Газета Спорт-Экспресс № 207 (2700) от 10 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

10 сентября 2001

10 сентября 2001 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ С БРАЙТОН-БИЧ

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Нью-Йорка

Каждый из 14 российских теннисистов, а также их коллеги из бывшего Союза почти на всех матчах получали неожиданную поддержку. Несколько человек постоянно шумно реагировали на каждое удачное действие. Причем звучало это приблизительно так: "Come on, Елена! Давай!" или "Go, Марат! Вперед!" Конечно, это могли кричать и местные почитатели таланта Дементьевой, Сафина или, скажем, Кафельникова, которых сейчас здесь вместе с фанами Курниковой пруд пруди. Но чтобы американцы развернули российский триколор, это как-то в голове не укладывалось.

- Кто вы? - спросил я.

- Мы - с Брайтона, - с милой улыбкой ответил мужчина лет 40. - Приходим сюда в свободное время, а кое-кто даже отпуск взял, чтобы поддержать своих.

Слышали, как было сказано? Не бывших соотечественников, а своих. Не случайно на пресс-конференции после выхода обоих российских лидеров в полуфинал считающие, что они знают все и обо всем, американские репортеры с легкой язвинкой спросили у Кафельникова: "Как на возможный русский финал отреагирует Брайтон? Не начнут ли выкупать все билеты?" "Да, у нас есть опора и в вашей стране, - ответил Евгений. - И мы очень благодарны этим людям за поддержку".

Один из моих старых приятелей, бывший неплохой легкоатлет Марк Браун держит на Брайтоне кафе "Арбат". Здесь бывали все звезды спорта и эстрады. От Вячеслава Фетисова до Филиппа Киркорова, от братьев Кличко до Иосифа Кобзона. Стены зала завешаны фотографиями, на которых рядом с хозяевами и посетителями сняты улыбающиеся гости. Так вот, узнав, что я аккредитован от "СЭ" на US Open, хозяин нью-йоркского "Арбата" первым делом спросил: "А не сможешь ли ты ангажировать, хотя бы на один вечер, пускай на час кого-нибудь из звезд российского тенниса? Уж я за угощением не постою".

Мне сразу стало понятно, что сделать это будет непросто. Хотя бы потому, что, распрощавшись с US Open, теннисисты сразу же отправятся на другие турниры. Но, как говорят в Одессе, почему бы не спросить? Ответ был приблизительно такой: пусть лучше приходят в гости к нам, на стадион.

Нет, на Брайтоне в связи с большим успехом российского тенниса, даже в случае выхода в финал обоих россиян, магазины не закроются. Они не у всех закрываются даже по субботам. На Брайтоне идет своя жизнь. И в ней, поверьте, совсем не так много места отводится US Open. Здесь, в своеобразно сохраненном уголке советской империи, одни думают о хлебе насущном, другие - как исполнить мечту каждого оказавшегося в Америке на постоянном месте жительства стать если не Гейтсом, то уж Рокфеллером или Фордом. Американская Одесса всего лишь краешком глаза заглядывает за проходную теннисного стадиона, делегировав группу поддержки и вычитывая в местных русскоязычных изданиях в основном информацию о многомиллионных гонорарах Анны Курниковой, Марата Сафина и их американских коллег сестер Уильямс, Пита Сампраса, Андре Агасси и других. На Брайтоне знают все, и обо всем имеют свое мнение. "Нашей Анне надоело махать ракеткой (имелась в виду не приехавшая на турнир Курникова). Так она, молодец, решила выйти на подиум. Там, говорят, тоже неплохие деньги платят".

- Почему же, поцокав языком от количества нулей перед знаком доллара, эмигранты не спешат тут же купить своему ребенку ракетку?

- Не удивляйтесь. У нас на Брайтоне есть все, что имеют предприимчивые люди в Америке и в России, - сказал мне выходец, кажется, из Краснодара Михаил Воскобойник. - Они могут себе позволить купить самые дорогие ракетки. И они покупают. Действительно, почему не научить детей играть в теннис? И это в жизни может пригодиться. Пусть поиграют в свое удовольствие. А учиться пойдут-таки на адвоката или врача. Это пока вернее и надежнее.

Действительно, я не припомню, чтобы кто-то из детей выходцев из России заиграл на высшем уровне. Предсказывают, что далеко пойдет Саша Богомолов. Но какой он эмигрант? Просто приехал паренек вместе с родителями постажироваться во Флориду - и задержался. Сколько лет, к примеру, жил в Испании Марат Сафин. И ничего, приносит славу России. В Майами сейчас "прописаны" многие зарубежные звезды из первой теннисной сотни. Кстати, один из героев нынешнего турнира белорус Максим Мирный уже несколько лет снимает жилье и тренируется в Бруклине.

У теннисных, да и вообще у спортивных талантов свое отношение к миграции. Но из учеников бруклинских и манхэттенских теннисных секций с русскоязычным контингентом пока звезд не получается. Хотя работали и работают в них по контракту такие хорошие мастера, как Сергей Леонюк и Анатолий Тетерин, в свое время приложивший немало усилий для совершенствования игры Ларисы Савченко.

- Рано или поздно это должно произойти, - уверенно сказал мне мой хороший знакомый Сергей Л., попросивший не называть своей фамилии. Он приехал в Америку совсем недавно. - Моей дочке два года, но я уже с интересом просматриваю объявления о бесплатных школах тенниса. Знаю байку о том, что бесплатным сыр бывает только в мышеловке. Но пускай только определят, насколько талантлива моя девочка. Думаю, не я один загорелся желанием увлечь своего ребенка теннисом. Ведь кроме всего, это может помочь дать ребенку хорошее образование.

...Определить численность группы поддержки с Брайтона оказалось сложно. Да и надо ли? Это о посещении теннисного городка Брюсом Уиллисом, Микки Рурком или Хиллари Клинтон сообщается сразу. Как и о том, что госпожа Сенатор (то есть все та же Хиллари), оказывается, в молодости увлекалась теннисом и даже побеждала в миксте на турнире в Арканзасе. Для Америки появление среди сотен тысяч посетителей US Open нескольких десятков экс-россиян могло бы пройти совершенно незаметно. Если бы не главное - успешное выступление Марата Сафина, Евгения Кафельникова, Елены Лиховцевой, Елены Дементьевой, Михаила Южного и других.