Газета Спорт-Экспресс № 282 (2775) от 7 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ШАХМАТЫ |
Шахматное безумие в Москве глазами любопытного |
ПО ДОРОГЕ В РИО ИЗ НЬЮ-ВАСЮКОВ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Москвы |
Между Кремлевским дворцом, где проходят матчи чемпионата мира ФИДЕ, и Колонным залом Дома Союзов, принявшим Мемориал Ботвинника, - несколько сот метров. Для шахматного болельщика - лучше не придумаешь. Можно к часу дня подъехать к Кремлю, взять в кассе бесплатный билет (в чем, наверное, есть какой-то глубокий процедурный смысл - без билета не пустят) и с головой погрузиться в мир черно-белых клеток, слонов, ферзей и тому подобного. А к 16.00, когда в партиях с нормальным контролем времени многое становится ясно, имеет смысл заскочить на огонек к Каспарову с Крамником. Если, конечно, вам не жаль 100, 300 или 500 рублей - вход на поединок двух шахматных ортодоксов платный. Не исключено, что вам повезет, и великие чемпионы уложатся в полтора-два часа. В этом случае срочно бегите назад в Кремлевский дворец, где после шести вечера начинается гвоздь программы - тай-брейк.
Спланировав позавчерашний день как раз по этой несложной схеме, я получил возможность сравнить атмосферу двух турниров, опираясь не на рейтинги их участников, а на "смотрибельность", на интерес, который они вызывают у необремененного глубокими шахматными познаниями зрителя.
Театр (в данном случае шахматный) начинается с вешалки. Именно в гардеробе мне открылся первый знак того, что Кирсан Илюмжинов весьма преуспел в демократизации шахматного общества. Сдавая куртку после Майи Чибурданидзе и перед так и не опознанной впоследствии китаянкой с табличкой "player" на груди, боковым зрением отметил, что в соседней секции разматывает шарф Алексей Широв. Вы можете представить, чтобы, скажем, Кафельников или Дэвенпорт оставляли одежду в зрительской раздевалке "Флашинг Медоу" и пробирались в игровой зал маршрутами обычных болельщиков? Я - нет.
Второй раз светлый облик президента Калмыкии вспомнился в связи со скульптурой Остапа Бендера, установленной возле плаката с турнирной сеткой. Бронзовый Комбинатор явно имел своим прототипом Арчила Гомиашвили - первого исполнителя роли Остапа, а не Андрея Миронова, сыгравшего того же героя, на мой взгляд, более утонченно. Что ж - кто платит, тот и заказывает дизайн. В любом случае, илюмжиновский Бендер легко узнаваем, а потому сопровожден табличкой с одной-единственной надписью: "По дороге в Рио из Нью-Васюков".
Самими Васюками в ГКД и не пахнет. Там - прокуренный клуб и одноглазый гроссмейстер, здесь - блеск паркета и волнующие турнирные шорохи. Там - диктат товарища Бендера, здесь - демократия и приобщение к великой игре. Шахматные знаменитости показались близкими и доступными - от зрителей до игровых столиков метра три, не больше. Одеты были в большинстве своем по-нашенски, без выпендрежа. Чуть выделялся разве что франтоватый Морозевич, да еще румяный Свидлер поблескивал сережкой в ухе. В женщинах, понятно, индивидуальности было побольше (китаянок в расчет не беру - они играть приехали, а не наряды показывать). Самым симпатичным выглядел столик, за которым сидели две юные шахматные королевки - Эльмира Скрипченко-Лотье и Александра Костенюк. Чибурданидзе играла (и выиграла!) в черной шапке странной конструкции - говорят, невероятно везучей. И еще - абсолютно все участницы повесили на спинки стульев сумочки, ридикюльчики и рюкзачки.
А вот мужчины обошлись без ручной клади. На всех участников 1/8 финала пришелся лишь один посторонний предмет - термос Гельфанда, глядя на который, почему-то вспомнилось о допинге. В буфете для участников, кстати, алкоголь образцово отсутствовал - потому, наверное, и комнату для обещанного президентом ФИДЕ допингконтроля обнаружить в ГКД не удалось.
Окончание - стр. 8