Газета Спорт-Экспресс № 223 (2716) от 28 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

28 сентября 2001

28 сентября 2001 | Остальные

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

Российский путешественник Федор Конюхов намерен в 2002 году отправиться на гребной лодке в одиночное плавание через Атлантику

1 500 000 ГРЕБКОВ ПО АТЛАНТИКЕ
РАДИ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ

Конюхов трижды обогнул земной шар на яхте, прошел пешком до обоих полюсов, покорил несколько "восьмитысячных" вершин мира, участвовал в гонке на собачьих упряжках через Аляску. Одни считают его героем, другие - сумасшедшим. А он тем временем, когда все плачутся, что спонсоров днем с огнем не сыскать, нашел их - и собирается в новую экспедицию. Одиночный переход на гребной лодке через Атлантику - очередной проект Конюхова. Впереди 4600 километров и примерно 1 500 000 взмахов весел. Путешествие без права на ошибку.

- У вас впереди сложнейший путь: ни один россиянин пока Атлантику на веслах не пересекал. И все-таки - что окажется самым трудным?

- Вот вам одна притча. К миллионеру пришел человек и сказал: "Дай мне миллион!" На что тот ответил: "Напиши свою просьбу миллион раз - и получишь деньги". Это только представить - миллион раз! А мне монотонных движений предстоит сделать в полтора раза больше. Вот это-то и страшно. Но гребцы-супермарафонцы смеются: "Океан - это не деньги, океан - это намного проще".

...Возможно, океан это и не деньги, но вот проект Конюхова это деньги немалые - 100 тысяч долларов. Генеральный спонсор - миасский автозавод, где делают знаменитые армейские грузовики "Уралы". Сама же лодка "УралАЗ" стоит 30 тысяч долларов и будет изготовлена в Англии, где такие переходы на веслах не в новинку. Россия пока не имеет ни налаженных технологий, ни специалистов по постройке подобных водных "болидов". За основу англичане возьмут двухместный вариант и перекроят его для одиночника, освободив место для вещей и провизии. Кстати, в еде Конюхов крайне неприхотлив. В пути будет питаться пойманной рыбой и сублимированной пищей, разработанной в свое время для космонавтов.

- Вы встречались, советовались с кем-то из тех, кто прошел подобный путь?

- Недавно в Англии обсуждал детали предстоящего путешествия с известным путешественником Томом Бурги. А выбрать именно такой маршрут - от Канарских островов до Карибского моря (точнее - от Тенерифе до Барбадоса) - мне порекомендовали руководители Международной ассоциации гребцов (ее штаб-квартира находится в Лондоне), они же будут "вести" меня по дистанции. После экспедиции, Бог даст, тоже стану членом этой Ассоциации.

Сейчас живу во Франции и буду искать встречи с великим Аленом Бомбаром, хотя обсуждать с ним технические подробности не собираюсь; гораздо интересней узнать, что он ощущал духовно во время путешествия. Кстати, вот вам еще одна то ли реальная история, то ли притча. Однажды должна была стартовать трансокеанская гонка яхтсменов. И вот одного хорошо подготовленного, обутого-одетого, натренированного спортсмена привезли на берег, он посмотрел на океан и... передумал. Отказался от участия в гонке. Здесь прежде всего важно не испугаться океана. В любых ситуациях найти с ним контакт, но быть сильнее.

- Некоторые считают вас авантюристом. А для вас самого в этом слове заложен положительный или отрицательный смысл?

- Безусловно, положительный. Посмотрите в словарь: "авантюра" - это "смелое предприятие", правда, и "необдуманное". Мне нравится, когда меня называют авантюристом.

- Цель оправдывает средства?

- Для меня, если поставил цель, оправдывает. Я один из немногих счастливых людей, исполнивших детскую мечту. Всегда всем говорил и буду говорить: да, согласен просить, согласен унижаться, согласен работать 24 часа в сутки, согласен в сто дверей постучаться, чтобы найти деньги на реализацию моего проекта. Как говорят, стучитесь - вам отворят, просите - вам дадут.

- Федор, вы путешественник, что не раз сами подчеркивали, но тем не менее постоянно участвуете в спортивных состязаниях, приходя далеко не первым.

- Мне говорили "спеши" - и я психовал. Такие деньги затрачены, такие усилия приложены! На самом же деле, даже приходя последним, я выигрывал! Вот у итальянца Джованни Сольдини, яхтсмена, с которым мы ходили кругосветную гонку одиночников Around Alone, другая тактика, он говорит: "Чем быстрее я финиширую, тем меньше риска". Я же выхожу и задерживаюсь в пути не из-за риска - просто выхожу любоваться Землей.

...Конюхов - профессиональный художник, его работы выставлялись на многих выставках. Из каждой своей поездки, если позволяют обстоятельства, он привозит наброски и холсты, дневники, черновики книг. По-другому, считает, и невозможно.

- Одиночество для многих страшная пытка. Вы, как правило, путешествуете один, почему?

- Как и многие, не люблю и боюсь одиночества. Мне тоже бывает тяжело, но со мной никто не хочет идти. Характер, наверное, плохой.

- Ваши достижения не признать нельзя, и в то же время вас как спортсмена признают далеко не все. Как вы к этому относитесь?

- Если занимаешься чем-то, всегда будут две точки зрения. Раз обо мне так говорят, значит, заслуживаю.

- У вас есть враги?

- Основной мой враг - это дефицит времени. Все время боюсь не успеть. Если бы мне посчастливилось вернуться назад, все сделал бы так же, но чуточку побыстрее.

- А если появилась бы возможность полететь в космос?

- Хочу полететь. Но только не в космос, а на воздушном шаре вокруг света. Планирую беспосадочный полет на высоте примерно 27-30 километров. Сейчас ищу деньги и веду переговоры, думаю, в течение 3-5 лет смогу осуществить и этот проект.

Юлия КОРОСТЕЛЕВА