Газета Спорт-Экспресс № 12 (2804) от 18 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 5

18 января 2002

18 января 2002 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ

РЕФЕРИ И ПОЖАРЫ

Недавний бой кубинца Хоэля Касамайора и бразильца Аселино Фрейтаса, после которого в первом легком весе появился один чемпион сразу по двум версиям, WBA и WBO, вновь всколыхнул дискуссию о роли рефери в боксе.

Вкратце напомню, что произошло 12 января на ринге в Лас-Вегасе. После двенадцати крайне упорных раундов все трое судей с одинаковым счетом 114-112 провозгласили победителем Фрейтаса. Касамайор, как это делают все побежденные в равных боях, заявил, что на самом деле победил он. Очень многие - опять-таки, как всегда в подобных случаях, - с ним согласились. Тем более что, если бы по ходу боя рефери Джо Кортес не лишил Касамайора двух очков, матч закончился бы вничью. А до точки кипения ситуацию довело то обстоятельство, что по крайней мере в одном случае из двух рефери, снимая очко, допустил явную ошибку.

В третьем раунде Кортес посчитал, что после удара Фрейтаса кубинец оказался в нокдауне. В результате судьи поставили за этот раунд не 10-9 в пользу Фрейтаса, а 10-8. На самом деле, как показала видеозапись, бразилец попал в плечо, а кубинец еще до этого удара просто потерял равновесие.

В шестом раунде Кортес снял очко с Касамайора за то, что тот нанес удар после команды "брейк". Кубинец действительно ударил после вмешательства рефери, но не было ли наказание слишком суровым? Тем более, что Кортес и так уже "задолжал" Касамайору за ошибку.

Я не ставлю под сомнение результат матча, так как не видел его лично. Но работа рефери Джо Кортеса наводит на размышления. И дело даже не в том, что за долгую и не совсем непорочную службу он иногда давал боксеру секунд двадцать на то, чтобы прийти в себя после нокдауна, как Анджею Голоте во время боя с Ленноксом Льюисом. Или раньше времени останавливал бой, как в матче Михалчевски - Гриффин. На этот раз ничего такого одиозного Кортес не натворил. Нокдаун он вполне мог принять за чистую монету, так как находился в ту секунду в неудачном положении, а Касамайор - по словам очевидцев, действительно дравшийся очень грязно, - заслужил "штраф".

Однако дело в другом: в равном бою именно действия рефери часто решают, кому побеждать, а кому проигрывать. Например, вынес он предупреждение, и боксер, получивший его, бросается в неподготовленную атаку. В результате он либо с отчаяния ломает противника (редко), либо попадает в нокаут сам (чаще), либо срывается в сумбур и в образовавшейся суматохе все равно проигрывает бой (еще чаще).

Разумеется, любой боксер, обладающий хоть каким-то весом, делает все возможное, чтобы на ринге ему пришлось драться с одним человеком, а не с двумя, и пытается так или иначе повлиять на выбор рефери. Так, например, Костя Цзю, абсолютный чемпион мира в первом полусреднем весе, сделал все возможное, чтобы отклонить кандидатуру того же Кортеса на свой последний бой с Забом Джудой, - и добился своего.

Кстати, накануне боя Касамайор - Фрейтас я звонил Цзю в Австралию. На вопрос, как дела, он ответил: "Горим помаленечку". И рассказал, что бушующий лесной пожар удалось остановить всего в 60 километрах от его дома, что на огромной территории выгорели эвкалиптовые леса и погибли почти все коалы и кенгуру, что утром 1 января из-за дыма не было видно неба. О боксе вспомнили только через полчаса. Цзю очень сожалел, что в Австралии бой Касамайор - Фрейтас не покажут. Зная, что судьей на ринге в этой встрече будет Кортес, я собирался поговорить с Костей еще и о проблеме рефери, но забыл, находясь под впечатлением от той апокалиптической картины, которую он нарисовал. А сейчас мне кажется, что между пожаром и плохим рефери при всей разности масштабов есть нечто общее. И тот, и другой уничтожают то, что создано не ими.