Газета Спорт-Экспресс № 293 (2786) от 21 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Премьер-лига. МЕЖСЕЗОНЬЕ |
Как ни горько было Петербургу расставаться с успевшим стать здесь за три года любимцем Андреем Кобелевым, даже в Северной столице признают: настоящая команда для полузащитника - это "Динамо"
Андрей КОБЕЛЕВ: С "ПЕТРОВСКОГО" -
В ПЕТРОВСКИЙ ПАРК
Когда на исходе ноября гостившего в редакции "СЭ" Виталия Мутко спросили о вероятном уходе из "Зенита" Андрея Кобелева, президент петербургского клуба заметил:
- Я бы понял, если бы он сказал мне: "Хочу вернуться в "Динамо". Там новое руководство, и нам вместе надо возрождать этот клуб".
Не прошло и месяца, как именно так все и случилось. Хотя поначалу в подобное развитие событий верилось с трудом. Уж слишком велика была у футболиста обида на "Динамо", в котором три года назад с ним обошлись несправедливо. Да и сам Мутко не скрывал: он мечтает, чтобы Кобелев завершил карьеру в "Зените", где обрел второй дом, выиграл Кубок России и бронзовые медали.
Наверное, это было бы красиво.
Но разве мог Кобелев отказать клубу, в котором вырос и стал игроком? Минувшим летом он признался, что с болью взирает на то, какое жалкое существование влачит его прежняя команда. И теперь, когда наконец-то появился шанс вернуть ей былой престиж, недавний кумир динамовской торсиды откликнулся первым.
Про таких, как Кобелев, говорят - последний из могикан. Страшно подумать, но в "Динамо" он успел - пусть и немного - поиграть еще с Валерием Газзаевым, а также завоевать серебро чемпионата СССР в далеком 86-м!
Добровольский, Кобелев, Колыванов, Кирьяков - почти ровесники, они и в "Динамо" засверкали почти одновременно, в середине 80-х. Таких сокровищ в динамовской шкатулке не попадалось уже давно. Тогда казалось, им-то и суждено придать бело-голубой дружине после долгого перерыва золотой блеск. Но надежды эти не сбылись.
Из той четверки Кобелев, самый молодой дебютант во всей истории московского "Динамо", едва ли был наделен талантом меньше остальных. Но в отличие от них ни за границей, ни в сборной страны он себя так и не нашел. И дело, полагаю, не только в травмах, не обходивших, увы, стороной.
Знаменитый баскетболист и тренер Станислав Еремин сказал однажды мудрую вещь: "Талант редко сочетается с трудолюбием. Он всегда тайно или явно убежден в своей самодостаточности". Вот и Кобелев этого, на мой взгляд, не избежал.
- Я знаю Андрея с 15 лет, с того момента, как пригласил его из детской динамовской школы в команду мастеров, - рассказывал мне в свое время Адамас Голодец. - Начинал он ярко. В 16 лет в одном из первых матчей в высшей лиге забил два мяча. В 17 стал чемпионом Европы среди юношей. В 22 выиграл европейское первенство среди молодежных сборных. И тут Кобелев, что называется, поплыл. Ранние авансы сбили его с пути. Ну и характер, конечно, у Андрея не сахар.
Он дважды порывался уйти из "Динамо" в "Спартак", за который, по его словам, болел с детства. Не отпустили. В 92-м взял курс на испанский "Бетис", но в Севилье больше лечился, чем играл. И через два года двинулся в обратном направлении.
Я помню растерянность динамовских фанов, увидевших его после Испании. Кобелева было не узнать. Кое-кто уже махнул на него рукой, но, к чести футболиста, он не сломался.
И следующий сезон получился у него на загляденье. Забил 12 мячей, что стало его личным рекордом и отдал 16 голевых передач, что стало уже рекордом России. А екатеринбургская газета "Уральский рабочий" вручила Кобелеву приз "Второе дыхание", присуждаемый футболисту, который после спада сумел вновь громко заявить о себе.
У Кобелева и впрямь будто открылось второе дыхание. Сколько матчей вытаскивало "Динамо" благодаря его блистательным пасам и эффектным штрафным! Но после чемпионата-98 ему неожиданно указали на дверь.
Олимпийское спокойствие, с которым клуб решил вдруг отказаться от услуг недавней примы, имевшей, что любопытно, еще год контракта, вызвало шок. Причем, как заметил кто-то из динамовских ветеранов, обставлено все было так, словно речь шла не о многолетнем капитане, а о заштатном дублере. О причинах внезапного расставания с Кобелевым мне два года назад поведал Георгий Ярцев, возглавлявший тогда "Динамо".
- Атмосфера недоверия чувствовалась в клубе постоянно, - вспоминал он. - Некоторых игроков Толстых обвинял в сдаче матчей. Самое удивительное, что в его списке фигурировали одни и те же люди, хотя по игре я видел: ошибки допускали совсем другие. В межсезонье кого смог - отстоял, но три футболиста, к моему огромному сожалению, вынуждены были искать новые команды. Ну не идиот же я, чтобы выгонять из "Динамо" таких мастеров, как Кобелев, Ковтун, Тяпушкин! Кобелева вообще считаю великолепным футболистом, и он мне был очень нужен. Но что я мог сделать, если у него с Толстых возникли проблемы, скажем так, нефутбольного характера.
Впервые Кобелев покидал "Динамо" не по своей воле. И вряд ли кто-то надеялся, что он вернется. Позиции Толстых казались незыблемыми, а при нем, очевидно, дорога в клуб Кобелеву была закрыта. Он перебрался в "Зенит", но с наскока Северную столицу покорить не удалось.
При всей незаурядности Кобелева, меня всегда поражала в нем парадоксальная способность исчезать временами на поле из виду. Словно надевал шапку-невидимку и растворялся на зеленой глади газона. Может, оттого и не находилось ему сперва места в основе "Зенита"? Но другая отличительная черта Андрея - умение плевать на обстоятельства и колоссальная уверенность в себе. И в конце концов Петербург его признал.
Прошедший чемпионат открыл нам в "Зените" технаря Аршавина, бомбардира Кержакова, но лучшим игроком года по опросу питерских болельщиков стал тем не менее "чужой" ветеран Кобелев! На берегах Невы в нем просто души не чают. А зенитовский президент относится с неслыханным уважением и называет по имени-отчеству - Андрей Николаевич! На моей памяти из наших футболистов так обращались на заре российских чемпионатов лишь к легендарному Юрию Гаврилову. Правда, ему-то тогда было уже за 40, а Кобелеву только в октябре стукнуло 33.
Но несмотря на такое фантастическое отношение, он все же решился с "Петровского" вернуться в родной Петровский парк.
Они снова вместе - Кобелев и "Динамо". Чему, уверен, безумно рады оба.
Александр КРУЖКОВ