортсмены пробуют лыжи в деле. В итоге к последней тренировке - у биатлонистов она называется пристрелка полностью готовых лыж остается 3 - 4 пары на каждого. Здесь и наступает самый ответственный момент: спортсмен должен сделать окончательный выбор. Ошибешься - можно на единственном спуске проиграть до 10 секунд. А от них иногда и зависит победа.
Лина ХОЛИНА