Газета Спорт-Экспресс № 288 (2781) от 15 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

16 декабря 2001

16 декабря 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА FIDE

ТУРГЕНЕВСКИЙ СЮЖЕТ НА ЯЗЫКЕ ШЕВЧЕНКО

После того как в финал мужского чемпионата мира вышли 32-летний Василий Иванчуки 18-летний Руслан Пономарев, спор за шахматную корону превратился во внутреннее дело Украины. Но кто рискнет утверждать, что он стал от этого менее захватывающим?

ИВАНЧУК

Если существует на свете справедливость, то Василий Иванчук рано или поздно должен стать чемпионом мира. Он стал знаменит еще в середине 80-х, после первой своей победы на турнире в Линаресе. Победы столь яркой и безоговорочной, что шахматный мир с удовольствием констатировал: наконец-то появился человек, который рано или поздно прервет поднадоевшую гегемонию двух "К" - Гарри Каспарова и Анатолия Карпова.

Затем были другие, не менее славные для Иванчука турниры, среди которых три (!) победных в счастливом для него Линаресе. При этом Василий восхищал не только своими спортивными достижениями, но и имиджем человека, далекого от всего, кроме шахмат. "Многие считают меня странным, - констатировал он в одном из интервью. - Это действительно так: мне гораздо комфортнее жить в своем мире, где главное место занимают шахматы".

Иванчук был и остается совершенно непредсказуемым за доской. Известный английский гроссмейстер Найджел Шорт сказал недавно, что не может понять творчество только двух шахматистов мира - Василия Иванчука и (внимание!) - Александра Морозевича. "Когда я смотрю партии этих парней, то не могу заранее угадать более одного хода из пяти", - признался англичанин.

До сих пор среди ведущих шахматистов существует поверье, что состязаться с Иванчуком, когда он в лучшей форме, - дело совершенно безнадежное. "Можно ли на равных противостоять гению?" - этот риторический вопрос задал мне один из участников чемпионата, когда я попросил его оценить шансы перед матчем с Иванчуком. В середине 90-х, впрочем, выяснилось, что можно - при условии, если гений не сумеет нейтрализовать слабые стороны своего характера. В какой-то момент оказалось, что одной, пусть даже всепоглощающей, любви к шахматам для того, чтобы стать чемпионом мира, недостаточно. Василия все чаще стали подводить нервы, причем, как назло, в решающие, с точки зрения спортивных достижений, моменты.

Первая глобальная неудача постигла Иванчука в 1991 году, когда он неожиданно для всех проиграл претендентский матч Артуру Юсупову. Тогда же начал вырисовываться портрет идеального соперника Иванчука: не столько творца, сколько бойца с железными, в отличие от иванчуковских, нервами, готового сражаться до голых королей. Матч против Юсупова стал точкой отсчета относительных неудач Иванчука. Относительных - потому что он по-прежнему входил в клуб гроссмейстеров с рейтингом выше 2700 и изредка выигрывал супертурниры. Но на титул всерьез не претендовал. Казалось, Иванчука ждала судьба других великих игроков - таких, как Пауль Керес или Самуэль Решевский, которые могли бы стать, но в силу разных причин так и не стали чемпионами.

Все изменилось в этом году в Москве, где мы имели удовольствие увидеть совсем другого Иванчука - хладнокровного, цепкого, выносливого, готового вести изматывающую борьбу до последнего патрона. И при этом сохранившего все свои сильные стороны - гениальные замыслы, поражающие глубиной дебютные новинки, фантасмагорические жертвы. Кто, скажите, кроме Иванчука смог бы положить конец гегемонии теперь уже экс-чемпиона мира Виши Ананда, которому специалисты до последнего дня в один голос прочили повторение прошлогоднего успеха? Ананд действовал как-то трогательно-беспомощно - таково было общее резюме после просмотра четвертой, решающей партии матча. Еще бы: индиец, рассчитывавший на победу малой кровью, на протяжении четырех партий ждал ошибки Иванчука, но так и не дождался. А вместо этого встретил столь яростное сопротивление соперника, что сам не выдержал напряжения!

После матча я поинтересовался у Иванчука, что изменилось в нем в сравнении с тремя предыдущими чемпионатами, завершившимися его фиаско. В ответ украинец вспомнил изречение мудреца: стремление к истине важнее обладания ею. Добавив, что все эти годы жил под одним девизом: не останавливаться на достигнутом. А еще признался, что не раз и не два получал по ходу турнира очень даже сомнительные позиции. "По логике, я вполне мог проиграть первую же партию чемпионата калмыку Батру Шовунову. Ведь мой соперник сделал за всю игру только одну грубую ошибку - предложил ничью в позиции с шансами на победу. Мог я уступить и во многих других поединках. Но ни разу не возникло ощущения, что реально могу проиграть весь матч", - говорит Василий. С психологической точки зрения Иванчук ощущает себя на турнире стабильно и комфортно. Везет ему, почти как первому призеру. И играет он блестяще. Что еще надо, чтобы стать чемпионом?

ПОНОМАРЕВ

Мнения об игре 18-летней украинской суперзвезды Руслана Пономарева на этом турнире приходилось слышать разные - но все они носили исключительно комплиментарный характер. Известный французский гроссмейстер Владислав Ткачев, например, полагает, что мы присутствуем при начале эры великого и ужасного Пономарева, который скоро оставит одно воспоминание от славы других сегодняшних титанов. Грузинский гроссмейстер Элизбар Убилава, тренер Виши Ананда, более осторожен: он отдает должное феномену Пономарева, но при этом отмечает прогресс всего поколения 18 - 20 летних игроков: "Пономарев, Грищук, Раджабов, Мотылев, Волокитин, - все они, похоже, скоро войдут в число ведущих гроссмейстеров мира".

Пономарев по ходу турнира безжалостно расправлялся со всеми своими соперниками, среди которых числились лучшие шахматные бойцы планеты. Так ярко, как он, заявляли о себе в шахматах только, пожалуй, молодые Спасский, Таль и Карпов. А когда смотришь партии Пономарева, невольно хочется сравнить его с молодым Кассиусом Клеем. За доской он так же виртуозен, точен и жесток, как тот на ринге. Так же блестяще умеет защищаться и реализовать микроскопический перевес над соперником. Плюс - тонкий психолог. И к тому же обладает воистину нокаутирующим шахматным ударом, силу которого пришлось испытать на себе всем соперникам Пономарева, в том числе и оппоненту по полуфиналу Петру Свидлеру. Последний констатировал, что Пономарев сегодня - четвертый по силе после Каспарова, Крамника и Ананда игрок мира.

КТО КОГО?

Нравится вам такой расклад борьбы за шахматную корону? Великолепный боец с железными нервами Пономарев против признанного гения Иванчука. Молодой человек с блестящим будущим против 32-летнего игрока, которому, возможно, судьба предоставила последний шанс завоевать шахматную корону. Рассказывают, кстати, что играть в шахматы отец начал учить 5-летнего Руслана под влиянием успехов Василия, чье имя гремело в конце 80-х во всем мире. Еще один штрих: Иванчук - лидер украинской сборной, в то время как Пономарев выступает на второй доске. И вот у мало известного до сих пор Пономарева появляется шанс низвергнуть своего шахматного гуру, человека, чьими партиями он восхищался, будучи еще скромным перворазрядником. Отцы и дети - чисто тургеневский сюжет!

Между собой шахматисты до сих пор сыграли в официальных соревнованиях только одну результативную партию, и она завершилась победой Иванчука. В пользу же Пономарева говорит тот факт, что обычно он не имеет особых проблем во встречах с соперниками, обладающими нестандартным стилем. Помните слова Шорта о непредсказуемости Иванчука и Морозевича? Так вот: россиянин тоже был в числе участников чемпионата и считался одним из его фаворитов. Но проиграл четвертьфинальный матч... Пономареву.

Что и говорить, нынешний чемпионат мира подарил нам великолепную интригу с непредсказуемым исходом! Остается напомнить, что по заранее утвержденному плану финал пройдет с 16 по 26 января в Москве в Колонном зале Дома союзов.

Никита КИМ