Газета Спорт-Экспресс № 294 (2787) от 22 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
О кандидатах - а точнее, о единственном кандидате, способном закрыть в сборной России позицию левого защитника, - рассуждает футболист, исполнявший эту роль на ЧМ-70 в Мексике
Евгений ЛОВЧЕВ
БОЮСЬ, МЫ БУДЕМ ВЫГЛЯДЕТЬ АРХАИЧНО
- Помню, как однажды Николай Петрович Старостин привел высказывание Бориса Андреевича Аркадьева (он считал его выдающимся тренером и теоретиком), утверждавшего, что наиболее сложная позиция на поле - у крайнего защитника. Думаю, к такому выводу мэтра подтолкнул футбол, который в те времена проповедовался. Ведь стоило командам перейти на игру с четырьмя оборонцами, как фланговые перестали ограничиваться исключительно разрушительными функциями. Им пришлось подключаться к атакам, осуществлять диагональную страховку - словом, быть активными не только в контакте с мячом, но и в другой работе.
А примерно с середины 90-х действия футболистов этого амплуа еще более изменились. Их даже называть стали иначе - линейными. Роберто Карлос, например, - наиболее яркий исполнитель этой роли - никогда не ограничивается нейтрализацией того или иного форварда. Сделай такое бразилец игра его стала бы беднее процентов на 70. Он навязывает собственную манеру, добивается, чтобы нападающий носился за ним от флажка до флажка, забывая о своей главной обязанности - атаковать.
- Юрий Ковтун, играющий в сборной России на этой же позиции, отвечает современным требованиям?
- Начну с того, что редкий клуб выставляет сейчас трех нападающих. На передней линии, как правило, действуют один, в лучшем случае два ярко выраженных форварда. По ним обычно работает столько же защитников, которым помогает чистильщик. Многие коллективы, правда, в последние годы отказываются от либеро. Но это могут позволить себе только команды, располагающие высококлассными исполнителями. Остальные, понимая, что любая ошибка на последнем рубеже может привести к голу, перестраховываются и укрепляются "лишним". "Спартак" - а его тактического построения придерживается и сборная России вынужден играть с чистильщиком. Да и крайние защитники чемпиона, в том числе Ковтун, действуют преимущественно от обороны.
- Значит, в главной команде страны Ковтун на своем месте?
- Безусловно. Несмотря на то, что назвать его классным игроком язык не поворачивается. Он - хороший персональщик, в страховке неплох, цепок, но в подыгрыше весьма непродуктивен. Пробелов в футбольном образовании у Ковтуна великое множество. Но у сборной проблема с фланговыми защитниками - вот и выходит, что спартаковец незаменим. Как говорится, на безрыбье и рак - рыба. Большой плюс, конечно, что играет он без откровенных провалов определенный, пусть и не очень высокий уровень выдает.
- Для грядущего чемпионата мира его будет достаточно?
- Боюсь, что нет. В окружении сильнейших команд планеты мы на этой позиции будем выглядеть архаично. Соперники, не сомневаюсь, предпочтут искать счастья у чужих ворот, а подключения нашего левого защитника угрозы, как правило, не таят. В передачах он ошибается без меры, сильным и точным ударом не владеет. Опасен разве что на "втором этаже" при подаче угловых, но этого, согласитесь, мало. Чего не отнимешь у Ковтуна, так это неуступчивости в борьбе. Но и здесь больше минусов, нежели плюсов - все доведено до крайности. Никак не поймет подопечный Романцева, что излишне усердствовать, отбирая мяч, нельзя - без разбора хлещет противников по ногам, хватает за майки. А ведь в определенный момент арбитр и подловить на этом может.
- За Ковтуном, стало быть, пропасть?
- Как ни крути, выходит, что так. Второго претендента на столь ответственный пост я не вижу. Можно, конечно, попробовать Даева, Дроздова, однако лишь в том случае, если у противника на правом фланге будет слишком активный игрок и понадобится его "съесть". В плане же подыгрыша оба названных футболиста сыграть полноценно тоже не способны. Ковтун хотя бы пообтерся в сборной. Его же потенциальные дублеры и для этого возможности не имели.
Юрий ИВАНОВ