Газета Спорт-Экспресс № 285 (2778) от 11 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ШАХМАТЫ |
МЕМОРИАЛ БОТВИННИКА |
Выиграв в воскресенье у Владимира Крамника в серии блицпартий, Гарри Каспаров стал победителем суперматча в Колонном зале. Но ясности в вопрос о том, кто же из двух "К" сильнее, это так и не внесло.
ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДВУХ "К"
ОТЛОЖЕНО ДО МАЯ
Будем объективными: противостояние двух великих шахматистов получилось не таким ярким, как все ожидали. И прежде всего это касается партий с классическим контролем времени. До начала матча было очевидно: для Каспарова крайне принципиально превзойти своего лондонского обидчика именно в классике.
Мотивация всегда была сильной стороной Гарри Кимовича. Его страстное желание победить, казалось, гарантировало серию бурных и насыщенных событиями поединков. Было что доказывать и Крамнику. Его последняя до Мемориала Ботвинника очная встреча с 13-м чемпионом мира состоялась в мае прошлого года на супертурнире в Астане. Уступив там вечному сопернику черными в последнем туре, он остался вторым - позади опять же Каспарова. И было крайне важно доказать всему шахматному миру, что это поражение - не более чем эпизод, случайность, не влияющая на общую расстановку сил.
В общем, все предвещало кровопролитное сражение именно в первой, классической части матча. Вышло иначе. Три из четырех партий классики, может быть, и показались захватывающими самим игрокам. Но не зрителям, которым пришлось удовлетвориться зрелищем унылых ничьих по выходе из дебюта. Впрочем, Крамник с Каспаровым лучше нас понимают, какая позиция перспективна с точки зрения игры на победу, а какая - нет. Но дело, видимо, не только в этом. После одной из первых партий Крамник признался, что находится пока не в лучшей форме: "Слишком давно я не играл".
А в какой-то момент стало понятно, что Крамник серьезного значения результату на Мемориале Ботвинника не придает. В отличие от Каспарова.
- Мы с Гарри Кимовичем как следует размялись, доставив при этом удовольствие зрителям, - говорил Владимир Борисович на послематчевой пресс-конференции.
Только вторая классическая партия напомнила нам о том, что на сцене Колонного зала находятся не просто две суперзвезды, а два самых блестящих и боевых гроссмейстера мира. Каспаров захватил инициативу по дебюту, но его соперник долгое время очень достойно защищался. Затем игравший черными Крамник красиво пожертвовал пешку - и вот уже над позицией Каспарова сгустились тучи. В итоге получилась увлекательная, зрелищная ничья, достойная высокого уровня соревнования.
Рапид и блицпартий прошли еще живее, веселее и интереснее. Рапид удивил прежде всего тем, насколько успешно соперники решали проблему черного цвета.
Вначале игравший белыми Крамник не решился в какой-то момент на острую жертву фигуры и быстро уступил. Итог первого дня быстрых партий - 2:1 в пользу Каспарова. В субботу колесо Фортуны повернулось в обратную сторону. Крамнику удалось выиграть - и тоже черными! Счет в матче сравнялся.
А дальше был блиц, самый зрелищный и нервный, по определению Каспарова, вид шахмат. Между прочим, перед началом турнира специалисты полагали, что у Гарри нет особых шансов на равных противостоять в пятиминутках славящемуся боксерской реакцией Крамнику.
- Это мнение - не более чем миф, жертвой которого стал в какой-то степени и Владимир, - утверждает Каспаров. - Вспомните, до сих пор я выигрывал чуть ли не все турниры с быстрым контролем времени, в которых принимал участие.
В воскресенье Каспаров был великолепен и сумел выиграть четыре партии из десяти, уступив лишь в одной. Стоит отметить при этом не только скорость, с которой он принимал решения, но и высокое в целом качество игры.
- На мой взгляд, я имел огромный перевес по ходу всей блицчасти матча, - сказал Каспаров на пресс-конференции. - Да, в некоторых моментах мог бы играть четче и несколько раз упустил форсированный выигрыш, но в целом удалось продемонстрировать высокое качество партий.
Крамник тоже признал превосходство своего оппонента.
- Блиц - это такая вещь, которая, скажем так, либо идет, либо не идет, - заявил он. - Так вот сегодня у меня не пошло. Наверное, сказалась опустошенность после вчерашнего рапида. Неожиданным стало то, что дебютные заготовки сыграли едва ли не решающую роль в блицпартиях. По сути, по выходе из дебюта я все время получал худшую позицию. Белым цветом удавалось ее уравнивать, черным, к сожалению, нет. В какой-то момент постарался изменить ход борьбы и стал играть дебюты, которые никогда не играл и не готовил к данному противостоянию. Положительного результата это не принесло.
Пресс-конференция, помимо прочего, запомнилась и пикировкой по поводу того, кто же на сегодняшний день лучший шахматист мира.
- Нигде и никем не доказано, что я играю хуже Каспарова, - заявил Владимир Крамник. - Уверен, что я по крайней мере не слабее Гарри Кимовича. Об этом говорит и статистика личных встреч, которая начиная с 1993 года свидетельствует в мою пользу. Что же касается звания чемпиона мира, то оно разыгрывается и завоевывается в официальном цикле. Если Каспаров считает, что он сильнее, то должен доказать это, выиграв отборочный цикл. Пока ему это не удалось.
У Каспарова нашелся ответ: по его мнению, в качестве матча на первенство мира может восприниматься всерьез только встреча двух сильнейших на данный момент шахматистов планеты. К которым он относит себя и Крамника.
- Надеюсь, Владимир не будет председательствовать на заседании похоронной комиссии, которая соберется, чтобы поставить крест на славной летописи шахматной истории, - заключил 13-й чемпион мира.
Победа в блицпартиях, конечно, не дает нам повода утверждать, что 38-летний Гарри Кимович играет сильнее 26-летнего Владимира Борисовича. Ясно, что Крамник по-прежнему самый неудобный и опасный соперник для Каспарова. И наоборот. Следующая очная встреча соперников состоится, вероятнее всего, в мае на супертурнире в Астане. И кто знает, чем она закончится?
Никита КИМ