Газета Спорт-Экспресс № 2 (2794) от 5 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

5 января 2002

5 января 2002 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

На отборочном к Олимпиаде турнире российских конькобежцев в Берлине Вадим Саютин подтвердил статус лидера сборной, победив на дистанциях 1500 и 5000 метров

Вадим САЮТИН

ЛЕД В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ МОЖЕТ СТАТЬ САМЫМ БЫСТРЫМ В ИСТОРИИ

СТРАНА КОНЬКОВ

Метель принесла в Берлин хаос. На белых улицах - московские сугробы, люди скользят по протоптанным узким дорожкам и падают в снег, на проезжей части - длиннющие автомобильные пробки.

- Не лучшая погода для путешествия, - заметил корреспондент "СЭ", встретившись с Вадимом Саютиным в ресторане отеля "Колумбус". После завтрака Саютин собирался сесть за руль микроавтобуса "Пежо" и ехать в швейцарский Давос.

- Не страшно. Я люблю водить автомобиль.

- "Пежо" - ваш?

- Нет, у меня "Нива". По российской грязи идет, как танк. А "Пежо" предоставили спонсоры нашей профессиональной конькобежной команды, которая называется Wehkamp.

- Что обозначает это слово?

- Скорее всего фамилию предпринимателя, основавшего компанию. Wehkamp - большая голландская фирма, предлагающая товары и услуги по каталогам. Она наш главный спонсор. Помогают также команде уже упомянутый концерн Peugeot и компании, производящие велосипеды и напитки для спортсменов. Они оплачивают расходы, связанные с переездами, сборами, приобретением экипировки.

- А зарплату платят?

- Нет, лишь премиальные. Они не очень велики - 10 - 15 тысяч долларов в год. Главный источник дохода - деньги от ИСУ, Международного союза конькобежцев, за выступления на крупнейших соревнованиях. При удачном стечении обстоятельств, стартуя во всех турнирах, можно заработать за год около 30 тысяч долларов. Разумеется, сумма зависит от того, какое место ты занял. Александр Кибалко, например, только за победу в Кубке мира на "полуторке" получил 15 тысяч долларов. Мне за второе место на чемпионате мира по многоборью дали 22 с половиной тысячи. Ну а миллионеры, вроде голландцев Ромме и Рийтсмы, главные доходы получают от рекламы и спонсоров.

- Какой смысл фирмам содержать скороходов?

- Поддерживая нас, они и себя рекламируют. Наша команда, например, базируется в Гааге, а конькобежный спорт в Голландии безумно популярен, почти как футбол. На улицах ко мне подходят незнакомые люди, заводят разговоры о коньках, таможенники в аэропортах, открывая мой паспорт, спрашивают о ближайших соревнованиях. Летишь в самолете авиакомпании KLM стюардессы обязательно поинтересуются твоими последними результатами. Не сравнишь с Россией... Меня не только в Шереметьеве - даже в Олимпийском комитете не узнают... В Голландии в прямой трансляции показывают мировые и европейские чемпионаты, все этапы Кубка мира. Даже если турниры проходят в Японии или США и из-за разницы во времени передачи идут ночью, за ними все равно наблюдает по пять миллионов человек - треть населения страны. Не стоит удивляться, что среди голландцев масса знатоков нашего вида спорта.

- Представляю, насколько популярны у себя на родине лучшие голландские скороходы...

- Руководителя команды Wehkamp - знаменитого стайера, олимпийского чемпиона 1992 года Барта Фелдкампа - в стране знают приблизительно так же, как в России Анну Курникову.

- В Голландии, как известно, очень популярны и массовые марафонские пробеги конькобежцев.

- Да, они проходят в северной части страны, правда, не каждый год. Зима в Голландии, как правило, мягкая, даже в январе лужайки в парках зеленые. Но когда Дед Мороз все-таки вступает в свои права и толщина льда на каналах достигает пятнадцати сантиметров, устраивают массовый забег для всех желающих. В последний раз этот праздник состоялся в 97-м, и на старт одновременно вышли 16 тысяч человек. Длина дистанции, проложенной по замерзшим каналам, впечатляет - 240 километров. Впрочем, лучшие конькобежцы преодолевают ее довольно быстро. Рекорд трассы, установленный в 97-м, 6 часов 47 минут.

Я в ту зиму как раз был в Голландии, но выйти на старт не рискнул: через неделю начинался чемпионат Европы. А вот Фелдкамп в пробеге участвовал, но занял лишь 27-е место. Правда, стартовал не совсем здоровым. Интерес в стране к конькобежному марафону настолько велик, что все другие события, проходящие в это время, отходят на второй план. Победитель становится миллионером, ведь потом рекламодатели рвут его на части.

ХОРОШО КОНЬКОБЕЖЦУ В АФРИКЕ

- Сколько лет выступаете за Wehkamp?

- Четвертый сезон.

... В этот момент зазвонил мобильный телефон Саютина, и он минут десять разговаривал с кем-то по-голландски.

- Это наш менеджер Конрад Алеблас, - попрощавшись с телефонным собеседником, объяснил Вадим. - Интересовался результатами российских конькобежцев, рассказывал о том, как выступили на своем отборочном турнире голландцы. Мы с Конрадом в постоянном контакте. Одно время я и еще несколько ребят из нашей команды даже жили в его гаагской квартире. Правда, в Голландии бываем не так уж часто - тренироваться-то там негде.

- Неужели нет льда?

- Не в этом дело. В Голландии 14 искусственных конькобежных дорожек, но там всегда уйма народу, и профессионалам крайне трудно найти "окно", чтобы провести полноценную тренировку. Кроме того, нам ни на льду, ни вне его фаны не дают прохода. Это приятно, но готовиться к серьезным стартам мешает. К тому же в равнинной Голландии не очень удобно тренироваться на велосипедах - ведь куда эффективнее ездить по горам, чем по ровным дорожкам. Поэтому, скажем, в декабре Фелдкамп увез нас на сбор в Кейптаун.

- Неужели в ЮАР легче найти лед, чем в Голландии?

- А мы его и не искали. Три недели занимались только ОФП: велосипеды, тренажеры, штанга, плавание, бег.

- Кто, кроме вас, входит в команду?

- Фелдкамп, голландец, который из-за высокой конкуренции у себя на родине принял бельгийское подданство и выступает теперь за эту страну, пригласил в Wehkamp призера Олимпийских игр и мировых чемпионатов норвежца Челля Стурелида, нашего Александра Кибалко и своего соотечественника Андре Фрюдгенхила. Последний, кстати, по тем же соображениям, что и Фелдкамп, тоже получил бельгийский паспорт.

ЗОЛОТО ПОЛУЧАТ РЕКОРДСМЕНЫ

- Как оцениваете свою форму после африканского сбора?

- Перед берлинским турниром на льду успел потренироваться лишь неделю. Физическое состояние отличное, но полное ощущение льда еще не пришло. Очень надеюсь, что в нужный момент появится... Мне, чтобы удачно выступить на Олимпиаде, необходимо быть на пике формы. В отличие, кстати, от признанных лидеров мирового конькобежного спорта, тех же голландцев Ромме или де Йонга, которые могут побеждать и не в лучшем состоянии.

- На что рассчитываете в Солт-Лейк-Сити?

- Если все сложится удачно, то шансы выступить хорошо у меня, думаю, есть. В моей коллекции - медали с мировых и европейских первенств, Кубка мира, нет лишь олимпийских наград.

- Какие результаты нужно показать, чтобы победить на Олимпиаде?

- Дистанцию 5000 метров, думаю, надо пробежать где-то за 6.15 - 6.17. 10 000 - за 12.55, "полуторку" - за 1.45. Все эти результаты - выше мировых достижений.

- Почему считаете, что будут рекорды?

- В Солт-Лейк-Сити очень серьезно работают над подготовкой льда - многие надеются, что он будет самым быстрым за всю историю коньков. Кроме того, там высокогорье и очень сухой воздух, а это для льда здорово. Правда, дышать трудновато, к организму предъявляются особые требования.

- Подготовиться к этим условиям заранее можно?

- Конечно. В октябре команда Wehkamp провела в Солт-Лейк-Сити сбор, и теперь я представляю себе, как мой организм переносит специфические условия олимпийской столицы.

- Наверное, для сборной России ваше пребывание в голландской профессиональной команде очень выгодно...

- Как ни странно, далеко не всем нравится, что я готовлюсь не в сборной страны. Может быть, некоторым нашим специалистам не по душе, что Саютин, тренируясь за рубежом, обыгрывает потом тех, кто работает в составе сборной. Мне кажется, что такой подход говорит не о лучших человеческих качествах... Фактически же мое пребывание в Wehkamp - для России большой плюс: мне созданы идеальные условия для подготовки, и страна на это не тратит ни копейки.

- Что ждет, на ваш взгляд, российских конькобежцев на Олимпиаде?

- В лучшем случае, думаю, четыре медали - золотая, серебряная и две бронзовые. Средний вариант - серебро и две бронзы, худший - вообще останемся без наград. Но все это лишь прогнозы, которые далеко не всегда сбываются.

ДВА ЗУБА АЛЕКСАНДРЫ

- С кем из суперзвезд конькобежного спорта вы лучше всего знакомы?

- Со своей женой - олимпийской чемпионкой Светой Бажановой. В 2001-м она подарила мне дочку, которую мы назвали Александрой. Правда, возможность спеть ей колыбельную в нашем подмосковном доме выпадает, увы, очень редко: в течение года 220 - 250 дней нахожусь в разъездах. Чаще всего вижу крошку лишь на фотографиях, которые Светлана присылает мне по Интернету. Кстати, последняя новость от Александры: у нее прорезались два зуба.

- Коньки - тяжелый вид спорта, дома бываете редко, деньги в сравнении, например, с футболистами или теннисистами зарабатываете небольшие. Не жалеете, что стали конькобежцем?

- Да, за последние четыре года мы со Светланой лишь однажды встретили Новый год вместе. Честно говоря, и нездоровый ажиотаж вокруг футболистов, выступающих даже в какой-нибудь пятой лиге, порой несколько раздражает... Но о том, что выбрал именно конькобежный спорт, поверьте, не жалел никогда. Мне в нем нравится все - техническая сложность, динамика, эстетика, возможность совершенствоваться. Влюбился с первого взгляда - как только в пять лет родители купили мне коньки и вывели на площадку неподалеку от дома в Алма-Ате. А в семь лет я уже тренировался в секции на Медео.

ФЛОТ БЕЗ МОРЯ

- Когда-то "сверхзвуковая" искусственная дорожка Медео, где чуть ли не на каждом соревновании устанавливались мировые рекорды, играла для советских конькобежцев огромную роль. Сейчас об этом катке вообще ничего не слышно...

- Лед там есть, правда, не искусственный. Впрочем, мой старший брат Валерий, который когда-то был конькобежцем и по-прежнему живет в Алма-Ате, говорит, что весной на Медео закончится реконструкция и там вновь появится искусственная дорожка.

- Почему конькобежцы России, страны с долгой морозной зимой, с каждым годом выглядят на международной арене все менее убедительно?

- В нашей огромной стране сегодня нет ни одного катка с искусственным льдом. Сборная - словно флот без моря... Говорят, в Нижнем Новгороде вскоре появится искусственный каток - но открытый. А все крупнейшие соревнования проводятся ныне под крышей.

- Отсутствие катка - следствие экономической ситуации в стране?

- Не уверен. Не так уж бедна Россия. Строят же у нас стадионы... Правда, не конькобежные. Думаю, причина прежде всего в организационных просчетах. Я часто вспоминаю слова профессора Преображенского из булгаковского "Собачьего сердца", который говорил: если человек "займется чисткой сараев - прямым своим делом - разруха исчезнет сама собой". А еще у него была очень верная мысль: разруха - прежде всего в головах.

Ефим ШАИНСКИЙ

Берлин