Газета Спорт-Экспресс № 207 (2700) от 10 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. "ТИРОЛЬ" - "ЛОКОМОТИВ" |
ГЕРОЙ МАТЧА |
ДЕНЬ НИГМАТУЛЛИНА
Нет, все-таки не случайно стартовый матч с "Тиролем" "Локомотив" проводил в подмосковном городе Раменском. Во-первых, потому, что до него можно добраться на электричке по Московской Казанской железной дороге. Во-вторых, потому, что предшественницей "Локомотива" в 30-е годы была команда "Казанка". И в-третьих, потому, что Руслан Нигматуллин родом из Казани. Кстати, как раз в Раменском Руслан проявил качества мачо - настоящего мужчины, когда не покинул свой пост после серьезной травмы, полученной еще на разминке.
Лев Яшин защищал ворота команды европейских звезд в матчах против сборных Скандинавии (1964 год), Югославии (1964), Великобритании (1965), проводимых под эгидой УЕФА, что сделало советского голкипера еще более авторитетным и популярным.
Теперь и Нигматуллин должен сказать спасибо УЕФА за то, что ее КДК и Апелляционный комитет настояли на проведении третьего матча "Тироль" - "Локомотив", после которого Руслана можно смело поставить в один ряд с великими вратарями нашего времени.
Мои ровесники гордятся тем, что видели Льва Яшина, видели, как 10 ноября 1963 года (мне было тогда 15 лет) на римском "Стадио Олимпико" он творил чудеса, защищая ворота сборной СССР в отборочном матче чемпионата Европы-64 против Италии. У меня до сих пор перед глазами побледневшее и растерянное лицо Маццолы, проигравшего дуэль Яшину вслед за тем, как арбитр назначил пенальти в наши ворота.
Сегодняшние мальчишки только слышали легенды о Яшине. Но зато они могут подтвердить, что слухи о смерти отечественной вратарской школы сильно преувеличены. Для этого достаточно одного примера - Руслана Нигматуллина.
Для того чтобы войти в историю мировой литературы, Грибоедову достаточно было написать "Горе от ума".
Для того чтобы войти в историю мировой музыкальной культуры, Огинскому достаточно было написать свой любимый полонез.
Для того чтобы войти в историю мирового футбола, Нигматуллину достаточно было один раз - 8 сентября 2001 года - сыграть в Инсбруке против "Тироля".
Последний раз Нигматуллин выступал в Лиге чемпионов в марте 1996 года, когда защищал ворота "Спартака" в обоих матчах 1/4 финала против "Нанта". Вероятно, этого бы не произошло, если бы красно-белые не расстались зимой одновременно с двумя вратарями - Черчесовым, перешедшим в "Тироль", и пополнившим ряды ЦСКА Тяпушкиным, который был дублером Черчесова во всех шести победных встречах группового турнира Лиги осенью 95-го. К тому же "Спартак" не успел в январе дозаявить дебютанта команды Филимонова, который вскоре стал основным вратарем клуба. А Нигматуллин пошел искать счастья в "Локомотив". И обрел его, чтобы в минувшую субботу осчастливить всех российских болельщиков, футболистов и тренеров, включая, не сомневаюсь, и спартаковских.
"Летучий голландец" Йоханн Кройф летом 1982 года уверял меня, что тренер, сидя на скамейке, не всегда в состоянии уловить тот момент, когда твоя команда вот-вот может потерять инициативу, и потому на поле должен быть авторитетный футболист, который без подсказки "сверху" в экстремальной ситуации способен внести коррективы в расстановку своих партнеров, изменить темп и тактику.
В матче с "Тиролем" Нигматуллин в экстремальных ситуациях, которых было хоть отбавляй, не делал ничего подобного. И даже, по-моему, ни разу не прикрикнул на кого-то из защитников, допустившего оплошность. Он молча делал свое дело. И делал настолько классно, что его уверенность передалась даже мне, смотревшему игру по телевизору. Хотите верьте, хотите нет, но во втором тайме я уже не сомневался, что второго мяча в воротах "Локомотива" не будет. Потому что это был день Нигматуллина. Не первый и, надеюсь, не последний.
27 мая 1971 года я передал в газету репортаж из Лужников о прощальном матче Льва Яшина. В январе 1995 года продиктовал из Гамбурга с турнира по мини-футболу интервью с молодым голкипером Нигматуллиным - по его признанию, это было одно из первых в его жизни интервью, в котором он рассказал о своей жизни и совсем еще короткой спортивной карьере. Горжусь, что познакомил таким образом футбольную публику с вратарем, которому через шесть с половиной лет суждено будет доказать Старому Свету: в футболе, пусть не всегда, но справедливость все-таки торжествует.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ