Газета Спорт-Экспресс № 216 (2709) от 20 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

20 сентября 2001

20 сентября 2001 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 1-й групповой турнир. Группа Н. 2-й тур. "СПАРТАК" - "ФЕЙЕНООРД" - 2:2

ЭКСПЕРТИЗА Юрия ИВАНОВА

ЗАЧЕМ ЖДАТЬ, КОГДА КЛЮНЕТ ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ?

Волчок устойчив, когда вращается, "Спартак" играет прилично, когда командное движение у него на должной высоте. Лишь в этом случае у российского чемпиона проходят "стеночки", забегания и прочие составляющие фирменного стиля. В противном - каждый футболист превращается в эдакого рейнджера-одиночку, действующего спонтанно, на собственный страх и риск, что мощи команде, естественно, не добавляет. "Фейеноорд" красно-белые решили почему-то взять тепленьким, перемещениями себя не утруждая. Что из этого в первом тайме получилось, вы видели.

Оборона - звено зависимое. Здесь - хочешь не хочешь - приходится отрабатывать по полной программе: противник тон задает. И гости спартаковским защитникам скучать поначалу не позволяли - действовали остро, напористо, а главное, изобретательно, вынуждая раз за разом решать непростые задачи. Москвичи, увы, с голландскими ребусами и кроссвордами справлялись далеко не всегда. Ну а чаще других попадал пальцем в небо Ковтун, оказавшийся волей Олега Романцева в непривычной для себя роли.

Ход этот вроде бы напрашивался - перевести высокорослого, умеющего выигрывать воздушные дуэли персональщика в середину обороны и отобрать у 190-сантиметрового ван Хоэйдонка преимущество на "втором этаже". Однако на месте центрального защитника приходится играть не только головой, но и ногами. Да и в тактическом плане требуется быть подкованным на все сто, чего наставник спартаковцев, очевидно, не учел. Как результат - и выносил свежеиспеченный стоппер мяч с газона весьма коряво (с техникой, известно, у футболиста не все в порядке), и в выборе позиции оппоненту уступал. Ковтун, что не секрет, и на привычном-то фланге подобными "мелочами" грешит. Но ошибки на краю не так опасны, как в центре, где каждая, считай, половина пропущенного гола.

Трудно сказать, как долго бы эксперимент с рокировкой продолжался, но ближе к концу первого тайма сломался (на мой взгляд, не столько физически, сколько морально - не пошла у легионера игра), казалось бы, железный Тчуйсе, и Ковтун вернулся в "родную обитель". После этого в непривычном амплуа стал выступать уже либеро Митрески. Выдвинутый на место переднего центрального защитника, македонец вынужден был выполнять несвойственные ему функции (козырь спартаковца - потрясающее позиционное чутье) и потерял львиную долю игрового потенциала. Его же преемник - Ананко - умение страховать партнеров изрядно на скамейке подрастерял, что привело к череде грубейших ошибок и ко второму голу "Фейеноорда". Где был в тот момент Ковтун с диагональной страховкой? Почему ни шатко ни валко возвращался домой Баранов? Ума не приложу.

Излишнюю нагрузку с обороны могли бы - и должны были - снять полузащитники, однако они в первом тайме действовали слишком академично. Титов, например, перемещался по полю много, но в одном темпе и предсказуемо, к чему соперник без лишнего труда приспособился. По сути, выпал из игры Цихмейструк: мяч до него почему-то доходил редко, а когда он все-таки к полузащитнику попадал, распоряжался им футболист неплохо. Зато к Баранову по части движения претензий у тренеров быть не должно. Работал он как обычно много и... с традиционно низким КПД. Статистика, правда, утверждает, что спартаковец отдал в текущем сезоне больше всех голевых пасов в первенстве России. Что ж, подвергать сомнению цифры причин нет. Но, на мой взгляд, это как раз тот случай, когда количество перешло в качество - из великого множества передач хотя бы две-три по законам больших чисел обязаны доходить до адресата. Грешил неточностями и Булатов. Да и со своей "половиной" Титовым взаимодействовал он крайне невыразительно. Неудивительно, что настойчиво искавшие дырки в голландском сыре Робсон с Бесчастных, можно сказать, оказались на голодном пайке и вынуждены были сражаться с прилипчивыми защитниками соперника без подмоги.

Но все вышесказанное относится лишь к первому тайму. Во втором спартаковская юла раскрутилась, и болельщики увидели совершенно иную команду - слаженную, целеустремленную. Все ее звенья заработали как единое целое, телепатические контакты футболистов обострились, и уже голландцам пришлось потеть. Особенно мощно заиграли красно-белые после того, как сравняли счет. Но и посланцы Страны тюльпанов прибавили в осмотрительности - поняли, что слишком рано уверовали в победу.

Как, хочется надеяться, поняло, что слишком рано уверовало в безграничный патриотизм своих болельщиков, и руководство спартаковского клуба, взвинтившее накануне матча цены на билеты. Кусающимися для фанов оказались новые тарифы. В итоге лишь 20 тысяч зрителей собралось в Лужниках - аудитория для избалованного вниманием чемпиона мизерная. Кто знает, быть может, полупустые трибуны как раз и отразились на настроении народной команды, сумевшей отойти от шока лишь после своевременного вмешательства пресловутого "жареного петуха".