Газета Спорт-Экспресс № 276 (2769) от 30 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

30 ноября 2001

30 ноября 2001 | Олимпиада

SALT LAKE2002. 8-24 ФЕВРАЛЯ

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ПОДЛЕДНЫЙ ЛОВ

Полтора года назад, когда российские танцоры на льду впервые в истории остались за пределами призовой тройки чемпионата мира-2000, это практически означало, что шансы успеть туда вернуться до Олимпийских игр призрачны. Мартовская бронза Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха, завоеванная на мировом первенстве-2001 в Ванкувере, вселила оптимизм. Но тогда никто не мог подумать, что пройдет всего восемь месяцев, и в кулуарах фигурного катания прозвучит фраза: "При таком судейском раскладе, который будет в Солт-Лейк-Сити, Россия сможет бороться даже за золото".

Если бы танцев на льду вообще не было в природе, их стоило бы придумать немедленно. Ни один из видов фигурного катания не поставляет на журналистский прилавок такого количества скандалов, сплетен и интриг. Очередной темой для нездорового ажиотажа стали итоги олимпийской жеребьевки арбитров, которая состоялась в середине ноября. Но - стоп! Небольшое отступление.

На протяжении многих лет судьбу золота (будь оно европейского, мирового или олимпийского уровня) зачастую решал перевес в один судейский голос. Так было в 94-м в Копенгагене, где Оксана Грищук и Евгений Платов проиграли чемпионат Европы легендарной английской паре - Джейн Торвилл и Кристоферу Дину. С этим же преимуществом Оксана и Евгений победили на Играх-94. Впрочем, перечислять ни к чему - слишком много примеров. И все привыкли подсчитывать заранее: если в бригаде из девяти арбитров насчитывается пять, чьи интересы можно объединить в пользу той или иной пары, - сам факт состязания превращается в фарс. Поскольку в этой ситуации качество катания становится второстепенным. На первое место выходит умение тренера или заинтересованной федерации "работать с судьями".

После того, как Международный союз конькобежцев возглавил Оттавио Чинкванта, ситуация начала меняться. Итальянец не скрывал, что судейский бардак в подведомственном виде спорта сильно его раздражает, да и вообще ставит под сомнение правомерность пребывания танцев в олимпийской программе. Под давлением Чинкванты технический комитет ИСУ по танцам изменил систему оценок и процедуру выбора арбитров в бригады. Один только факт, что жеребьевки стали проводиться непосредственно перед выступлениями, значительно осложнил жизнь любителям "договориться".

Знал бы Чинкванта, как сильно поставят его под удар результаты олимпийской жеребьевки танцевальных арбитров!

В том, что в бригаде не оказалось ни американцев, ни канадцев, мгновенно усмотрели месть президента ИСУ обеим заокеанским странам. Мол, именно там после чемпионата мира-2001 (где, напомню, вопреки ожиданиям в призеры не вошел канадский дуэт Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц) итальянца критиковали особенно яростно. Присутствие в заветной десятке итальянского арбитра и отсутствие французского (при том, что наиболее вероятные претенденты на олимпийское золото - вице-чемпионы мира Марина Анисина - Гвендаль Пейзера из Франции и соотечественники Чинкванты, чемпионы мира Барбара Фузар-Поли - Маурицио Маргальо) посчитали заведомо продуманным использованием служебного положения в личных целях, ну а представительство в бригаде России, Украины, Азербайджана, Литвы, Польши и Болгарии (помимо Италии, Израиля, Германии и Швейцарии) и вовсе, по мнению некоторых, свидетельствовало о глобальном сговоре в пользу России.

Бред? Скорее, привычка годами искать (и находить!) подтекст в любом танцевальном раскладе.

Столь ранняя жеребьевка объясняется легко. По правилам ИСУ, любая страна, имеющая спортивное представительство на тех или иных соревнованиях, вправе привезти на турнир своего судью. Если, конечно, располагает специалистом необходимой квалификации. Пребывание на Играх трех десятков арбитров, большинство которых заведомо окажется не у дел, - слишком дорогое удовольствие. Поэтому и выбрали заранее десять. Кто из них и в каком виде танцевальной программы окажется запасным, будет определяться уже в Солт-Лейк-Сити. Французам и канадцам, безусловно, не повезло. Психологически намного легче выходить на старт, зная, что в бригаде есть "свой". С другой стороны, при нынешней системе судейства имеет значение мнение каждого из арбитров. Вполне может оказаться, что пяти голосов все-таки окажется недостаточно, чтобы стопроцентно быть уверенным в успехе. А вот система наказаний за немотивированную пристрастность может, напротив, весьма существенно эту самую пристрастность сдержать.

Повезло ли России? На первый взгляд, да. Но и здесь нюансов хватает. Попытки заблаговременно прощупать судейские настроения во время недавнего этапа "Гран-при" в Санкт-Петербурге и покопаться в архивных протоколах дали немало интересной информации. Например, о том, что на протяжении последних лет российские судьи далеко не всегда стремились соблюсти украинские интересы, а значит, в Солт-Лейк-Сити вполне можно напороться на взаимность. Азербайджанский (а в прошлом российский) арбитр Ирина Нечкина - одна из наиболее опытных и упрямых в своем мнении представителей танцевальной Фемиды - не скрывала, что на последнем чемпионате мира канадский дуэт приглянулся ей несколько больше российского. Что, насколько помню, и нашло отражение в оценках. Евгения Газиоровска, которая на Играх будет представлять Литву, и Галина Полторак из Польши часто проявляют свои симпатии к дуэту Маргарита Дробязко - Повилас Ванагас, и не факт, что выступление Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха понравится им больше.

Фигуристам известно давно: чемпионов и призеров каждого сезона до сих пор выбирают не столько в ходе главных соревнований, сколько на протяжении предыдущих выступлений. Слишком тонка грань, отделяющая первый дуэт от второго, а то и пятого. Несмотря на то, что все без исключения танцоры, которые будут реально претендовать на места в олимпийской призовой тройке, пока далеки от лучшей формы, в судейских кругах уже сейчас можно услышать, что у Анисиной и Пейзера очень интересный оригинальный танец, а у Дробязко и Ванагаса - произвольный. Что Бурн - Краатц катаются в принципиально иной манере, чем демонстрировали на протяжении последних лет, и в их программах немало интересных находок. Что итальянцы заметно подтянули обязательные композиции. И что все четыре дуэта вполне сопоставимы по силам, а три из них при благоприятном для себя стечении обстоятельств могут бороться за золото Игр-2002.

Смогут ли в эту дележку включиться россияне?

Пока все идет к тому, что на международном уровне судьи увидят российскую пару в последний момент. Не исключено, что уже в Солт-Лейк-Сити. В начале ноября Лобачева травмировала колено на турнире в Загребе, из-за чего дуэт был вынужден пропустить этап "Гран-при" в немецком Гельзенкирхене, затем - в Санкт-Петербурге. Бытует и такая версия, изложенная одной из газет: мол, спортсмены посчитали неэтичным демонстрировать в Америке произвольную композицию "Танец с саблями", поставленную специально к Играм-2002, поскольку это напоминает не что иное, как танец чеченских боевиков!

Вот в это и вовсе верится с трудом. Удачная постановка в танцах - больше, чем половина успеха. Угадать с этим крайне сложно. Не случайно программы, которые запоминались зрителям за последние два десятка лет, можно пересчитать по пальцам. А чтобы бороться за медали Игр-2002 на равных с чемпионами и вице-чемпионами мира, Лобачевой, Авербуху и их тренеру Наталье Линичук нужен не просто хороший произвольный танец, но выдающийся. Видимо, "Танец с саблями" таким не получился.

Если это действительно так, то тактика выбрана абсолютно правильно: лучше пожертвовать деньгами и отказаться от "Гран-при", чем приезжать на тот или иной турнир с риском его проиграть. Исправлять негласное судейское мнение в Солт-Лейк-Сити будет уже поздно. Пусть оно сложится там. И хорошо бы - в нашу пользу.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ