Газета Спорт-Экспресс № 20 (2812) от 28 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ХОККЕЙ |
КОЛОНОК - ПОКРОВИТЕЛЬ ЯСТРЕБОВ |
В Омске любят хоккей. Настолько, что местный "Авангард", серебряный призер российского чемпионата, даже от предматчевых шоу со светомузыкой отказался: к чему отвлекать внимание от главного?
ТРИ ЧАСА НА "БОИНГЕ"
Можно, конечно, разомлеть за три часа лету на "Боинге" до Омска. Можно. Да только погода здешняя в чувство тебя приведет в секунду. Бодрит! На трап выходишь, думаешь - да, не московские здесь холода. Определенно.
Город с боевым прошлым, славный нынче на всю Россию своим замечательным хоккеем, удивлять озябшего столичного корреспондента начнет сразу. С порога. Хотя бы тем, что дожидающийся тебя в аэропорту водитель из "Авангарда" в легонькой курточке стоит на ветру - и натурально не мерзнет. Впрочем, на водителя того и местные дивятся...
Листаешь гостиничный проспектик - там между меню ресторана "Гелиос" и "Правилами поведения населения во время землетрясения" таится удивительная страничка: "Знатные омичи". В "омичи" записаны широким жестом и здесь родившиеся, и в Омск когда-то сосланные. Преобладают вторые. Здесь тебе и конструктор Туполев, в сибирской ссылке чертивший крылатые машины, и писатель Достоевский, отбывавший неподалеку четыре каторжных года. На радость гостю, уцелели и знаменитые Тобольские ворота на берегу Иртыша - через них каторжане, и Федор Михайлович тоже, работать шли.
Никакого политического разбора - в "знатные омичи" занесены и красный генерал Карбышев, и белый адмирал Колчак. Его дом-музей, к слову, недалеко от Спортивно-концертного комплекса имени Виктора Блинова, где принимает соперников "Авангард".
СТОМЕТРОВАЯ ТУНДРА
Чахлый лесок у гостиницы. Рядом часовенка. "Это тайга?" - "Не-а, - ласково замечает провожатый. - Тундра. Смотри не ходи - заплутаешь..." После из гостиничного окна увижу - "тундра" та растянулась метров на сто, не больше.
Впрочем, к ночи ближе корреспондент ваш, продрогнув, близок был к тому, чтобы и северное сияние увидеть, и оленью упряжку. Видения, однако. Холод адский. Даже не холод, другое что-то - на улицу выходишь и становится больно. Сразу. А домов, чтоб от ветра загородиться, нет. Сплошное раздолье. Сибирь - расстояния позволяют.
На выходные - штормовое предупреждение. Откуда взяться шторму, умом не понять - и Омь, и Иртыш подо льдом. Та еще картина! Обещают до 38 градусов. Народ верит - что делать? Вспоминают прошлый год и тогдашнюю стужу под сорок: "Ничего, пережили как-то..."
Тогда у машин сцепление от холодов разрывало - а в Омске без автомобиля никак. На остановке больше пяти минут не простоишь, ноги примерзают. Маршрутки, впрочем, летают одна за другой.
То ли косматые дворняжки, то ли лайки стаей делят горячий люк теплосети. Лениво грызутся.
Сибирские красавицы. Сибирские пельмени. Все как положено.
"КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"
В иные города приедешь - от афиш в глазах рябит. Тут вам и Алла Борисовна, и Демис Руссос. В Омске из гастролеров один только Борис Моисеев - другие то ли холодов испугались, то ли расстояний. Каждый третий прохожий - казах. "Граница рядом, вот и бегут к нам. За работой". Гигантские пробки. Город молится на строителей - те вот-вот сдадут кольцевую дорогу. А пока весь сибирский транзит чешет прямиком через город.
В футбольном клубе "Иртыш", прослышав о приезде человека из "СЭ", присылают машину: "Поедем, стадион наш посмотрите, о футболе поговорим..." Ладно, едем. Стадион "Красная Звезда" пока смахивает на руины Сталинграда - и размерами, и порядком. Губернатор с мэром побожились: хоккей, дорогие омичи, мы вам сделали - теперь время за футбол браться. Обещаем! Под обещание то вернулся из города Ижевска в родные края Александр Ивченко. Прогулялись мы с Александром Владимирычем по стадионным снегам. Рассказывал увлекательно: здесь, дескать, то-то будет, а здесь вот что. Совсем скоро. "Да мы всегда выше и Томска, и Хабаровска стояли, понимаете? Традиции какие у "Иртыша"! Пора возвращаться, пора - обязательно в первую лигу выйдем..."
СЕКРЕТ "АВАНГАРДА"
... А на хоккее - все по-западному. Цивильно. Эмблема "Авангарда" на каком-то смотре талантов была признана чуть ли не самым симпатичным товарным знаком страны. Рисовать так рисовать! Впрочем, к местным телевизионщикам это тоже относится: хоккейная программа "Овертайм" сильнее любой столичной.
Каток не простаивает - сам видел, дети да ветераны гоняют шайбу до полуночи.
В пресс-центре натыкаюсь на чучело загадочного зверька. На клыке болтается вымпел "Авангарда". "Кто таков?" - "Колонок называется, за городом водится. Удачу приносит". Ага, вот он - секрет побед "Авангарда"!
За час до одной из игр чемпионата в толпе около Дворца шепот. Разносится сенсация: "Цыгурова не будет, в больнице с воспалением легких..."
Без Цыгурова "Авангард" не выиграет - и это тоже будет признано логичным. На то он, Геннадий Федорыч, и рулевой. Как никто не удивился и тому, что на следующий матч он приедет прямо из больницы. И сразу после победы отправится обратно. Под фейерверк - город будет праздновать очередную победу.
СИБИРСКИЙ РАЗМАХ
Прошлогоднее второе место отметили, понятное дело, с сибирским размахом. Хотя приняли как должное: "Мы ж не чье-то место заняли - свое!" От сезона нынешнего ждут большего и того не скрывают.
Город от игры сходит с ума. "От хоккея не устаете?" - интересуюсь у коллег. "В прошлом году, как плей-офф закончился, вздохнули: наконец-то! А через неделю "ломка" началась - когда сезон начнется?"
Что-то, у народа спрашиваю, нет у вас никаких спектаклей перед играми? Все было, отвечают. И свет гасили, и составы красиво объявляли, но "объелись" в Омске представлениями. Надоело. "Решили попроще делать - наша красота в игре. Правильно?" Соглашаюсь. Правильно. Играет "Авангард" знатно.
ЧЕХИ ДОВОЛЬНЫ
По стадионным коридорам бродит чешский репортер, слегка ошалевший от мороза и от увиденного. На игре с "Ак Барсом" пытался чуть ли не в перерыве проникнуть в раздевалку - с тех самых пор в глазах его поселился страх. Получил в подарок кассету с играми "Авангарда" и вымпел - чуть оттаял. Станет, говорит, сборная Чехии скоро первой на Олимпиаде - снова в Омск приеду. С Патерой интервью делать...
Между прочим, победители Игр-98 в Нагано чехи Павел Патера и Мартин Прохазка в городе давно освоились. Хотя всеобщее внимание, близкое к обожанию, не прекратилось - скорее усилилось. Довольны, кажется, всем: и командой, и жалованьем, и городом.
Вратарь Ярослав Камеш, проще говоря, Ярик, их менее звездный соотечественник, ходит расстроенный. Не для того он в Сибирь ехал, чтоб лавку штанами протирать. Кто мог знать, что есть здесь классный вратарь Вьюхин? И несчастный Камеш не знал. От интервьюеров бежит как от огня. Только с переводом землякам помогает. Русским в свободное от игр время овладел блестяще. Хотя и видно: роли переводчика не слишком рад.
Прохазка до приезда в Омск видел сибирские просторы только по телевизору. Перевезти в Россию жену с двухлетним сыном пока не решился. О сумме контракта не говорит никому - отправляет к президенту Бардину. Поиграв в "Торонто" и "Атланте", разочаровался: не на то в НХЛ рассчитывал. В том, что чешский хоккей - лучший на планете, не сомневается ничуть. Не сомневается, кажется, и в том, что весной 2002-го победу в российском чемпионате праздновать будет "Авангард"...
И Патера не сомневается.
"ЕЩЕ ПОБЕГАЕМ!"
В пресс-центр заглядывают Патера с Камешем. Павел чуть растерян - слишком много событий и городов перед глазами прошло за последний месяц. В руках мешок - только что выдали пуховик, чтоб звезда не замерзла. Устраиваем "блиц" перед диктофоном.
- Нашим игрокам, Павел, с малолетства в головы вкладывалось: нет ничего важнее, чем чехов обыграть...
- Я понимаю, почему. У нас, впрочем, было то же самое: русские - соперники номер один. За юниорские сборные я, правда, не играл, а на клубном уровне столько игр с русскими было, что все и не упомнишь.
- Говорят, чехи даже сильнее русских привязаны к родным местам, обстановку меняют неохотно.
- Насчет русских не знаю, а мы вообще-то очень привязаны. Дом есть дом, но я прекрасно знал, куда отправляюсь. Здесь мне очень хорошо - обязательно напишите. Команда старается. Тяжело, конечно, быть оторванным от Чехии, хочется с семьей почаще бывать, но это моя работа... Скучаю по родному городу, Унхош называется. Только там чувствую себя дома, как бы ни было хорошо в Омске или Америке.
- Был в вашей жизни и шведский чемпионат. Тихий, спокойный, без звезд...
- Да, играл за АИК. Но шведский чемпионат не слабее уровнем чешского или российского. Другой какой-то, особенный, но не слабее - точно.
- Средний чешский хоккеист сильнее среднего русского?
- Не думаю. Средние везде средние.
- Самая памятная игра в НХЛ?
- Первый матч за "Даллас". Мы играли с "Питтсбургом", выиграли 6:4, я сделал передачу.
- Некоторые хоккеисты, уезжая из Америки, тамошние дом с машиной не продают - надеются вернуться жить в США...
- У меня за океаном не осталось ничего. Жить хочу только в Чехии!
- Кажется, перед этим сезоном вы были уверены, что пробьетесь в основной состав "Миннесоты", а попали в итоге в "Авангард".
- Это вопрос к тренеру "Миннесоты". Во время предсезонки не дал мне сыграть ни одного матча! В клубе сказали, что прекрасно меня знают, мою игру тоже. Обычно, мол, у меня вторая половина чемпионата получается сильнее, поэтому только в фарм-клуб могут отправить...
- После победных чемпионатов мира и Олимпиады в Нагано удар по самолюбию приличный.
- Конечно! Хуже всего то, что я не получил даже шанса.
- Это очень тяжело - в 30 лет кому-то что-то доказывать?
- Все равно, сколько человеку лет. Доказано еще не все.
- Не боялись, что хоккеист Патера, отправившись в Сибирь, исчезнет для тренеров чешской сборной?
- Не боялся. Тренеры нашей сборной все знают, российские результаты в том числе. За нашей с Мартином игрой следят. Тренеры радовались, когда Прохазка в Омск собрался: всегда лучше, когда земляки играют вместе.
- В российском футболе система такая: приезжает, например, югослав в провинциальную команду, покажет там себя - и перебирается в Москву. В хоккее получается наоборот: на вас претендовало московское "Динамо", а вы выбрали глубинку...
- Когда "Динамо" приглашало меня в Россию, я собирался в "Миннесоту". Надеялся там себя показать, пройти в основной состав и о России не думал. Потом вернулся в Чехию, а "Динамо" уже вестей не подавало. Пригласил только Омск.
- Акклиматизировались?
- Да.
- Знаете, что в прошлом году здесь было под 40 градусов мороза?
- Знаю. Без проблем. Вон, пуховик выдали...
- В Чехии на игры исключительно автобусом добираются. Как вам российские расстояния, перелеты?
- Привык уже.
- Вам тридцать. На сколько лет себя ощущаете?
- На тридцать. Это не так много.
- Цыгуров сказал, что опыт чехов молодым ребятам из "Авангарда" на пользу. Чувствуете себя учителем?
- Не чувствую. Я не учить приехал, а в хоккей играть.
- После такой долгой карьеры вам еще интересно играть в хоккей? Или это только работа?
- Очень интересно! Как только станет неинтересно, сразу завершу карьеру. Но пока - еще побегаем!
- Самый дорогой из всех титулов?
- Олимпийский - однозначно.
- Да, в России и Чехии это звание котируется здорово. А в Америке?
- Там я ни с кем об этом не говорил. Не уверен, что американцы вообще знали о нашей олимпийской победе.
- "Самое-самое" впечатление от Нагано?
- Игра против русских. Финал. Победа.
- Победила не столько сборная Чехии, сколько Гашек.
- Хоккей - спорт коллективный. Как бы классно ни играл Гашек, это еще не победа. Не Доминик голы забивал.
- Гашек, наверное, кумир всей Чехии?
- Он очень популярен. У нас много классных вратарей, но неизвестно, выиграли бы мы Олимпиаду без Гашека...
- Цыгуров - тренер жесткий. Как эта жесткость воспринимается игроком, который всего добился?
- Тренер для того и поставлен, чтобы командовать, и настоящий профессионал обязан это понимать...
ПРЕЗИДЕНТ
Главный человек во всем омском хоккейном хозяйстве, без вопросов, Бардин. Президент. Бывший арбитр - причем классный. Все вопросы так или иначе сходятся на нем, но Анатолий Федорович от перегрузок не стонет. Напротив!
Заглядываю к нему. Из-за вас, говорю, Анатолий Федорыч, мечтал по малолетству хоккейным судьей стать. Красиво работали! "Что же помешало?" - всерьез удивляется Бардин. Ага, думаю. Вот какие у президента "Авангарда" понятия: "хочешь - значит, можешь".
Говорить мы будем долго. О том, как хоккейную карьеру Бардин закончил в 23 года - мениск. "Но хоккеист я был средний, не очень одаренный..." О том, как он однажды возглавил "Авангард", имея к тому времени опыт и в бизнесе, и в хоккее. Как с самого начала верил, что команда эта станет лучшей в России. И о том поговорим, как даже в судейские годы Бардин, параллельно преуспевавший в бизнесе, приезжал на добром "Мерседесе" - ни встречать, ни провожать такого рефери представителям команд не приходилось. И в неподкупности Бардина никто не сомневался. Сам он так и не смог вспомнить, воспользовался ли хоть раз модным в ту пору видеоповтором спорных моментов. Но то, что ни разу дисквалифицирован не был, помнит Анатолий Федорович прекрасно. Даже по болезни игры не пропускал. Вышел однажды с высокой температурой судить матч в Киеве. Отработал, как сам говорит, неважно. Но никто того не приметил.
- На первый в жизни сбор сам напросился, приехал за свой счет. Через пару лет в высшей лиге работал - при всей тогдашней конкуренции в судействе. Первое время думал - любой матч дайте, отработаю без проблем! Только года через три понял, что теперь действительно могу... Вообще чем сильнее мастера играют, тем проще судить. Культура! Как-то вопрос стоял, кому доверить игру ЦСКА - "Динамо", так я, молодой арбитр, подошел к Резникову и собственную кандидатуру предложил. Выдюжу - значит, готов! И без претензий все прошло. А последним был матч в Чехии. "Спарта" против "Дюссельдорфа". Туда мне и позвонили с предложением возглавить "Авангард". Дали время на поиск главного тренера. Мы как раз вместе с Голубовичем летели, моим добрым знакомым, он тренером и стал. Первый сезон при нем классный получился...
- А потом вы сами его и уволили.
- Никто никого не увольнял! Мы оба поняли, что надо что-то менять. Отношения сохранили добрые. Да вот только вчера он мне звонил... Все нормально.
- А с Цыгуровым как уживаетесь?
- Прекрасно. Я в игровую часть никогда в жизни не полезу, знаю: это не мое. Но все остальные вопросы - исключительно на мне. С Цыгуровым нам делить нечего. Я о другом вам хочу сказать. У нас молодая команда в клубе работает. Новая. За последние годы ушли человека три - зато остальные душу вкладывают в дело. Потому и заняли мы в прошлом сезоне второе место. И пусть кто-то попробует сказать, что оно "не наше"!
Юрий ГОЛЫШАК |
Омск - Москва |