Газета Спорт-Экспресс № 211 (2704) от 14 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Суперлига |
Много лет ледовый Дворец спорта в Лужниках считался символом советского хоккея. Сюда пришли первые хоккеисты, переходившие в середине 50-х с открытых ледовых площадок в закрытые помещения. Здесь проходили матчи знаменитой Суперсерии-72. Он четырежды - в 1957, 1973, 1979 и 1986 гг. - принимал чемпионаты мира, на его льду играли наши великие чемпионы - все без исключения. Но сегодня, похоже, история Дворца остановилась.
ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ.
ГОСУДАРСТВОМ НЕ ОХРАНЯЕТСЯ
Стартовал очередной хоккейный чемпионат. Болельщики, истосковавшиеся за лето по хоккею, заполонили стадионы в Магнитогорске, Череповце, Перми, Казани, Санкт-Петербурге. Их встречали реконструированные и обновленные ледовые дворцы.
Чемпионат стартовал и в Москве. Только среди арен, заявленных командами в качестве домашних, не нашлось места главной российской арене - Дворцу спорта в Лужниках. Рядом, на Малой арене, динамовские фанаты шумно праздновали первую победу своих любимцев, а 12-тысячный Дворец стоял с погашенными огнями и закрытыми дверями. Наше самое большое ледовое сооружение под крышей, построенное к 24-му чемпионату мира - первому чемпионату мира в СССР, - в одночасье оказалось на задворках хоккейной истории. Еще месяц назад ЦСКА Владимира Крутова собирался играть на нем домашние матчи. Но теперь штатному клубу Министерства обороны придется довольствоваться Малой ареной или Дворцом в Сетуни. Что же произошло?
- В последний раз лед у нас был в 2000 году, - с горечью в голосе рассказывает управляющий (так теперь называется директорская должность) Дворцом Юрий Блохин. - К Новому году его пришлось убрать - у нас были запланированы елки. В середине августа стали проводить пробный пуск холодильных машин. Подали хладон в систему и сразу же обнаружили 43 свища. В принципе ничего форс-мажорного не произошло - такие протечки происходят у нас каждый год, и, как и раньше, мы их быстро устранили. Но хладон все равно катастрофически уходил из системы. Мы "прослушали" и "прозвонили" коммуникации от холодильной станции до Дворца - там было все нормально. Но лед не варился, а хладон уходил...
СПРАВКА"СЭ". Конструкция основания Дворца представляет собой многоэтажную систему. Нижний этаж, так называемый "бутерброд", - слой земли и гравия толщиной 70-80 см. Выше его расположена решетка из более чем 600 труб, по которым подается хладагент, залитых слоем бетона толщиной 30-40 см. На бетонную подушку к началу сезона наваривают лед. Система была смонтирована в 1979 году с рабочим ресурсом в 10 лет и с тех пор капитально не ремонтировалась.
- Мы задаемся вопросом: что же случилось? - продолжает Блохин. - Ответ может быть только один: протечка происходит где-то внутри бетонной подушки - там, куда подлезть со сварочной техникой невозможно. Быть может, от времени просел гравий, под подушкой образовались пустоши, куда и уходит хладон. Но решить эту проблему можно, только полностью взломав весь бетон и заменив все проходящие в нем трубы.
- Насколько затратна такая операция и сколько времени она может занять?
- Приблизительные подсчеты показывают, что подобная замена обойдется в 2 миллиона рублей и при идеальной организации труда может завершиться за 4-5 месяцев. Но главная проблема в том, что кардинальной реконструкции давно требует весь Дворец спорта. Он был построен в 1956 году и выработал все возможные сроки эксплуатации. Какой смысл менять двигатель у насквозь прогнившего корабля? Он утонет и с новым двигателем. А такая реконструкция - это уже другой порядок цифр. Здесь тоже будут фигурировать миллионы, но не рублей - долларов.
- Может, следует попросить помощи у федерального бюджета или национального олимпийского комитета России?
- Мы входим в структуру открытого акционерного общества "Лужники" и не являемся бюджетной организацией. Изыскать необходимые средства очень трудно, но дело на месте не стоит - есть соответствующий приказ генерального директора Владимира Алешина. Вот, например, совсем недавно у нас работали десятки специалистов-строителей и ремонтников. Каждый по своему профилю составлял перечень необходимых работ и их сметную стоимость. Создан накопительный счет, куда поступают средства для реконструкции. Но процесс этот не скорый, даже при наличии средств на капитальный ремонт понадобится не один год.
Лужниковский Дворец спорта служил верой и правдой сначала советскому, а потом российскому хоккею 45 лет. Через него прошли все эпохи и все наши победы. По своему статусу он не может быть не чем иным, как объектом федерального, общероссийского значения. Значит, и реконструкция Дворца должна стать заботой не только руководства "Лужников". Мы часто встречаем на старых зданиях таблички: "Памятник культуры (архитектуры). Охраняется государством". Дворец в Лужниках - тоже памятник нашей культуры.
Забвение собственной истории начинается с неухоженных памятников.
Максим ЛЕБЕДЕВ