Газета Спорт-Экспресс № 293 (2786) от 21 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

21 декабря 2001

21 декабря 2001 | Футбол - РПЛ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

УРАЛАН

ВЗВЕЙСЯ, ОРЛАН!

Восток - дело тонкое. Подтверждением знаменитого изречения товарища Сухова стало выступление элистинского клуба, который в течение двух лет дважды удивил футбольную Россию: вначале тем, что с треском вылетел из высшего дивизиона, а затем - тем, что вернулся в элиту с первого захода почти полностью в обновленном составе и с новым тренерским штабом.

БАРАБАНЫ СЧАСТЬЯ

Элистинцы убеждены, что такой осени, как у них, нет больше нигде. Удушающая летняя жара, когда ртутный столбик термометра подкрадывался к отметке "+50", спала. Прожженные лучами солнца листья, медленно сползая с деревьев, ложатся на землю желто-синими, отождествляя цвета местной символики, коврами. На тротуарах чисто, словно после субботника. По узеньким улочкам, разрезая тишину гулом клаксонов, снуют свадебные кортежи. Калмыцкое солнце ласково и игриво. А вокруг - памятники архитектуры. Благодать!

И кто это сказал, что Калмыкия находится на отшибе земли? Может, все оттого, что истребляли в свое время местный народ нещадно, заглушая в нем гордость, нежелание соответствовать общепринятым канонам и право на собственную культуру? Не получилось. Хотя генофонд степной республики после 13-летней ссылки ее уроженцев в Сибирь оказался значительно ослаблен. Депортировали калмыков, в отличие от других репрессированных народов, компактно выселенных в Среднюю Азию и Казахстан, от Урала до Сахалина - в суровый климат и спартанские условия. В итоге Калмыков стало на 40 процентов меньше.

Исторические ценности тоже уничтожали, не моргнув глазом. Из более чем ста буддистских храмов (по-калмыцки, хурулов) и 40 православных церквей, значившихся на карте республики до революции, к 20-м годам уцелели лишь единицы. Кстати, первое, что сделал Кирсан Илюмжинов, заступив на пост президента республики, - отремонтировал православную церковь, сменившую деревянное обличие на каменное. И только потом по его указу был возведен хурул. Сооружение, без преувеличения, величественное. На игроков "Уралана", побывавших в обители Будды в начале сезона, когда дела у команды шли не лучшим образом, восточный храм произвел неизгладимое впечатление. Некоторые из футболистов даже запустили барабаны счастья, загадав желание. Какое - представить нетрудно.

Восток в Элисте чувствуется во всем. В архитектуре, укладе жизни, традициях. Калмыки - люди основательные, радушные, но за вотчину свою, если вдруг нагрянет беда, будут стоять грудью. В республике 25 Героев Советского Союза и России, и если брать их соотношение с численностью населения, Калмыкия занимает первое место в стране, даже несмотря на то, что в начале 1944 года большинство ее сыновей были сняты с фронта и депортированы в Сибирь. А еще здесь гордятся тем, что на Дону до революции было 13 калмыцких станиц, в том числе и знаменитое Платовское. Для сведения: бесстрашное русское "Ура!" происходит от калмыцкого "Уралан!", что означает "Вперед!". Петр Первый, восхищенный атакой калмыцкой конницы в битве под Полтавой, специальным указом даже заменил принятый тогда в войсках клич "Виват!"

Стоит ли удивляться, что гимн ФК "Уралан" пронизан патриотизмом и высокопарностью:

Наш желтый стяг над полем гордо реет,

Вновь впереди горячая пора,

И дышит степь палящим суховеем,

Волнует кровь победный клич "Ура!"

Хей! "Уралан"! Ты силен, как ураган!

Взвейся в небо, как орлан.

ВОСТОЧНОЕ БРАТСТВО

С эмблемой клуба занимательная история приключилась. Летом этого года один из сотрудников "Уралана", образованного на базе автобазы номер 9 треста "Калмыкстрой" 43 года назад, вдруг обнаружил несоответствие цветов клубной символики с цветами... республиканского флага! Объявили конкурс, установили премию победителю - и в ответ получили шквал предложений.

"Если бы команда была безразлична людям, вряд ли бы инициатива клуба вызвала такую реакцию. Хотя после прошлого сезона надо было очень постараться, чтобы вернуть болельщикам веру в команду", - резонно замечает пресс-атташе "Уралана" Лари Илишкин, продолжающий славную семейную традицию. Наран Илишкин, отец Лари, известный в Калмыкии журналист, в начале 90-х стал инициатором приезда на историческую родину популярного в прошлом игрока сборной Франции Жана Джоркаеффа (молодому поколению болельщиков наиболее известен его отпрыск Юрий, выигравший в составе "трехцветных" чемпионаты мира и Европы). О том, как это происходило, Илишкин-младший подробно описал в книге "Династия Джоркаеффых", увидевшей свет в прошлом году.

В день прилета корреспондента "СЭ" пресс-атташе "Уралана" крутился, как белка в колесе: в Элисту пожаловал представитель крупного немецкого издания, настойчиво карауливший Кирсана Илюмжинова. Разместили гостя в "Сити-Чесс", в коттедже неподалеку от офиса ФИДЕ. И хотя целью визита немца, даже во время похода в столовую не расстававшегося со своим ноут-буком, был вовсе не спорт, он, оказавшись поклонником менхенгладбахской "Боруссии", все разговоры сводил к футбольной тематике. Не упустив случая посетить матч премьеров первого российского дивизиона "Уралана" и "Шинника", немец попросил Илишкина достать ему атрибутику элистинского клуба. Чем того немало озадачил.

"Да где же ее взять-то? - вопрошал Лари. - Всю раздали еще в середине сезона. Только буклеты, наверное, и остались". Выход смекалистый элистинец, однако, нашел. Собрал фанатов, группировка которых растет здесь едва ли не с каждым днем, и намекнул: дескать, подсобите, кто чем может, - Калмыкия вас не забудет. Сказано - сделано. Радостный немец уже было полез в пухлый бумажник, желая отблагодарить благодетеля, да только не учел особенности калмыцкого менталитета. Илишкин от западных купюр, понятное дело, отказался, но взамен настоятельно попросил: напиши, мол, правду о том беззаконии, что творят европейские чиновники по отношению к российским клубам. И высказал все, что думает по поводу демарша "Рейнджерс", отказавшегося под надуманным предлогом ехать в Махачкалу. Гость, слушая пламенную речь, только качал головой: никак он не мог взять в толк, почему это вдруг калмык за Дагестан вступился. Восточное братство - дело тонкое.

ПАПА ИЛЮМЖИНОВ

В Элисте о еврокубках, хотя и осторожно, но тоже судачат. Вот взлетную полосу удлинили, подведя под мировой стандарт, - чем не повод помечтать о высоком? А ведь еще в прошлом голу, как многие полагали, большой футбол безвозвратно уходил из Калмыкии. Гордый народ воспринял фиаско, как свою личную трагедию. Было отчего: ладно бы вылетели в борьбе, так ведь безвольно, бездарно. Раздрай в руководящем штабе клуба, необъяснимая тренерская чехарда, авантюра с приглашением югославской колонии во главе с юмористом Буняком, под руководством которого "Уралан" установил кучу "рекордов"...

Что было бы с "Ураланом" дальше, не вмешайся Кирсан Илюмжинов, понятно даже младенцам. Но президент республики, занятый в прошлом году реализацией важного для прикаспийского региона проекта, не дал своему детищу зачахнуть. Папа, как называют между собой Илюмжинова руководители "Уралана", быстро навел порядок. Пригласив опытных специалистов Сергея Павлова и Юрия Шишлова, выдал им карт-бланш на комплектацию команды, а сам издал указ из четырех пунктов, суть которого сводилась к тому, что вся Калмыкия, ее президент и тренер Павлов отвечают за выход команды в высший дивизион. Илюмжиновскую директиву вывесили в холле коттеджа "Сити-Чесс", где проживают игроки и тренеры, а также опубликовали в программках к домашним матчам команды.

После завершения сезона Илюмжинов признается: если бы "Уралан" не выполнил поставленной задачи, он сложил бы с себя президентские полномочия не только в клубе, но и в республике. Может, еще и поэтому опекал Илюмжинов команду, словно любимого ребенка, которого встретил после долгой разлуки. Речь даже не о финансах - с ними проблем в клубе в этом году не было. О моральной поддержке. Илюмжинов, несмотря на занятость, выкраивал время для утомительных вояжей в города и веси, где играл "Уралан". Причем переживал так, что клубные врачи всерьез опасались за его здоровье. Элистинцы, кстати, в присутствии своего патрона неизменно побеждали - в Нижнекамске, Казани, Химках, Калининграде...

ПОБЕДИТЕЛЬ "АЯКСА"

Из Москвы на "Уралан", знаю, многие посматривают с недоверием, дескать, команда-поплавок: поступят бюджетные средства - всплывет, нет - потонет. В принципе такое можно сказать о подавляющем большинстве российских клубов. Но в Элисте, наученные горьким опытом, решили пойти новым путем. В сентябре клуб сменил свой юридический статус, став акционерным обществом. "Футбол - тот же бизнес, и на нем надо учиться зарабатывать деньги", - утверждает Климентий Хван, новый-старый генеральный директор "Уралана". В прошлом году в него не поверили - и, видимо, зря. При Александре Ирхине, протеже Хвана, у команды стала проблескивать игра, подтверждение чему - 4 очка, привезенные из вотчин "Алании" и ЦСКА. Но затем Ирхина сняли. Ушел и Хван.

Юридические преобразования повлекли за собой не только перемены в руководящем стане. Клуб сменил место дислокации и теперь базируется в двухэтажном коттедже на территории шахматного королевства, которое, кстати, продолжает расширяться и благоустраиваться. При входе в офис выведенная на принтере табличка - "Закрытое акционерное общество ФК "Уралан". В кабинете гендиректора, заваленном еще не распакованной оргтехникой, легкий беспорядок. "Только въехали", - поясняет Хван.

Мы беседуем о будущем калмыцкого футбола, которое во многом зависит от того, насколько эффективно будет поставлена в клубе работа с местными воспитанниками. С ними в республике, увы, негусто. Спирин - в "Балтике", Василий Яблонский - в "Арсенале", Учуров и Овшинов - в "Кавказкабеле", Шевцов - в Белгороде, Дмитрий Андреев - в Сочи - это, собственно, все взращенные в Элисте кадры, играющие и числящиеся на сегодняшний день в российских клубах. В "Уралане" же таковых нет вовсе.

Но лед, как говорил Остап Бендер, чью память увековечивает при въезде в шахматный городок двухметровая скульптура, тронулся. Детский клуб "Джангар" из райцентра Малые Дербеты, население которого всего-то шесть тысяч (!) человек, второй год подряд выходит победителем всероссийского турнира "Кожаный мяч". Успехи ребят не остались незамеченными Илюмжиновым, который премировал их поездкой в Амстердам. Сверстники из "Аякса", недолго думая, предложили гостям провести спарринг. Встреча завершилась нулевой ничьей, что самолюбие юных футболистов из Страны тюльпанов, разумеется, уязвило. Стянув лучшие силы, голландцы вызвали россиян на матч-реванш, намереваясь осадить сельских невежд. И были жестко биты - 0:4! Так что пополнение для "Уралана" растет. Главное теперь, полагает Хван, не потерять этих ребят в переходном возрасте, как это уже не раз случалось. То ли мальчишкам характера не хватает, то ли их педагогам - терпения. Пока же наиболее отчетливой представляется перспектива 13-летнего Жени Андреева, младшего брата, выступающего за "Жемчужину" Дмитрия. Его пригласили и зачислили в школу московского "Спартака".

ПИОНЕРЛАГЕРЬ "ДРУЖБА НАРОДОВ"

Это, впрочем, будущее. Сегодня же "Уралану" приходится целиком и полностью ориентироваться на варягов. Рекрутский набор в межсезонье-2001 носил невиданный масштаб: команда создавалась, по сути, с нуля. Наемники не разочаровали, отработав вложенные в них средства. Владимир Казаков, правда, отметает версии, что игроков заманивали в Элисту, открывая перед ними чемоданы с деньгами. "Такого, конечно, не было, хотя условия здесь созданы не хуже, а в чем-то и лучше, чем во многих командах высшего дивизиона", - признается полузащитник.

Казаков - лидер "Уралана" и любимец Калмыкии. Болельщики могут косточки перемыть любому футболисту, ему - никогда (во втором круге в число "неприкасаемых" попал также Руслан Аджинджал, который мог бы претендовать на лавры лучшего игрока дивизиона, если бы прибыл в западную часть Прикаспийской низменности чуть пораньше). "Не скучно в Элисте?" - интересуюсь у Казакова. - "Мрачновато, конечно. Наш "Сити-Чесс", как пионерлагерь "Дружбы народов". Национальностей много, а лица одни и те же. Выйти особо некуда. С другой стороны, от работы ничто не отвлекает. Волей-неволей мобилизуешься".

"УРАЛАН" СОБИРАЕТСЯ В ЕВРОПУ

Но главный творец успеха "Уралана" - это, конечно, Павлов. Его в Элисте любят. И как специалиста, и как личность. "За искренность и человечность", - уточняет один из фанатов. К ним, фанам, Сергей Александрович относится бережно. Всегда поприветствует, пожмет руку. Даже в ходе игры контакта с публикой не теряет. "Замены нужны, Саныч!" - кричат с трибуны. - "Сейчас сделаю, не переживайте, мужики!" - отвечает, поворачиваясь, с полуоборота. Народу приятно: его мнение учитывают. Это не Буняк, который считал, что только он в футболе разбирается, вот и разогнал "заблудившихся" в его тактических хитросплетениях болельщиков с трибун задолго до завершения сезона.

То, что Павлов останется в Элисте на будущий год, вопрос почти решенный. Хотя предложений у Сергея Александровича, как всегда, хватает. Но стоит ли уходить из клуба, где тебе безгранично доверяют и поддерживают в любых начинаниях? Вот и Павлов полагает: не стоит. Селекционная работа в клубе началась, едва стало ясно, что "Уралан" де-факто решил задачу выхода в высший дивизион. Фамилии потенциальных новичков никто, разумеется, не разглашает, но по городу гуляют слухи, что компания подбирается видная - Вязьмикин, Дроздов...

- Мы не для того затевали свой второй поход, чтобы останавливаться на полпути или довольствоваться малым, - говорит Алексей Орлов, заместитель председателя правительства, представитель Республики Калмыкия при президенте России и председатель совета директоров клуба. - Акционеры "Уралана", а это три влиятельные структуры, администрация Республики Калмыкия, Всемирный шахматный фонд ФИДЕ и Русская трастовая компания, разработали долгосрочную программу развития клуба, выделив под нее серьезные финансовые средства. В минувшем сезоне перед командой стояла задача выхода в высшую лигу, и она с ней справилась. "Уралан", наверное, установил мировой рекорд: мы добились поставленной цели с коллективом, созданным за несколько месяцев! Это, конечно, отрадно. Но более высокие цели требуют и более классных исполнителей. Ведь на будущий год перед "Ураланом" будет поставлена задача прорубить окно в Европу.

- Вы полностью удовлетворены выступлением "Уралана" в уходящем году?

- По большому счету, да. Хотя мой офис и находится в Москве, я часто бывал на играх "Уралана", поэтому могу давать свою оценку, исходя не только из результата, но и на основании увиденного. Некоторые матчи "Уралан" провел здорово, доставив удовольствие всем присутствовавшим на стадионе. К таковым, например, относится кубковая встреча с "Локомотивом". Но вот концовку чемпионата "Уралан", честно говоря, смазал.

ЭЛИСТИНСКИЙ "НОУ КАМП"

Деньги под новичков есть, да и вообще с финансами проблем в новом году быть не должно. Вот и московские инвесторы, говорят, "Ураланом" заинтересовались. Высшая лига - не первая, другой калибр. Тем более что поклонников у "Уралана" по всей стране хватает - калмыцкая диаспора довольно многочисленна. А связи - дело большое. Пример? Домашние игры "Уралана" обслуживает одна из волгоградских фирм, поставляющая на стадион хмельные напитки из ячменя. А все потому, что ее компаньоном является калмык. "Возьми на память, - говорит радушный бизнесмен Илья, протягивая мне футболку, впереди на которой изображена эмблема "Уралана", а сзади надпись: "Пивоваръ - живое пиво". - Вернешься в свою Рязань, ходи только в ней". Качаю головой, хотя и понимаю, что в этой майке в моем родном городе, увы, разминувшимся с большим футболом, на меня пальцем будут показывать.

Еще одна важная задача руководства "Уралана" - довести до ума стадион, проектная вместимость которого составляет больше 15 тысяч человек. Пока же пластиком оборудованы только 6440 мест. Как следует из клубного пресс-релиза, в стадии строительства находится Южная трибуна (стройматериалы туда действительно завезены), в планах - Северная и увеличение Восточной. Сама же арена симпатичная, ухоженная. А поле - равных нет! Следят за ним, оборудованным автоматическим поливом и подогревом, кажется, днем и ночью. Агроном, кандидат сельскохозяйственных наук Леонид Поканников, прописавшийся на стадионе, свое дело знает. Томичи, когда приезжали в Элисту, даже хотели его с собой забрать. Поле на "Уралане", кстати, одно из самых больших в России - 130х92. Почти как барселонский "Ноу Камп". Да что там главный стадион - видели бы вы тренировочное поле! Андрей Тихонов, когда "Крылья" на товарищескую игру в Элисту приезжали, даже не решился вступить на него, следуя к противоположной бровке, - кругом пошел. Трудам Поканникова это стало лучшей похвалой.

Не сказать, что Элиста бурлит в ожидании нового свидания с элитой, но градус ажиотажа постепенно растет. Вот и в баре "Якорь", куда после игр заглядывают болельщики, чтобы за кружкой пива и вареными раками часок-другой посудачить о перспективах команды, уже не встретишь печальных лиц. Югославский кошмар забыт. Начинается новая эра.

Сергей ИЛЬЕВ

Элиста