Газета Спорт-Экспресс № 274 (2767) от 28 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

28 ноября 2001

28 ноября 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. ИТОГИ СЕЗОНА

Александр ЖИДКОВ

В МОЕМ ВОЗРАСТЕ ХИТРИТЬ НЕСОЛИДНО

Разговоры с Александром Жидковым получаются обычно легкими и непринужденными. И всякий раз выходящими за рамки обозначенной темы для беседы. Хотелось расспросить его о том, как надо брать пенальти. А кого еще, ведь в этом году 36-летний голкипер трижды праздновал победу в споре тех, кто по мячу с одиннадцатиметровой отметки бьет, и тех, кто его ловит. Три пенальти - лучший результат среди коллег Жидкова в высшем дивизионе. Вдобавок он чаще других голкиперов чемпионата выходил в стартовом составе своего клуба.

Но кроме 11-метровых поговорили и о его отношениях с "Анжи", и о новом контракте, который вроде бы предложил "Черноморец". Потом вспомнили, что Жидков - лучший ветеран нашего чемпионата, в котором в свои немалые по футбольным меркам годы он еще год назад считался номинальным дебютантом.

- А сейчас, наверное, вам заканчивать придется... Или еще прыгать по углам человеку, заставшему на поле Блохина и Шенгелия, еще не надоело?

- Пока, если честно, ничего лучше в жизни не нашел. Семью кормить надо, а значит, завершать карьеру рановато. Да и смена обстановки должна пойти на пользу.

- С "Анжи", выходит, вы расстались, и решение это - твердое и окончательное?

- Да. Клуб, как я понял, тоже не горит желанием видеть Жидкова в своем составе. Я - один из немногих, с кем еще не до конца рассчитались за прошлый сезон. Наверное, дают понять, что больше в моих услугах не нуждаются.

- Обидно?

- Обидно, что не получилось попрощаться с командой, болельщиками "Анжи" красиво, по-человечески. Меня после выездного матча в Ростове убрали из состава, и на этом все закончилось. Возможно, сыграла роль моя встреча с президентом клуба Хизри Шихсаидовым. Он вызывал меня к себе на беседу накануне вылета на игру с ростовчанами. Предлагал определиться: остаюсь в команде или ухожу. Конкретного ответа я не дал, мы на Дону проиграли, я пропустил три гола.

- Не обвиняли в поражении, как это было после прошлогоднего матча с "Динамо", на котором могла завершиться ваша карьера в Махачкале?

- Нелицеприятных слов я, конечно, в свой адрес и на сей раз наслушался. Да и контракта больше никто не предлагал.

- Жаль?

- Все относительно. В принципе я провел в Махачкале три неплохих года. Именно "Анжи" помог мне напомнить о себе в российском, да и не только в российском футболе. Почти десять лет играл за границей и был далеко не мальчиком, когда пришлось все начинать едва ли не заново. За это клубу благодарен и буду вспоминать о Дагестане и его людях только хорошее. Достаточно уверенно играл весь сезон и мог рассчитывать на продление соглашения. Однако придется искать новую работу. Хотя и это не так уж плохо. Все-таки Махачкала для приезжего футболиста - город своеобразный. Семьи с игроками туда не едут. Поэтому живешь постоянно на базе, в город выходишь редко. Словом, годичный сбор с перерывом на игры и короткие вылазки домой. Мне, 36-летнему мужику, который предпочел бы жить дома, пусть и на арендованной клубом квартире, достаточно тяжело это переносить.

- Говорят, вас ждут в Новороссийске.

- Летом, да, вроде бы ждали. Лазо Липоски, наш тренер и менеджер, предлагал мне этот вариант. Клуб тогда посчитал, что отпускать добротного вратаря, усиливая конкурентов, не стоит. Впрочем, ни тогда, ни сейчас никто мне из Новороссийска не звонил. Пока я в Киеве, дома, хожу на футбол, бегаю в зале ЦСКА, где собирается приличная компания футболистов, которые либо не у дел, либо отдыхают. Это два Мороза - Виктор и Юрий, Бессмертный, Саленко, Надуда.

- Пенальти они вам не бьют?

- Каждый день по три серии до изнеможения. Тренируются, да и меня в тонусе поддерживают.

- А есть у вас секрет побед в споре с пенальтистами?

- Да какой секрет! Есть интуиция, опыт. Некоторые вратари пытаются хитрить перед ударом, чтобы вывести бьющего из равновесия. Но в моем возрасте делать это вроде несолидно.

- А ритуала у вас нет? Кто-то до удара ходит и бьет ногой по штангам, кто-то кончиками пальцев касается перекладины, кто-то выходит из ворот, чтобы пристально, "по-доброму", взглянуть в глаза оппонента.

- Это точно. Мой партнер по "Анжи" Сергей Армишев, к примеру, по штангам предпочитает поколотить. Есть, кто запасные перчатки или вратарскую сумочку кладет в угол ворот. Да полно примет, которые вроде как помогают отбить мяч. Я же предпочитаю надеяться на свои нервы и реакцию. Да и фигура у меня габаритная. Это тоже помогает, кстати.

- При пенальти шансов забить мяч больше, чем его отбить?

- Преимущество, безусловно, на стороне бьющего. Хотя любой удар в принципе можно отразить. Нужно только, чтобы все сошлось: немного удачи, точный расчет, интуиция и хороший толчок. К сожалению, толчок - мое слабое место. Зачастую угадав направление удара, я не дотягивался до мяча. Самый обидный случай - когда мне Гашкин из "Торпедо" забил год назад бронзовый гол. Я ведь почти достал тот мяч, но не хватило мощи толчка при броске.

- Есть в нашем чемпионате игроки, которые с одиннадцати метров не оставляют шансов вратарям?

- Нет, второго Виктора Плоскины или Игоря Пономарева, лучших, на мой взгляд, пенальтистов советского времени что-то не видно. Эти двое, конечно, палачами были. Особенно страшен для вратаря был Пономарев, который бил на редкость непредсказуемо.

- Вы - ветеран...

- Хотите спросить, сколько играть еще буду?! Во-первых, год назад я проходил в "СЭ" как новичок чемпионата России. За год, выходит, жутко состарился. Но если серьезно, пока заканчивать не хочу. Есть желание играть, и играть на серьезном уровне. Вроде бы у меня в воротах кое-что получается.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ