Газета Спорт-Экспресс № 27 (2819) от 5 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

5 февраля 2002

5 февраля 2002 | Хоккей

ХОККЕЙ

Николай ХАБИБУЛИН

ПОСЛЕ НАГАНО ЖАЛЕЛ О СВОЕМ РЕШЕНИИ

Игорь РАБИНЕР

из Лос-Анджелеса

Два года Хабибулин не играл в хоккей. Краткосрочный контракт с клубом ИХЛ "Лонг-Бич Айс Догз" не в счет - речь о хоккее высшего уровня, где в каждом матче вратарь должен все доказывать заново. Помню, как год назад Владислав Третьяк, нахваливая новичка НХЛ Евгения Набокова, выражал сомнения в светлом будущем Хабибулина - два пропущенных в расцвете лет сезона, по мнению мэтра, даром пройти не могут.

Но Николай доказал, что неписаные законы успеха в спорте - не догма. Поменяв "Финикс" на слабую, всегда беззвездную и бесхарактерную "Тампу", он, по выражению Скотти Боумэна, в одиночку "тащит" свою новую команду в плей-офф. И хотя она туда, скорее всего, не попадет, один факт, что лишь "Филадельфия" из всей Восточной конференции пропустила меньше, говорит о многом. А уверенное лидерство Хабибулина среди голкиперов всей лиги по проценту отраженных шайб - практически обо всем. Стена Булина, взяв двухлетнюю паузу, отдохнул от НХЛовской мясорубки и, мне кажется, возродил в себе почти детскую увлеченность хоккеем.

Невероятный для вратаря сухой "Матч всех звезд" стал лишним тому свидетельством. Эрик Дазе, признанный лучшим игроком матча, удивился, что титул достался ему, хоккеисту уступившей команды, а не победителю Хабибулину, при котором счет поменялся с 3:5 на 8:5. Сам голкипер, правда, сказал, что о призе MVP даже не успел задуматься, да и "Додж"-пикап ему во Флориде не был бы нужен. Сказать можно что угодно - но разве не понятно истинное состояние человека, который заслужил награду, но не получил ее?

УВЕРЕННОСТЬ ПОЧУВСТВОВАЛ
К 20-й ИГРЕ СЕЗОНА

Смешно вспомнить, но разговор с Николаем в первый день "звездного уик-энда" я начал с вопроса:

- Многие считают, что для вратаря приглашение на All-Star Game - не честь, а кошмар. Ему приходится играть почти без защиты и пропускать, пропускать, пропускать... Такое может повлиять на уверенность в себе.

- Есть один "рецепт выживания": не нужно всерьез относиться к тому, что происходит в этом матче. Надо осознавать, что выступление в нем ни на что не влияет. И тогда даже после самых обидных шайб станет легче и не будет никаких последствий.

- В "Тампе" у вас сверхнагрузка в каждом матче. Не боитесь, что к Олимпиаде может наступить переутомление?

- Наоборот, мне нравится очень часто играть. Два года я ничего не делал, так что изголодался по хоккею и теперь от такой нагрузки получаю удовольствие. Физически чувствую себя нормально. В последний месяц, правда, был спад - как-то меня два раза за три игры заменяли по ходу матча. Но через такие периоды проходит любой вратарь, и никто никогда вам точно не ответит, почему они случаются. Последние встречи показывают, что спад, к счастью, преодолен.

- Когда возвращались в НХЛ, испытывали сомнения, что удастся вернуться на прежний уровень?

- Наверное, со стороны такое быстрое возвращение действительно кажется необъяснимым. Но если ты безоговорочно веришь в себя, то наверстать упущенное не так уж и сложно. А я даже в самые тяжелые периоды не сомневался, что вернусь и буду играть на своем уровне.

- Много времени потребовалось, чтобы ощутить прежнюю уверенность?

- Весь тренинг-кемп и первые матчей 20 сезона. Играл вроде неплохо, но было внутреннее ощущение: что-то пока не так. Чтобы избавиться от него, нагружал себя на тренировках, да и количество игрового времени, конечно, сказалось. И в конце концов дискомфорт улетучился.

- Порой складывается впечатление, что вы придерживаетесь линии знаменитого футбольного вратаря Алексея Хомича, кричавшего своим защитникам: "Дайте ему ударить!"

- Может, не до такой степени, но действительно больше люблю матчи, когда бросков много, чем встречи, когда их нет вообще. Когда ты ни на секунду не выключаешься из игры, лично мне на площадке легче.

- Могли себе представить, что придется едва ли не в одиночку тащить команду на своих плечах?

- Я бы так не говорил. У нас тренеры создали довольно неплохую оборонительную систему..

- ...Которая позволяет делать по вашим воротам по 40 бросков в каждом матче.

- Броски броскам рознь. Когда команда придерживается системы, соперник вынужден атаковать с острых углов, что не представляет особой опасности. Главное - выжать чужих форвардов из центра, и если это происходит, на статистику не стоит обращать особого внимания.

- Самым приятным моментом в сезоне для вас наверняка стала месть "Финиксу"? Приехать в гости к клубу, из-за которого на два года прервалась карьера, и провести сухой матч - могу себе представить ваши эмоции...

- Верно, после той игры было удовлетворение не только от победного результата, но и от того, что не пропустил ни одного гола. Хотя люди, которые в свое время занимались моей контрактной ситуацией, сейчас клубом не владеют и в нем не работают.

В НАШЕЙ СБОРНОЙ ВСЕГДА ХВАТАЛО ИМЕН

- Перед Олимпиадой в Нагано я беседовал с вами на All-Star Game в Ванкувере, и вид у вас был весьма угнетенный. Из того разговора я понял, что о решении не ехать в Японию вы жалеете. Это чувство потом усилилось?

- После тех Игр действительно чувствовал, что, наверное, зря отказался. Но жизнь заставляет извлекать уроки из любых ситуаций, и ехать в Солт-Лейк-Сити я решил давно. Еще до того, как меня включили в так называемую "восьмерку неприкасаемых". И к тому моменту, как раздался звонок с приглашением в команду, я уже внутренне был готов сказать "да". Да и в Минске, куда мы с женой приезжаем каждое лето к ее родственникам, много людей хотело видеть меня на Олимпиаде. В Белоруссии будут болеть не только за своих, но и за Россию.

- Можете приоткрыть завесу тайны над историей, которая в свое время наделала много шума? Когда в Оттаве после матча вы ушли из раздевалки через потайную дверь, а у парадной вас ждали Третьяк и Юрзинов.

- Насколько знаю, Третьяка там не было. Были Юрзинов и кто-то еще. Дело в том, что они мне звонили несколько раз, и я твердо сказал, что не еду. Моя позиция была ясна, я не юлил, а потому лишний раз на эту тему разговаривать не захотел.

- Как относитесь к отрицательному решению Международного спортивного суда по делу Евгения Набокова?

- Жаль, что отказали достойному вратарю, который хотел выступать за российскую сборную. Увы, решение подобных вопросов зависит не от нас. И хотя очно я с Женей пока не знаком, все равно жаль.

- Некоторые голкиперы играют лучше, когда чувствуют, что у них за спиной никого нет, и вся ответственность лежит на них. Вы к таковым относитесь?

- Как-то не задумывался над этим. Олимпиада покажет.

- В последний раз вы выступали за сборную на Кубке мира?

- Да, пять с половиной лет назад. И сыграл тогда неудачно.

- Анализировали, почему?

- Может, потому, что турнир проходил в сентябре, когда у нас обычно только начинается тренинг-кемп. А потому я был далек от оптимальной формы.

- Состав команды тогда был, как и сейчас, очень хорош...

- У нас в сборной всегда хватало имен. Все зависит от того, насколько мы будем чувствовать себя единой командой. Нужна предельная собранность, без которой турнир не выиграть.

- Первую золотую медаль - за Альбервилль-92 - вы получите еще до начала Игр?

- По-моему, да. Правда, как это будет происходить, пока не знаю. Но очень надеюсь, что пару недель спустя к ней прибавится еще одна - того же достоинства.

...После блестящей All-Star Game я не упустил случая поинтересоваться у голкипера, не рассматривает ли он сухой звездный матч как пролог к Олимпиаде. И услышал почти то же самое, что за день до того: "Не воспринимаю это достижение всерьез, потому что в Лос-Анджелесе никто не относился к происходящему на льду так, как будут относиться в Солт-Лейк-Сити".

Сегодняшний Хабибулин твердо стоит на земле. Остается надеяться, что на льду Солт-Лейк-Сити вратарь сборной России будет стоять еще тверже.