Газета Спорт-Экспресс № 207 (2700) от 10 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ-2001/02 |
НИГМАТУЛЛИН - 10,0 ОТ РОССИИ! |
Дотошные эксперты "СЭ", которым чужды эмоции, нашли-таки огрехи в действиях Руслана Нигматуллина и выставили ему 9,0 (высшая оценка газеты в этом сезоне). Но если учесть значимость этого матча для всего нашего футбола, блистательная игра голкипера заслуживает высшей похвалы и высшего балла от российских болельщиков!
ФУТБОЛ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУТБОЛ
Игорь РАБИНЕР
Когда-то Евгений Евтушенко написал: "Поэт в России - больше, чем поэт".
В минувшую субботу, когда миллионы людей у телеэкранов вдохнули воздух с волнующим стартовым свистком португальца Мелу Перейры, а выдохнули - со счастливым финальным, футбол для России был больше, чем футбол.
Последний раз такое было 9 октября 99-го - в день российско-украинской драмы. Уверен: если бы в Лигу чемпионов вышел "Тироль", на следующий день мы узнали бы не об одном инфаркте, виной которого стала бы телевизионная картинка из Инсбрука. Вместе с истово крестившимся Юрием Семиным (разве мог кого-то не потрясти этот крупный план концовки второго тайма?) за "Локо" молилась вся страна.
Наверное, в идеале футбол должен быть не более чем игрой - красивой, чистой и радостной. Но в субботу торжество "Локомотива" над "Тиролем" - а точнее, добра над злом - не по нашей вине превратилось для России в дело национальной чести. Так же, как в далеком 55-м, когда спустя десять лет после войны в Москву приехали чемпионы мира - немцы. И, хоть это казалось невероятным, были биты.
Можно ли поверить, что совсем недавно "Локомотив" считался самой малопопулярной командой в столице? География пожеланий - нет, даже мольб - пройти "Тироль", опубликованных в одну только субботу на официальном сайте "Локо" в Интернете, изумляет. Питер и Сочи, Уфа и Владивосток, Воронеж и Красноярск, Хабаровск и Владикавказ, Муром и Тамбов, Иркутск и Астрахань, Новосибирск и Томск, Саратов и Камчатка, Екатеринбург и Алтай... А еще - Одесса и Донецк. Киев и Вильнюс. Рига и Таллин. Алма-Ата и Ереван. Пекин и Лос-Анджелес. Штутгарт и Токио. Миннеаполис и Торонто.
Может быть, этот невероятный перечень и вдохновил завсегдатая гостевой книги "Локо" Руслана Нигматуллина на чудо-игру, которая ставит его в один ряд со Львом Яшиным и Ринатом Дасаевым?
Не случайно, наверное, первым советским фильмом о футболе, завоевавшим всеобщую популярность, был "Вратарь", а песню, где голкипера сравнивали с часовым, стоящим у пограничной полосы, пели десятилетиями. И не случайно вымышленный герой-форвард, сравнявшийся с кассилевским вратарем Антоном Кандидовым, нашими литературой и кинематографом так и не был создан - хотя снайперская футбольная специальность вроде бы располагает к славе гораздо больше вратарской.
Наверное, стране лучшего вратаря XX века суждено рождать великих голкиперов, а не форвардов. И игра, которая стала для страны матчем чести, не могла оказаться для нас успешной без вратарского героизма. Потому что, вновь перефразируя Евтушенко, вратарь в России - больше, чем вратарь. Именно в России: не воздалось ли, кстати, Нигматуллину за то, что он не стал торопиться с отъездом в зарубежный клуб?
Вчера на том же самом сайте "Локомотива" болельщик написал потрясающие слова: "Руслан, пожалуйста, не уезжай. Или мы уедем тоже!"
Только ради таких слов стоит играть в футбол.
Конечно, многие болельщики (да и игроки тоже) жаждали разгрома "Тироля" - подобного тому, что в 97-м "Спартак" учинил другому "нарушителю конвенции" - "Сьону". Но чудес не бывает. "Локомотив" был поставлен в такие невыносимые условия, что любой положительный исход серии - даже при неубедительной игре - можно считать для него успехом.
Представьте чувства людей, испытавших пьянящую радость тяжелейшей победы - и вдруг узнающих, что победы этой вовсе не было, и на чужом поле предстоит все доказывать заново.
Вспомните о роковом пенальти Полла, исключившем досрочное возвращение в клуб четырех локомотивцев и заставившем юного Измайлова выкладываться без остатка на Фарерах.
Подумайте о дисквалификации Пименова и травме Обиоры, обесценившей в Инсбруке все его достоинства и фактически оставившей команду без основных форвардов.
Казалось, роковой круг неумолимо замыкается. Оставалась только чистая, наивная вера в высшую справедливость.
Она оказалась не напрасной. Спасибо тебе, вратарь. Спасибо тебе, "Локомотив". И полных тебе трибун во вторник в Петровском парке с "Андерлехтом". Они должны отблагодарить за инсбрукское мужество - и вдохновить на новое чудо.
Руслан НИГМАТУЛЛИН
МЫ ВОССТАНОВИЛИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Георгий КУДИНОВ |
из Инсбрука |
- "Локомотив" решил свою задачу, а вы лично провели блестящий матч. О чем подумали после него?
- О том, что вернули себе честно завоеванное. О том, что восстановили справедливость.
- Вы осознаете, насколько это важно не только для вас, вашей команды, но и для всего нашего футбола и его болельщиков?
- Осознаю глубже, чем вы можете себе представить. Сразу после матча на меня и других игроков обрушился шквал звонков с поздравлениями. Считаю, мы сделали большое дело для всей страны, а что может быть важнее этого? Мы нашли выход из лабиринта, в который нас пытались загнать.
- Чего сейчас больше - дикой усталости или положительных эмоций?
- Есть и то и другое. Физическая опустошенность на фоне большой радости. Радости за тренеров, партнеров, клуб, всех наших болельщиков. Когда говорю "наших", то имею в виду всех тех, кто поддерживал нас в Инсбруке и дома.
- Вы считаете себя главным героем встречи?
- Мы - одна команда, и выиграла именно команда, а не один Нигматуллин. Вратарь играет в воротах не для личного самоутверждения, а ради общей победы.
- Вы считали, сколько раз спасли свою команду?
- Считать голевые моменты - дело репортеров. Дело игроков - добиваться нужного результата.
- Один гол вы все-таки пропустили.
- Это был удар из разряда неберущихся. Не верите? Спросите у другого вратаря.
- Уже спросил: Станислав Черчесов такого же мнения. В первом тайме был еще один голевой момент, но вашим союзником стала перекладина.
- Штрафной был исполнен здорово, в стиле Михайловича. Я при этом немного недоработал, поэтому мяч от рук попал в перекладину.
- Перекладины в этот вечер были явно на нашей стороне!
- Да уж... Возьми мяч на несколько сантиметров ниже на исходе матча - и не видать бы нам Лиги чемпионов. Это был сильный обводящий удар довольно с близкого расстояния. Я лишь издал крик отчаяния. На тренировках мы шутим, что тот или иной удар можно отбить только криком или глазами. Я не волшебник, я только учусь, но, выходит, крик меня и выручил (смеется).
- Самый памятный эпизод у ваших ворот?
- По горячим следам назову момент, в котором дважды отбил мяч в течение нескольких секунд. Хотя нет, постойте, был еще один эпизод. Он случился в начале второго тайма. После срезки, кажется, Сенникова руками уже не доставал, пришлось отбить мяч головой.
- После пропущенного гола не появилась боязнь, что все плохо кончится?
- Пробежал холодок по телу. Понял, что ответственность возросла вдвойне.
- Какую оценку поставили бы себе по 10-балльной системе?
- Мой средний балл от "СЭ" в этом сезоне 6,0. Если от него отталкиваться, то 6,5 я в Инсбруке заслужил.
- Невысокие оценки вас задевают?
- Раззадоривают. Всегда стремлюсь быть первым в своем амплуа. По вашим оценкам этого сезона я не вхожу, по-моему, даже в пятерку лучших. Возможно, от меня ждут большего. Что ж, буду стараться.
- Можно ли считать этот матч лучшим в вашей клубной карьере?
- Лучшим - не знаю. А вот самым принципиальным я бы его назвал.
- После такой игры не появилось ощущения, что теперь вы - вратарь высшего мирового класса?
- Ну это вы загнули! Я все-таки на земле стою, а не в облаках летаю. Сыграл я, конечно, неплохо, но всему надо знать меру. Групповой турнир Лиги, где нам играть с грандами, покажет степень моей квалификации. Как и предстоящий чемпионат мира, на который надеюсь поехать со сборной России.
- Уже во вторник вам играть против "Андерлехта", а игроки едва стоят на ногах от усталости!
- За это следует поблагодарить чиновников от футбола, но отступать мы не собираемся. Понимаю, что у нас мало шансов выйти из подгруппы с "Реалом" и "Ромой", но мы будем бороться за очки и престиж. По натуре я максималист, и ударить лицом в грязь вовсе не хочется. Надеюсь, болельщики придут поддержать нас в игре с "Андерлехтом", где нам нужна победа. Думаю, если нам удастся заставить уважать "Локомотив" в Европе, это пойдет на пользу всему нашему футболу.
- На этой игре в очередной раз были селекционеры, приехавшие понаблюдать лично за вами. А в конце года у вас заканчивается контракт с "Локо"...
- Признаться, разговоры об агентах и селекционерах мне изрядно надоели. Да, у меня было желание уехать за границу, но чтобы играть там, а не сидеть в запасе. Совершенно не жалею, что этот год провожу в "Локомотиве", который вышел в Лигу и сыграет с такими монстрами, как "Реал" и "Рома". Если в клуб поступит предложение, устраивающее и его, и меня, тогда можно будет говорить о чем-то конкретном. А пока надо готовиться к "Андерлехту".
Другие материалы - стр. 2-3 |