Газета Спорт-Экспресс № 201 (2694) от 3 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
52-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четырнадцатый этап. ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ |
Суббота, 1 сентября. КВАЛИФИКАЦИЯ |
СКАНДАЛЬНЫЙ СЮРПРИЗ СПА
У знаменитой бельгийской трассы непростой характер - это знают все, и все-таки каждый раз Спа удается преподнести очередную неожиданность. В субботу она задала командам такую задачку, что пятничный дождик и массовые вылеты и аварии показались семечками. В итоге стартовая решетка "Гран-при Бельгии" оказалась расписана так, как не предполагал абсолютно никто! Судите сами: два "Уильямса" на первой линии, на второй - Михаэль Шумахер и... Хайнц-Харальд Френтцен на "Просте" плюс "Эрроуз" и "Минарди" в полных составах не попали в положенные 107 процентов. Но и это мелочи по сравнению с тем, какое преимущество над всеми заработали "Уильямсы": Монтойя на 0,887 секунды опередил своего напарника по команде и на 2,613 в четвертый раз коронованного Михаэля Шумахера!
Началось с того, что первая утренняя 45-минутная тренировка была отложена, а вторая и вовсе отменена. Арденнские горы встретили "Формулу-1" ненастной погодой. В пятницу лишь первые минуты тренировок прошли на сухом полотне. В субботу же с утра на трассу опустился такой туман, что не было речи о том, чтобы поднять в воздух вертолеты. Пострадали не только сотни гостей, рассчитывавших прибыть на автодром с повышенным комфортом. Главное - не мог летать вертолет скорой медицинской помощи, а это, в соответствии с правилами, совершенно недопустимо. Так что всему пелотону пришлось ждать, когда туман рассеется. Низкая температура воздуха и высокая влажность до крайности затормозили этот процесс - гонщики смогли покинуть боксы лишь в 11 часов по местному времени против 9 утра по расписанию.
Когда лучше всех с норовистой трассой справились Хуан Пабло Монтойя - 1.47,494 и Ральф Шумахер, которому в Бельгию привезли новое модифицированное шасси 1.47,768, мало кто увидел в этом прообраз квалификации, так как совсем рядом были оба "Макларена" и один из претендентов на второе место в зачете чемпионата мира Рубенс Баррикелло. А потом ливанул дождь, и хотя перед самым началом квалификации он затих, в первые 25 минут сессии ни одна машина не покинула боксы - все смотрели на мониторы и на небо. Тучи не обещали нового дождя, но гонщики ждали, когда подсохнет трасса. Пелотон сам себя загонял в жесточайший цейтнот, ведь менее чем за полчаса должны были пройти квалификацию 22 машины.
Описать события 30 квалификационных минут практически невозможно: такого графика в этом сезоне еще не наблюдалось. Ситуация менялась столь стремительно, что за 2 минуты лидирующая шестерка могла трансформироваться до неузнаваемости. И все-таки преимущество было на стороне Михаэля Шумахера и двух "Макларенов" под управлением Дэвида Култхарда и Мики Хаккинена. О том, как серьезно 4-кратный чемпион мира настроился на свой десятый "Гран-при Бельгии", можно было судить хотя бы по тому, что немец решил использовать сразу два шасси: боевая машина была настроена на дождь, "спарка" - на сухую погоду. "Макларен" тоже не дремал. В один из моментов Хаккинен, заехав в боксы, поменял резину по сути в режиме гоночного пит-стопа.
Незадолго до клетчатого флага первая шестерка выглядела так: Михаэль Шумахер, Хаккинен, Култхард, Баррикелло, Монтойя, Жан Алези и Джанкарло Физикелла. А затем наступила очередь тех самых пары-тройки минут, которые потрясли пелотон. Трасса стремительно подсыхала - и столь же стремительно улучшались результаты: промежуточный поул Шумахера был уже седьмым, когда его обладатель шел на свой последний "летучий" круг! К этому моменту Монтойя и Ральф уже захватили первую линию стартового поля, и отрыв их от остальных был потрясающе велик. В итоге Михаэль смог подняться лишь до третьей строки. А Монтойя завоевал вторую поул-позишн в дебютном для него сезоне в "Формуле-1".
- На квалификацию я потратил лишь два комплекта резины, - сказал он. - Первый выезд на трассу сделал на дождевой, а затем, переждав немного, перешел на "слик". Блестяще сработала команда. Уже первый круг посуху был хорош, но я чувствовал, что есть резервы. Поэтому, когда инженеры сказали мне, что пришло время, я выложился по максимуму - мне почему-то казалось, что разница в результатах будет ничтожно мала, и боролся за сотые. Но, несмотря на то, что мы так славно сработали в непростых погодных условиях, я предпочитаю "сухую" гонку.
- Мы совершенно не ожидали такого огромного преимущества, - добавил Шумахер-младший. - Конечно, все понимали, что непредсказуемая погода может сработать на нас, но разрыв оказался гораздо больше, чем можно было предположить.
Михаэля Шумахера совершенно не расстроил столь неожиданный триумф "Уильямсов": "А почему я должен расстраиваться? При нынешних обстоятельствах я даже не думал, что окажусь третьим. Да и вся борьба еще впереди".
Вот несколько комментариев по поводу этой не совсем обычной квалификации.
"Спа как обычно чудит", - отреагировал на происшедшее один из боссов "Уильямс-БМВ" Герхард Бергер.
"Сегодня просто надо было оказаться в нужном месте в нужный момент, однако на правильной резине", - заметил технический директор "Феррари" Росс Браун.
"Это была очень странная, но интересная квалификация, - подытожил спортивный директор Скудерии Жан Тодт. - Думаю, погода преподнесет нам сюрприз и в гонке".
Остается добавить, что масса хлопот выпала и на долю стюардов гонки. После клетчатого флага было подано сразу три протеста. Два от "Эрроуза" и "Минарди", пилоты которых не попадали на старт "Гран-при". И оба с учетом форсмажорных обстоятельств были удовлетворены. А вот третий, от шефа "Макларена" Рона Денниса, понимания так и не нашел. Чем же был недоволен Деннис? Дело в том, что за 3 минуты до конца квалификации посреди трассы остановился "Заубер" Ника Хайдфельда. Маршалы, естественно, вывесили желтые флаги, но убирать машину с полотна не стали: мол, зачем, если еще чуть-чуть - и все закончится. Кто в тот момент мог предположить, что эти 3 минуты окажутся решающими?! В итоге получилось, что 17 (!) машин показали свои лучшие квалификационные результаты под желтыми флагами, а это категорически запрещено правилами FIA. Если подобное делает один гонщик, то его моментально отправляют на "место" в соответствии с прежним результатом. Однако стюарды постеснялись поступить так с 17 нарушителями. "Я не понимаю, почему в данном случае правила были истолкованы столь, мягко говоря, специфическим, не применявшимся доселе ни разу образом?" - недоумевал патрон "серебряных стрел". И с точки зрения буквы закона он абсолютно прав.
Лина ХОЛИНА
КВАЛИФИКАЦИЯ |
1-я линия | |
Монтойя | 1.52,072 |
Р.Шумахер | 1.52,959 |
2-я линия | |
М.Шумахер | 1.54,685 |
Френтцен | 1.55,233 |
3-я линия | |
Баррикелло | 1.56,116 |
Вильнев | 1.57,038 |
4-я линия | |
Хаккинен | 1.57,043 |
Физикелла | 1.57,558 |
5-я линия | |
Култхард | 1.58,088 |
Де Ла Роса | 1.58,519 |
6-я линия | |
Панис | 1.58,838 |
Райкконен | 1.59,050 |
7-я линия | |
Алези | 1.59,128 |
Хайдфельд | 1.59,302 |
8-я линия | |
Баттон | 1.59,587 |
Трулли | 1.59,647 |
9-я линия | |
Ирвин | 1.59,689 |
Бурти | 1.59,900 |
10-я линия | |
Ферстаппен | 2.02,039 |
Алонсо | 2.02,594 |
11-я линия | |
Бернольди | 2.03,048 |
Маркеш | 2.04,204 |
Средняя скорость обладателя поул-позишн: 223,827 км/ч.
Температура воздуха +14 °С, температура асфальта +13 °С. Облачно. Высокая влажность.
Йос Ферстаппен, Фернандо Алонсо, Энрике Бернольди и Тарсо Маркеш по итогам квалификации не попали в 107%, однако решением стюардов "Гран-при" были допущены на старт.