Газета Спорт-Экспресс № 14 (2806) от 21 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 5

22 января 2002

22 января 2002 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

США: КТО ТАКОЙ Боб СЛЕЙ?

Знаете, чем американцы отличаются от канадцев? Ни один канадец вам никогда не скажет, что живет в величайшей стране мира.

Американцы любят себя. Горячо, бескорыстно, а главное - взаимно. Самоирония или, не дай Бог, столь присущее нам самобичевание в Америке практически неизвестны и вызывают в лучшем случае недоумение. Зато столь знакомая нам по советским временам беззаветная вера в собственное превосходство и правоту во всем - норма.

Поэтому право проведения Олимпийских игр в Америке вовсе не воспринимается как исключительная привилегия. Скорее - как нечто само собой разумеющееся. Более того, многие американцы полагают, что даже вправе высказывать легкое раздражение по поводу очередного (четвертого за последние 22 года) вторжения полчищ иностранцев на их многострадальную землю. Для тех, кто помнит, с каким рвением советский народ и особенно его мудрые руководители готовились к встрече лучших атлетов всего мира в 80-м, это должно звучать немного странно. Но американцы недолюбливают весь мир вообще и его передовых атлетов в частности. Одетые в чуждые цвета люди с труднопроизносимыми именами интересны только как потенциальные жертвы доблестных соотечественников. Со стороны янки не поступило бы возражений, если бы докучливых иноземцев на Играх не было вообще. Тем более на зимних, где своим ни одна золотая медаль не гарантирована.

Отсутствие энтузиазма по поводу грядущего спортивного праздника, конечно же, дело временное. Придет февраль, в Юте зажжется олимпийский огонь, и игнорировать всех этих Бог весть откуда взявшихся норвежских лыжников и японских конькобежцев будет невозможно. Тогда американские средства массовой информации и займутся "раскруткой" Игр, пытаясь максимально соответствовать царящему в стране духу ультрапатриотизма. Судя по опыту прошлых Олимпиад, это им удастся без особого труда.

Но олимпийский огонь еще в пути. Его даже иногда показывают по телевизору - когда с ним бежит кто-то нужный, например, родственники жертв терактов. В остальном он совершает свой путь в глубь страны инкогнито.

"Олимпийских вестников" в американских газетах нет. О том, кто будет представлять их страну в шорт-треке или бобслее, американцы не знают ничего. Как и о том, с чем едят шорт-трек и кто такой Боб Слей. Олимпийский ажиотаж присутствует лишь в деятельности компаний, купивших место для рекламы в олимпийских телетрансляциях: их ролики не забывают аккуратно напоминать потребителям о том, кто спонсирует американских спортсменов. Тогда поперек экрана пролетает абстрактный горнолыжник или исполняет тройной тулуп фигуристка в розовом.

Американские спортивные журналисты ждут Игр с поистине олимпийским спокойствием. Местная пресса все больше пишет о своем, сокровенном. Начинается решающий этап чемпионата по американскому футболу, в НБА вновь играет Майкл Джордан, выясняют отношения баскетболисты-студенты, в загадочном мире бейсбола кто-то перешел из одной команды в другую...

Олимпийская тема широко обсуждается лишь в сравнительно узком кругу поклонников хоккея. Да и там интонации в основном негативные. Как выяснилось, страна, на территории которой располагаются 24 из 30 клубов НХЛ, - единственная, активно выступающая против участия сильнейших игроков в Олимпиаде. Доводы при этом приводятся такие, что на глаза наворачиваются слезы умиления. Американские хоккейные эксперты предстают защитниками угнетенных. Они жалеют невинных жертв олимпийского хоккея: бедных профессионалов, которым придется сыграть несколько лишних игр, бедную НХЛ, которая не может позволить себе двухнедельного перерыва раз в четыре года, не подставившись под угрозу немедленного банкротства, бедных европейцев, которые обязательно должны быть сокрушены американо-канадскими легионами матерых профи. Но львиная доля жалости достается, как водится, детям - бедным американским студентам-любителям, лишенным права играть на "своем" турнире.

Хоккейная Америка до сих пор бредит одним, самым значительным для нее событием: чудом на льду в Лейк-Плэсиде, когда эти самые ясноглазые любители низвергли с пьедестала представителей Империи зла. Тот факт, что Империи больше нет и низвергать некого, мало кого волнует: студентам должны вернуть право на их законное "чудо", и все тут.

Спорить на эту тему с американскими журналистами практически бесполезно. Я пытался приводить им самый существенный аргумент в пользу участия в Играх профессионалов: в хоккее на данный момент попросту нет другого соревнования, способного с максимальной объективностью выявить лучшую национальную команду в мире. Ежегодные чемпионаты ИИХФ - по сути, турниры вторых команд, а Кубок мира первый и последний раз был разыгран 6 лет назад. Лишить Олимпиаду лучших профи - значит лишить хоккей истинного чемпиона.

Ответ на эти доводы у американцев один: "А нам-то какое дело до ваших проблем? Все эти чемпионаты мира нас не интересуют". Аргумент, что называется, убойный, крыть нечем. С этого и надо было начинать, вместо того чтобы жалеть обездоленных студентов! Американцев попросту не интересует происходящее вне их сферы влияния. Даже если происходит это в их собственной стране.

Стоит ли после этого удивляться тому, что в местных газетах не находится места биатлону, а олимпийский огонь, пересекая американский континент, освещает равнодушные лица граждан.

Слава МАЛАМУД

Баффало