Газета Спорт-Экспресс № 25 (2817) от 2 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ |
ДЕЛО НИГМАТУЛЛИНА |
ВЗГЛЯД ИЗ ИТАЛИИ |
"ЛОКОМОТИВ" - ЖЕРТВА ЧУЖОЙ ВРАЖДЫ
Георгий КУДИНОВ |
из Милана |
"Выпьем за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он ни летал, никогда не отрывался от коллектива", - в связи с изрядно затянувшейся эпопеей с международным трансфером Руслана Нигматуллина мне кажется уместным вспомнить знаменитый тост из "Кавказской пленницы". Лучший вратарь страны, по мнению многих, лучший игрок года, по опросу журналистов нашей газеты даже лучший спортсмен России... Да хоть лучший игрок планеты! Разве имел Нигматуллин право по своему разумению распоряжаться собственной судьбой и отрываться от коллектива?
Наш футбол привык к тому, что слово президента и тренера клуба - закон для игрока. Поэтому избежать скандала с переходом Нигматуллина, рискнувшего нарушить негласные правила, было нельзя. Все привыкли, что у руководства клуба и игрока должна быть одна, общая правда, представленная широкой публике. В данном случае произошел раскол мнений - у "Локомотива" своя правда, у Нигматуллина - своя. И та, и другая сторона открыто излагает ее в прессе. Есть еще третья сторона - "Верона", которая, разумеется, на стороне Нигматуллина. "Локомотив" и "Верону" столкнули лбами, а расплачивается за это игрок, позволивший себе пойти против старой системы, которая начинает отмирать под напором нововведений ФИФА.
Можно ли было погасить скандал в самом зародыше и не доводить его до рассмотрения ФИФА? Наверное, да. Сегодня же небольшой снежок раздора превратился в огромный ком, что сводит к минимуму возможность "Локомотива" мирно договориться с "Вероной" о размере компенсации. Перед своей ноябрьской поездкой в Москву к Валерию Филатову спортивный директор "Вероны" Рино Фоски прослушал от тогдашнего агента Нигматуллина Клаудио Вигорелли целую лекцию о том, что необходимо попытаться найти общий язык с "Локомотивом". Фоски встретился с Филатовым в его офисе в присутствии того же Вигорелли и переводчика и сделал свое предложение, о котором впоследствии неоднократно упоминалось в прессе. "Локомотив", видимо, предложенный вариант не устроил, и на следующий день Филатов с Нигматуллиным совершили загадочную поездку в Рим, после которой пошли слухи о контракте голкипера с "Ювентусом".
О деталях римского вояжа известно немногое, однако именно после него Нигматуллин вдруг отказался от своего прежнего агента, который сначала вел переговоры с "Лацио", а затем подыскал ему вариант с "Вероной", и доверился футбольному агентству под названием Gea. Вариант с "Вероной" отошел на задний план, а игрок, видимо, получил заверения, что его ждет лучшая судьба. Тогда же пошли разговоры о том, что Нигматуллин якобы продлил контракт с "Локомотивом", а "Ювентус" готов выкупить его за солидные деньги. Как известно, эти разговоры так и остались разговорами, а перед самым вылетом в отпуск в Австралию голкипер подписал контракт с "Вероной", причем уже и без Вигорелли, и без Gea.
Понятно, что "Локомотив" воспринял это известие в штыки, однако обвинять в этом Нигматуллина бессмысленно: разве его вина в том, что агентство ФИФА, которое представляет Клаудио Вигорелли, и компания Gea враждуют? Узнав, что Вигорелли имеет на руках конкретное предложение для Нигматуллина от "Вероны", конкуренты пошли на часто практикуемый в Италии шаг: не получилось у меня, помешаем другому. Понятно, что "Ювентусу", который летом купил Буффона за 50 миллионов долларов, не нужен Нигматуллин в качестве основного голкипера, а самому Нигматуллину не нужна скамейка запасных накануне чемпионата мира. Однако магия имени "Ювентуса" произвела свое действие в переговорах с "Локомотивом", который поневоле оказался втянут в итальянский междусобойчик. Как подтвердил мне на днях Фоски, он еще в ноябре приглашал Филатова в Верону, где стороны могли бы уладить спорные вопросы. "Локомотив", однако, решил пойти своим путем, и привычная для Италии жестокая конкуренция между агентами привела в итоге к тому, что "Локомотив" и "Верона" считают себя чуть ли не врагами, а Нигматуллин никак не может дебютировать в серии А.
Аналогий с делом Нигматуллина в Италии немало. Самая свежая - скандал вокруг предстоящего перехода грека Делласа из "Перуджи" в "Рому". Казалось бы, ну кто такой Деллас в мировом масштабе, чтобы устраивать столько шума в прессе? А суть дела вот в чем. "Рома" раньше положенного времени, то есть вопреки регламенту, подписала предварительный контракт с греком. Президент "Перуджи", узнав об этом, пришел в ярость, потому что он собирался продлить контракт с Делласом, а потом продать его за иные деньги. Когда-то президенты "Ромы" и "Перуджи" были друзьями, но недавно между ними пробежала черная кошка. Попутно президент "Ромы" объявил войну самому "Ювентусу". Туринцам вряд ли нужен Деллас, но они вдруг объявили об интересе к этому футболисту. Позавчера закрылся трансферный рынок, и грек выбрал-таки "Рому". Зато "Перуджа" получила в союзники такого могучего партнера, как "Ювентус", а тот имеет право обвинить "Рому" в нечистоплотности накануне выборов президента футбольной Лиги, в которых Рим противостоит Турину.
Сделал это отступление, чтобы показать, что в кальчо слишком много подводных течений, в которых иностранцам трудно разобраться. К сожалению, "Локомотив" оказался втянут в чужие игры. При этом ситуация напрямую ударила лично по Нигматуллину и сборной России, которой нужен играющий, а не только тренирующийся голкипер. Вчера наш вратарь наконец-то получил трансферный сертификат, пусть и временный. В подавляющем большинстве случаев временный сертификат превращается в постоянный, так что дело о переходе Нигматуллина близко к завершению.
Оно может стать хорошим уроком для наших клубов. Мы часто в последнее время обижаемся на то, что ФИФА или УЕФА решают спорные вопросы не в нашу пользу. Но, может быть, стоит разобраться в самих себе? Ведь о нововведениях ФИФА стало известно еще в конце лета, а у пяти-шести игроков "Локомотива", включая Нигматуллина, контракты истекали в декабре. Наверное, можно было предвидеть возможность возникновения щекотливых ситуаций и продлить соглашения заранее. В противном случае, какой смысл обижаться на футболиста? В Италии поначалу также возникали подобные споры, но со временем клубы перестроились. То же самое предстоит сделать и России, потому что иного выхода нет. Если, конечно, мы не хотим, чтобы каждый громкий переезд в Европу сопровождался скандалом.