Газета Спорт-Экспресс № 261 (2754) от 13 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

13 ноября 2001

13 ноября 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. ИТОГИ СЕЗОНА

ЧЕРНОМОРЕЦ

Хазрет ДЫШЕКОВ

МЫ ЦЕПЛЯЛИСЬ ЗА САМЫЙ НИЧТОЖНЫЙ ШАНС

Хазрет Дышеков, лучший бомбардир в истории новороссийской команды, защищавший ее цвета еще тогда, когда она называлась "Цемент", единственный в тренерском штабе "Черноморца" человек, кто пережил этот сумасшедший сезон целиком. Завершали новороссийцы сезон именно под его руководством, и не исключено, что в ближайшее время 36-летний специалист избавится от приставки "и.о."

- Мне, наверное, больнее, чем другим, говорить о случившемся с "Черноморцем", - сокрушается Дышеков. - Обидно, пройдя с командой от второй союзной лиги до высшего дивизиона России, стать свидетелем и участником падения. Но, как ни грустно говорить это, наш вылет закономерен. Надо смотреть правде в глаза: шесть главных тренеров за сезон - перебор. Это - мягко говоря. Байдачный, Аджем, Курненин, Зернов, Разинский, Андреев - у каждого из них собственный взгляд на футбол и на жизнь. От такой чехарды страдали прежде всего игроки, которые в какой-то момент просто стали ждать окончания чемпионата, чтобы найти новую работу. По ходу сезона некоторые из них то попадали в опалу, то - в фавор, то - снова в глубокий запас. Можете представить, что за атмосфера была в команде, которой предстояло помимо всего прочего играть в Кубке УЕФА?

- Вы тем не менее встряхнули игроков - иначе "Черноморец" не подставил бы ножку в концовке первенства "Локомотиву".

- Моя заслуга в том, что удалось наладить нормальный контакт с игроками, по-человечески подойти к каждому. После Андреева, который резко ужесточил дисциплину и увеличил нагрузки, я немного ослабил гайки. Но было уже поздно - поражение в Махачкале фактически лишило нас последних шансов. Чтобы произошло чудо, требовалось победить во всех четырех оставшихся матчах. Мы выполнили лишь четверть этой программы.

- А когда стало понятно: "Черноморцу" придется биться за выживание?

- Тревога возникла при Зернове. Мы долго не могли забить, проигрывали, и все завершилось взрывом. Но тогда ситуация еще не выглядела безнадежной. Во втором круге "Черноморец" всех конкурентов в борьбе за выживание принимал. "Аланию" и "Факел" мы обыграли, а вот "Ротору" уступили, да и "ЗИЛ" увез из Новороссийска очко. А в плане турнирной стратегии нам полезнее было победить волгоградцев с зиловцами, а не "Локомотив".

- В ходе сезона вы в разных качествах поработали со всеми предшественниками. В чем причины их отставок?

- У каждого своя. Андреев, как мне показалось, не нашел общего языка с новыми руководителями клуба. Зернову помешали некоторые качества характера - хотя тренер он хороший, и мне лично многое дал. Наконец, уход Байдачного был предопределен. Другой вопрос, что после его отставки клуб не сумел сделать правильный выбор.

- Почему на финише решено было обратиться к вашей кандидатуре?

- Этот вариант изначально был временным. Планировалось, что я завершу сезон, а потом сдам дела более авторитетному специалисту. Однако переговоры с потенциальными кандидатами результата пока не дают, так что я могу продолжить работу с командой. Многое упирается в финансирование. Маститый тренер хочет иметь возможности для комплектования, чтобы решать задачу возвращения в элиту. Но если не найдем средств, будем вынуждены, наоборот, продавать своих лидеров. Впрочем, надеюсь, до этого не дойдет.

- У кого из игроков закончились контракты?

- Камерунцы Эмбе и Чами, а также Павлус, Кирюхин и Осипов клубу не принадлежали. Какосьян, Алякринский, Шевченко, Удо и Майоров в декабре или продлят соглашения с "Черноморцем", или начнут искать новые клубы. У остальных - действующие контракты. Если никого не продавать, для решения самых серьезных задач достаточно пригласить трех-четырех опытных мастеров.

- А имеет смысл удерживать футболистов, не сумевших остаться в высшем дивизионе? Считается, что выбраться из первой лиги сложнее, чем удержаться в элите.

- Коллектив у нас здоровый, играть люди умеют. Мы ведь цеплялись за самый ничтожный шанс, не позорились на финише, как "Уралан" в 2000 году. Мы бились за честь клуба. А вылетели, повторю, во многом из-за внутренних передряг.

- Одна из непонятных историй - приобретение летом камерунцев Эмбе и Чами. Почему они не играли, а Эмбе и вовсе уехал домой досрочно?

- Оба выглядели откровенно слабо. Было обидно: потратили деньги и не получили отдачи. Камерунцы не стали своими в коллективе - как, скажем, словак Павлус. Финал закономерен - никаких подводных камней.

- Было хоть что-то хорошее в уходящем сезоне?

- Да, мы наиграли молодежь. Тлисов, Олейник, Зуев, Герус - на этих игроков уже сейчас есть спрос, но надеюсь, их карьера будет связана с "Черноморцем". Доверяй мы молодым больше с первых дней, глядишь, и избежали бы вылета.

- В городе этот вылет воспринят как трагедия?

- Нет. Наверное, большинство болельщиков смирилось с неизбежным задолго до того, как мы "оформили" себе место в первой лиге. Агонию нашу они пережили мужественно - от команды не отвернулись. Другое дело, пока неясно, что ждет "Черноморец". Будут ли деньги? Как команда адаптируется к первому дивизиону, в котором не играла с 1994 года, когда я сам еще выходил на поле? Сейчас это - совсем иной турнир, в котором мы будем новичками.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ