Газета Спорт-Экспресс № 25 (2817) от 2 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

2 февраля 2002

2 февраля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

ДЕЛО НИГМАТУЛЛИНА

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

ЗАКОН СУРОВ, НО ЕГО НАДО ЗНАТЬ

В "деле Нигматуллина", которое тянется уже второй месяц, самое незавидное положение у его главного героя. Пока "Локомотив" и "Верона" через национальные федерации пытаются доказать свою правоту в ФИФА, Нигматуллин пребывает в бездействии, несмотря на подписанный еще в конце ноября долгосрочный контракт с "Вероной". Для любого игрока такое положение нежелательно. Для новичка серии А оно нежелательно вдвойне.

Не секрет, что легионерам невероятно сложно адаптироваться к итальянскому чемпионату в силу разных причин: начиная с сумасшедшей конкуренции за место в составе и заканчивая жестким прессингом со стороны болельщиков и прессы. Последней жертвой "кальчио" стал Гаиска Мендьета. Знаменитый испанский полузащитник так и не прижился в "Лацио", а ведь он в отличие от Нигматуллина приехал на Апеннины уже известным в Европе футболистом. Кроме того, еще свежи в памяти неудачные попытки закрепиться в итальянских клубах Дмитрия Аленичева и Андрея Канчельскиса. Причем бывший спартаковец, как и экс-голкипер "Локо", подписал контракт с "Ромой" в ранге лучшего игрока России.

Одним словом, серия А отнюдь не райское местечко. Тем более для вратарей-иностранцев. Конкурентом Нигматуллина в "Вероне" является опытный Феррон, у которого, кстати, летом истекает срок контракта. Естественно, он будет из кожи вон лезть, чтобы остаться основным голкипером, иначе потом на него упадет спрос. Феррон с Нигматуллиным целый месяц находились в неравных условиях: у россиянина до вчерашнего вечера не было ни малейшей возможности доказать главному тренеру веронцев Альберто Малезани, что он сильнее. Хотя по большому счету голкипер сборной России пока ничего не потерял. "Верона" изначально собиралась дать Нигматуллину какое-то время на то, чтобы он привел себя в порядок. Правда, пауза немного затянулась, и, учитывая все обстоятельства, неизвестно, как она отразится на психологическом состоянии игрока.

Ситуация, в которой оказался Нигматуллин, не может не волновать тренеров сборной России. Они-то никак не ожидали, что год чемпионата мира начнется для первого номера так неудачно. Если Нигматуллин не сыграет за "Верону" в ближайших двух турах, то первым официальным матчем в 2002 году для него станет поединок с ирландцами в Дублине 13 февраля. И когда Михаил Гершкович в интервью "СЭ" говорит о том, что футболист не должен страдать от недопонимания клубов, а Олег Романцев заявляет, что его очень беспокоит шумиха вокруг Нигматуллина, это не дежурные слова. Лишние проблемы на ровном месте не нужны никому. Особенно когда дело касается такой дефицитной для России футбольной специальности, как вратарь.

Что касается "войны" между "Локомотивом" и "Вероной", то искать в ней правых и виноватых - удел ФИФА. Для меня очевидно одно: если бы РФС своевременно разъяснил клубам особенности нового Регламента ФИФА по статусу и переходам игроков от 5 июля 2001 года, к которому апеллируют обе стороны, конфликта скорее всего не возникло бы. "Локо" заранее продлил бы контракт с Нигматуллиным, тем самым лишив потенциальных покупателей возможности получить вратаря бесплатно. Насколько мне известно, именно так поступили в "Крыльях Советов". Руководители самарского клуба, не дожидаясь разъяснении РФС (между прочим, ведомство Вячеслава Колоскова вместо того, чтобы служить для клубов примером для подражания, не торопится выполнять новый Регламент ФИФА, ссылаясь на переходный период), сами проштудировали текст этого документа и быстро перезаключили контракты со всеми своими лидерами. "Локомотив" же спохватился слишком поздно. Все, что мог сделать Нигматуллин для своего бывшего клуба, - договориться с руководством "Вероны" о том, что половина денег от его будущей продажи достанется "Локомотиву".

Во всей этой истории есть, пожалуй, только один положительный момент. На примере Нигматуллина российские клубы поняли, что, во-первых, законы ФИФА одинаковы для любых стран: будь то Италия или Россия. А во-вторых, что их незнание чревато большой головной болью.

Юрий БУТНЕВ