Газета Спорт-Экспресс № 222 (2715) от 27 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

28 сентября 2001

28 сентября 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО

Что есть "Формула-1"? Для кого-то это бизнес, для кого-то спорт, а для гонщиков это работа и хобби одновременно (разве не это называется счастьем?). Ну а для большинства болельщиков "Ф-1" - это прежде всего зрелище, и насколько оно будет увлекательно, зависит фактически только от одного фактора: наличия борьбы на трассе. Есть, безусловно, и те, кого интересуют технические нововведения, закулисные игры, жизнь паддока, но таких людей (во всяком случае, в России) мало, а основную массу зрителей составляют "специалисты", знающие два имени: Хаккинен и Шумахер. И их привлекают только обгоны, да и то в том случае, если они сопровождаются оторванными колесами и разбитыми болидами (им бы NASCAR смотреть). Ну а тем, кто предпочитает чистую, красивую борьбу, приходится довольствоваться малым.

О проблеме обгонов говорят уже давно и много, но всегда вспоминают только о двигателях, аэродинамике и резине. О трассах упоминают только в связи с сумасшедшей идеей перед гонкой заливать асфальт водой. А между тем конфигурация автодрома во многом определяет зрелищность заезда.

Все гениальное просто - этот принцип как нельзя лучше подходит к гоночным трассам. Практически все обгоны происходят на торможении, но, чтобы атаковать соперника, нужно подобраться к нему вплотную, а для этого нужна длинная прямая. Но и этого мало. Взять, например, автодром в Барселоне: именно там имеется почти километровая прямая перед медленным первым поворотом, однако гонки на этом кольце редко бывают интересными.

Аэродинамика современных гоночных болидов такова, что пройти скоростной поворот, "приклеившись" к другой машине, невозможно - не хватит прижимной силы. "Я был гораздо быстрее при торможении и при этом всякий раз упирался в него. Но если вы спросите, почему я не обогнал его на трассе, ответ будет прост: из-за аэродинамики. Находясь позади другого автомобиля, вы теряете всю прижимную силу, а без этого поддерживать скорость невозможно. Это означает, что на выходе из поворота вы теряете пару десятых, отстаете и не успеваете обогнать соперника в конце прямой". Так выглядел "Гран-при Испании" 2000 года глазами его победителя Мики Хаккинена, пилота West McLaren Mercedes. Зачем же нужна такая трасса? "Ф-1"не ралли, чтобы смотреть, как пилот борется со временем, автомобилем и самим собой. В квалификации, конечно, подобное противостояние выходит на первый план, но в гонке нам хотелось бы видеть и реальные дуэли между пилотами.

Еще одна загадка "Формула-1"- автодром в Венгрии. Мика Хаккинен называет его одним большим поворотом. Сказать, что обгоны здесь невозможны, нельзя, но если защищающийся гонщик не делает ошибок и с автомобилем у него все в порядке, то пройти его крайне сложно. Это в очередной раз подтвердила и гонка в нынешнем сезоне: за 77 кругов дистанции был лишь один обгон, а финский гонщик West McLaren Mercedes так и не смог обогнать Ральфа Шумахера, хотя был быстрее более чем на 2 секунды на круге.

В свое время гонка в Венгрии нужна была для того, чтобы "привезти" "Ф-1" в Восточную Европу. Однако теперь, когда "железный занавес" пал, week-end на Хунгароринге мало кому доставляет удовольствие (разве что закончившему формульную карьеру Дэмону Хиллу, традиционно быстрому на этой трассе). Это понимают все, но все понимают и то, что гонки "Гран-при"будут проводиться там, где разрешена табачная реклама (вот главный козырь возможного Большого Приза России).

Новые автодромы также не вызывают большого оптимизма.

Изюминкой кольца в Индианаполисе является профилированный вираж, в то время как по конфигурации трасса очень напоминает все туже Барселону.

Суперсовременный Сепанг в Малайзии поражает своей шириной, развитой инфраструктурой. Тем не менее очень техничный, интересный, а главное, безопасный автодром запомнился зрителям не борьбой в самой гонке (в этом сезоне российским зрителям ее попросту не показали), а скорее скандалом в 1999 году и дождем в 2001. Создатели трассы утверждают, что обгонять здесь можно практически везде, а не только на торможении после двух длинных прямых, но на деле все оказалось несколько иначе. Возможно, мы слишком многого требуем, ведь гонки в Малайзии нельзя назвать скучными.

И все же создается впечатление, что, проектируя эту трассу, Герман Тилке несколько перемудрил...

Никто не говорит, что для того, чтобы сделать гонки более зрелищными, их нужно вернуть на Северную петлю Нюрбургринга. Однако посмотрите на трассу в Австрии - она не вызывает никаких нареканий с точки зрения безопасности: конфигурация кольца очень проста, а возможностей для обгона здесь масса. Вспомним хотя бы то, как пилотам West McLaren Mercedes, трижды побеждавшим в Шпильберге, из-за проблем в начале гонки приходилось прорываться с последнего места: в 1998 году Дэвиду Култхарду удалось завоевать второе место (победил финн), а в 1999-м Мика Хаккинен сумел зацепиться за третью ступень подиума.

Существуют и другие примеры, подтверждающие истину, что самое простое решение и есть лучшее. Наиболее интересная часть бельгийского кольца в Спа проложена по незамысловатым дорогам общего пользования, и никакие хорошо продуманные инженерами повороты не могут сравниться со знаменитой "Красной водой", а почти городская трасса в Мельбурне всегда дарит нам незабываемые гонки.

И все-таки "Формула-1" тем и хороша, что в календаре существует 17 не похожих друг на друга автодромов, однако некоторые из них не вызывают положительных эмоций ни у гонщиков, ни у болельщиков. И, как показывает практика, самая замысловатая трасса не гарантирует нам потрясающего зрелища, в то время как достаточно простое кольцо становится ареной поистине захватывающих событий. Действительно, все гениальное просто.

Сергей Краснов