Газета Спорт-Экспресс № 12 (2804) от 18 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 4

18 января 2002

18 января 2002 | Хоккей

ХОККЕЙ

ЧЕХИЯ-2002

Доминик ГАШЕК: ИСЧАДИЕ АДА ИЗ ПАРДУБИЦЕ

Слава МАЛАМУД

из Баффало

"Доминик Гашек - это дьявол!" - крикнул как-то в порыве восторга постоянный телевизионный комментатор матчей "Баффало Сэйбрз" Рик Жаннерет. За несколько секунд до этого чешский голкипер, тогда еще защищавший ворота "Клинков", хладнокровно снял шайбу с клюшки Эрика Линдроса, тогда еще защищавшего цвета "Филадельфии", и заставил последнего в отчаянии воздеть руки к небу. Эрик обратился за поддержкой к высшим силам, но, видимо, в тот день в главном хоккейном отделе того света дежурил все-таки Князь Тьмы.

В том матче, как и в бесчисленных других, проведенных Гашеком в составе "Клинков" и сборной Чехии, Доминатор предстал именно таким, каким он запомнится следующим поколениям: не поддающимся ни объяснению, ни пониманию феноменом, повергающим в прах все постулаты хоккейной мудрости, злым гением, смеющимся над логикой и разумом.

ДЬЯВОЛ

Объяснить, расчертить и разложить по полочкам все то, что делает Гашека Гашеком, действительно невозможно. Для амплуа хоккейного вратаря он сделал то же, что Гарринча - для амплуа крайнего нападающего в футболе. Доминик, распластанный в неестественной позе на пятачке, и бразилец, западающий на короткую левую ногу для своего знаменитого финта, - похожие друг на друга феномены.

Гашек, как раньше Гарринча, считается антигероем своей профессии. Он делает все неправильно. Он заставляет хоккейных эстетов кричать от ужаса. Второго Гашека, как и второго Гарринчи, не будет никогда, потому что это невозможно по определению. Несчастен тот мальчишка, который вздумает имитировать стиль Доминатора в своей хоккейной школе, - его попрут оттуда на второй день! Копировать голкипера, родившегося в 1965 году в небольшом чешском городке Пардубице, нельзя никому и никогда, потому что его искусство принадлежит только ему. Злому гению хоккея, насылающему порчу и дурной глаз даже на самых блистательных форвардов.

Но почему же он все-таки дьявол? Зачем так сгущать краски? Может, Доминик Гашек просто очень талантливый и неординарный игрок? Нет, именно дьявол!

Гашек дьявольски хитер и чертовски коварен. Он делает то, чего нападающий не может и не имеет права ожидать. Он предсказывает действия соперника на несколько ходов вперед с поразительной точностью. А главное - Гашек обладает необъяснимым даром контролировать оппонента на расстоянии, не делая при этом, казалось бы, ничего.

Крайний нападающий, набрав ход, получает шайбу у синей линии, изящным финтом обходит последнего защитника и выкатывается один на один с Домиником. У него несколько десятков возможных вариантов: сделать ложный замах, финт головой или корпусом, убрать шайбу под неудобную руку, сделать кистевой бросок в верхний угол или под опорную ногу вратарю, наконец, попытать счастья мощным щелчком, и так далее, и тому подобное.

Выбрав один из возможных вариантов, форвард бросает и... шайба попадает в ловушку Гашеку или натыкается на его щитки. При этом Доминик не делает ничего сверхъестественного! У всех присутствующих создается впечатление, что Гашеку повезло и ничего больше - у форварда вышла осечка. В следующий раз Доминику точно придется выковыривать шайбу из сетки! Но такое случается снова и снова, причем на протяжении десятка лет...

И тогда сами хоккеисты, один за другим, начинают признаваться: Гашек деморализует их, заставляет их делать именно то, что ему выгодно, и тогда, когда он хочет.

"Комплекс Гашека" - это явление, на борьбу с которым отдельные игроки и целые команды каждый год затрачивают неимоверные усилия. Вкратце его можно описать так: очутившись лицом к лицу с голкипером, нападающий неожиданно теряет веру в свое мастерство, безоговорочно признает превосходство Гашека и пытается сделать бросок идеальным по точности, потому что считает: победить этого монстра можно только так. В результате - вот парадокс! - в девяти случаях из десяти он отправляет шайбу именно туда, где Доминатор ее давно ждет.

Читать мысли соперника, руководить его поступками, вселять в него необоснованный страх, ослаблять его волю - на такое способна только нечистая сила.

ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ

Часто бывают такие случаи, когда Гашек оказывается в крайне невыгодном положении. Какой-нибудь ловкий форвард уложит его на лед или с помощью партнера сумеет "раскатать" голкипера быстрым пасом, или сам Доминик не угадает намерения игрока. Но даже и тогда гол отнюдь не гарантирован. Потому что тогда в игру вступают поразительные атлетические данные Гашека.

Доминатор извивается на льду, как кобра, лягает ногами, как кенгуру, прыгает, как пантера. Достать шайбу он может любым, даже самым неожиданным способом, и многие специалисты считают, что наиболее уверенно он себя чувствует именно в тех ситуациях, которые на первый взгляд уже вышли из-под его контроля.

Когда-то в НХЛ бытовало мнение, что "распечатать" Гашека не так уж и трудно - надо всего лишь чаще бросать верхом. "Он слишком предсказуем, - говорили эксперты, - типичный стиль "баттерфляй": закрывает нижнюю часть ворот, оставляя верх незащищенным". И на ворота "Баффало" обрушились воздушные атаки: все, кому не лень, пытались пробить Доминатора "воздушными атаками". Утверждения специалистов оказались мифом: руки чеха ничем не уступали ногам.

Гашек вездесущ. Его можно уложить на лед и бросить верхом, а он в последний момент выбросит щиток. Его можно "раскатать", отдав точный пас партнеру, а он отразит шайбу вслепую, перевернувшись на спине. Он может потерять клюшку и чувствовать себя при этом вполне вольготно (часто Доминатор бросает ее сам, чтобы освободить вторую руку). Он может потерять перчатку и накрыть шайбу... голой рукой.

Однажды Гашек повадился отбивать шайбы... головой! Не так, как это делают другие, - случайно подставив лоб под хлесткий бросок и упав на лед без чувств. Он делал это вполне осознанно, когда шайба неожиданно меняла направление полета, а тратить время на то, чтобы поднять руку, Доминик не хотел. Как футболист сборной Англии, изящным кивком головы, Гашек отражал бросок, отправляя шайбу в угол площадки. Мне кажется, что этот прием в исполнении Доминатора глубоко символичен. Главное оружие Гашека - его голова. Причем иногда кажется, что у него, как у сказочного Змея Горыныча, есть две или три про запас.

КОЩЕЙ

Впервые увидев Доминика без хоккейной амуниции, можно поразиться его "нестандартной" для спортсмена фигуре. Невысокий, костлявый, он не имеет ни единого лишнего грамма, ни одного ненужного ему кубического миллиметра мышечной массы. Когда о Гашеке говорят как о хоккейном монстре, гиганте мысли или чудо-богатыре, эти эпитеты кажутся насмешкой при виде его худых и жилистых рук, выпирающих скул и сутулых плеч.

Для его стиля, требующего подвижности и гибкости, такое телосложение подходит как нельзя лучше. Однажды Гашек снялся в рекламном ролике (надо сказать, что вниманием американцев подчеркнуто восточноевропейский Доминик совсем не избалован), в котором утверждается, что вместо позвоночника у него пружина. В качестве доказательства приводится кадр: Гашек стоит на коленях, пропускает шайбу между щитками и успевает выбить ее с линии ворот, упав на спину. Одного взгляда на это безобразие достаточно, чтобы заработать острую боль в пояснице.

БАБА ЯГА

Сказать, что у Гашека сложный характер, - значит, не сказать ничего. О его сварливости ходят легенды. Однажды Доминик опустил в унитаз новый костюм какого-то партнера по команде, имевшего смелость подшутить над его кощейской фигурой.

Его публичные свары с бывшим тренером Тедом Ноланом привели к тому, что последний уже пятый год не может найти работу. Гашек "подставил" Нолана самым безжалостным образом: отказавшись играть в плей-офф. Он мотивировал это травмой, но надо было видеть выражение лица врача команды, когда тот пытался объяснить сей недуг журналистам. Когда Джим Келли, один из ведущих местных специалистов, позволил себе усомниться в честности Гашека, тот прибег к мордобою.

Гашек замкнут и необщителен. Он терпеть не может охотников за автографами, назойливых репортеров или чересчур ретивых поклонников. Давая интервью, обходится общими фразами и штампами. На просьбу описать какой-нибудь выдающийся "сэйв" предпочитает ответить: "Вы видели его лучше, чем я".

Баффаловский "полицейский" Роб Рэй утверждает, что Доминик чрезвычайно скуп: не любит одалживать деньги и никогда не прощает даже пустяковые карточные долги. Впрочем, это не помешало ему пожертвовать миллион долларов на хоккейные секции для детей из бедных семей.

Немало шума прошлым летом наделал его уход из "Баффало" в "Детройт". Гашек во второй раз жестоко обошелся с собственной командой. Он шантажировал менеджмент клуба, угрожая наложить вето на любую сделку (по контракту у него было такое право), в которой "Клинки" получили бы за него "слишком много". А на первой своей детройтской пресс-конференции Доминик заявил, что в "Баффало" у него не было достойных партнеров и что в Зал славы он хочет быть выбран как игрок "Ред Уингз". Нельзя сказать, что клуб и город, боготворившие Доминика на протяжении девяти лет, заслужили такое к себе отношение.

СТАРЫЙ БЕС

На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити Гашек будет выступать уже 37-летним. Непобедимый Доминатор, сокрушивший в Нагано канадцев и россиян, теперь на четыре года старше.

В последнее время его мучили частые травмы, а игра уже не отличалась стабильностью. В плей-офф-2001 "Клинков" похоронил бросок Дарюса Каспарайтиса, с которым Гашек вполне мог справиться. Болячки и возраст не позволяют ему больше вытворять все то, чем он еще недавно так изумлял соперников и партнеров, поклонников и ненавистников, фанатов и журналистов. В "Детройте" он выполняет гораздо меньший объем работы, чем в "Баффало".

Но недооценивать Гашека было бы в высшей степени глупо. Ведь все, что отличает его от остальных, по-прежнему при нем: доскональное знание игры, помноженное на колоссальный опыт, уникальное видение площадки, умение верно оценить ситуацию и предсказать дальнейшее ее развитие, громадный арсенал трюков и обманных маневров, а главное - репутация Доминатора, ореол сверхъестественного, окружающий его, тот страх, который он все еще внушает противникам.

Ведь старый бес куда опаснее юного чертенка.