Газета Спорт-Экспресс № 190 (2683) от 21 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Михаэль ШУМАХЕР: "А ТЕПЕРЬ СПОЕМ!"
На венгерском Хунгароринге 32-летний немец Михаэль Шумахер из команды "Феррари" сделал окончательный шаг в историю "Формулы-1". И не только потому, что по двум главным показателям - количеству побед в "Гран-при" и чемпионских титулов - он сравнялся с французом Аленом Простом. А и потому, что в истории "Феррари" почти полвека спустя после Альберто Аскари появился еще один гонщик, сумевший выиграть титул дважды подряд.
Лина ХОЛИНА |
из Будапешта |
В течение всего венгерского уик-энда не оставляло ощущение: Михаэль Шумахер и "Феррари" готовятся к двойному триумфу. Даже технический директор Скудерии Росс Браун, к грозному виду которого все привыкли, не смог сдержать улыбку, когда Шумахер выехал на трассу, чтобы занять место на стартовой решетке. Что уж говорить о финише! Было все - объятия, поцелуи и даже слезы.
1.14,059 и 1:41.49,675 - вот цифры исторической гонки на Хунгароринге. Именно столько часов, минут и секунд понадобились премьеру "Феррари" для того, чтобы одержать более чем убедительную победу в квалификации и в гонке.
Четыре чемпионских титула, 51 победа за карьеру, 41 выигранная квалификация и 43 быстрых круга - такова теперь статистика немецкого пилота, к имени которого после нынешнего уик-энда будут прибавлять эпитет "великий". До "величайшего" остался шаг - для этого надо выиграть еще один, пятый чемпионский титул. Если Шумахер повторит рекорд аргентинца Хуана Мануэля Фанхио, он опровергнет казавшийся незыблемым стереотип: всегда думалось, что на такие подвиги способны гиганты прошлого, но уж никак не наши современники.
Так что триумф лидера "Феррари" - не точка, а лишь многоточие. Начало еще одной главы в статистическом гроссбухе "Больших призов". И Шумахер наверняка постарается написать ее продолжение.
Но вернемся в Будапешт. Отгремели гимны, пролилось победное шампанское, прямо на пьедестале Шумахер и Баррикелло пропели знаменитую We Are the Champions. Пришло время отвечать на вопросы.
- Михаэль, лишь первые 10 кругов нынешней гонки могли вызвать сомнение в вашей победе. Остальные шли под диктовку "Феррари". Вы уходили вперед без малейших проблем, ведь ваш тыл был надежно прикрыт напарником по команде...
- Думаю, все мы немного рисковали с резиной в последней части гонки. Мне же, возможно, просто повезло, что первый комплект оказался получше, чем у остальных. Вспомните, ведь на последней трети "Гран-при" Рубенс начал ко мне приближаться. Так что этот уик-энд на самом деле был довольно напряженным. Во всяком случае, Рубенс меня довольно сильно подгонял.
- Трудно было сохранять концентрацию?
- Довольно трудно. У меня было определенное преимущество, но после первых пит-стопов Култхард опередил Баррикелло, сделал несколько быстрых кругов и значительно сократил отставание. Конечно, я знал, что это мог быть лишь временный эффект от новой резины, но никогда нельзя предвидеть, насколько ее хватит. Довольно интересно было наблюдать, как в итоге разрешится эта ситуация. К счастью, после нескольких кругов скорость Култхарда стабилизировалась, наши силы уравнялись, и я снова начал потихоньку отрываться от "Макларена". Что же касается последних минут гонки, то, будучи впереди, постоянно думаешь о том, как глупо будет выглядеть возможная ошибка (а от этого не застрахован никто). Но еще больше я сосредоточился на том, чтобы не попасть на масляные пятна, которые оставляла одна из машин - кое-где на полотне было разлито довольно много масла. Поэтому я старался постоянно менять траекторию, и меня это сильно нервировало. Правда, теперь все забыто. Мы выиграли, и вспоминать о том, что происходило в гонке, даже забавно.
- Какими были для вас последние круги, когда Баррикелло сильно приблизился к вам и автоматически привел за собой Култхарда?
- Достаточно напряженными. Однако, с другой стороны, все мы знаем, что в Венгрии очень сложно обгонять, если только соперник не сделает серьезной ошибки. И все-таки я был очень рад, что после второго пит-стопа Рубенс вновь занял вторую позицию: во-первых, наш дубль означал победу в Кубке конструкторов, во-вторых, такая расстановка давала мне гораздо больше уверенности в счастливом исходе гонки. Я ведь уже сказал, что приехал в Венгрию отнюдь не в оптимистичном настроении.
- Семь побед в сезоне, 51 за карьеру, четвертый чемпионский титул. Как вы себя чувствуете после всего этого?
- Во время круга почета, этого самого длинного и медленного круга, я постоянно разговаривал с командой, пытаясь найти слова, соответствующие моменту. Гонщик я, возможно, не самый плохой, но вот подобрать нужные слова ну никак не получалось! Так что простите меня. На самом деле сейчас я не способен сказать ничего большего, чем что-то вроде: "Это был прекрасный уик-энд". Мы сделали все, что могли. Сюда, в Будапешт, мы прибыли отнюдь не в лучшем расположении духа. И тому были причины. Я сказал Жану Тодту: "Не уверен, что именно здесь мы выиграем". Но, сам не знаю почему, весь уик-энд пребывал в довольно расслабленном состоянии. Но как только проехал первые три круга, подумал: "Ого, наверное, это произойдет именно сегодня!" И от этого занервничал, а в такие моменты очень легко ошибиться.
Но в итоге мы выиграли, я сравнялся по победам и титулам с Аленом Простом и получил четвертый чемпионский титул. По-моему, многовато для одного "Гран-при". Мне требуется время, чтобы все это переварить.
Вы не поверите, насколько мы - вся наша команда -привязаны друг к другу. Так было и в хорошие, и, что важнее, в плохие времена. Поэтому мы и смогли сотворить то, что сотворили сегодня. Из всего, что я видел в "Формуле-1" за все годы, эта команда - самая фантастическая. Это наша общая победа.
- Нынешний сезон вышел для вас не слишком напряженным. Такие победы приносят меньше удовлетворения?
- Вовсе нет. Меня сильно нервировал Култхард: он ведь выигрывал гонки и вообще был чрезвычайно стабилен, и если бы не неудачи "Макларена", мы, возможно, боролись бы за чемпионский титул до финиша сезона. Жесткая борьба была в каждой гонке, за исключением, возможно, двух первых.
- Можно четвертый титул сравнить с предыдущими тремя?
- Не думаю, что это нужно делать. Каждая из этих побед по-своему прекрасна, как и каждая победа в гонке. Надо наслаждаться ими, а не заниматься сравнениями.
- Вспомните свои первые гонки - думали ли вы, что достигнете таких высот?
- Нет, конечно. В Спа-91 - это была моя первая гонка - я считал, что способен максимум ехать где-то посередине пелотона. Это и было моей целью.
- Теперь по количеству побед вы сравнялись с Аленом Простом. Вы по-прежнему относитесь к нему с пиететом?
- Смешно, но только вчера, в субботу, мы случайно столкнулись с ним, и он сказал: "Пожалуйста, выиграй эту гонку. Мне так надоело постоянно отвечать на вопросы о том, когда это наконец случится..." Я ответил, что мне это тоже поднадоело. Разумеется, когда я только пришел в "Формулу-1", все великие пилоты были для меня особыми людьми. Настолько, что я и не пытался сравнивать себя с ними. Но уже во время второй в карьере гонки, в Монце, где я весьма прилично выглядел на фоне остальных, пришла мысль: "Да я лучше, чем предполагал". И еще одна: может быть, я скоро догоню всех этих суперзвезд. Конечно, я уважаю Алена и определенно счастлив, что смог добиться того же, что и он.
- Что же делать теперь, когда до конца сезона осталось четыре "Гран-при"?
- Продолжать выигрывать гонки. Я еще на финише прошлого сезона сказал, что моя цель - выиграть как можно больше "Гран-при". Каждая из предстоящих гонок - новый вызов. Если я наделаю ошибок, никто не будет вспоминать, какую прекрасную гонку я провел в Венгрии. Все скажут: "Что за глупую ошибку ты сделал!"
- Сможете замахнуться на рекорд Хуана Мануэля Фанхио?
- Я не ставлю перед собой такой цели и не думаю, что его высот вообще можно достичь: то, что сделал этот человек для "Формулы-1", неповторимо. С ним вообще никого нельзя сравнивать. Вспомните, тогда не было никакой техники безопасности, а на каких машинах тогда гонялись?! Любые сравнения будут несправедливы.
- Но почему при всех ваших достижениях есть люди, которые не ставят вас в один ряд с великими пилотами?
- Каждый имеет право на собственное мнение. Это нормально.
- Сегодня вы наверняка закатите вечеринку?
- Заранее ничего не готовилось, но я уверен, что мы что-нибудь придумаем. Посмотрим, что именно, но то, что будет много шампанского, - это точно.
- И вы с Рубенсом опять споете?
- Да, сегодня вечером петь мы будем. И много.
Михаэль ШУМАХЕР: МЕСТО В ПАНТЕОНЕ |
За 52 года официального существования "Формула-1" подарила миру 27 чемпионов. Но среди них есть когорта избранных - гонщиков, которых во все времена принято было считать великими. Вот как выглядит в этой компании Михаэль Шумахер.
ШУМАХЕР | ФАНХИО | ПРОСТ | СЕННА | ПИКЕ | ЛАУДА | СТЮАРТ | КЛАРК | БРЭБХЭМ | |
Дата рождения | 3.01.69 | 24.06.11 | 24.02.55 | 21.03.60 | 17.08.52 | 22.02.49 | 11.06.39 | 4.03.36 | 2.04.26 |
Сезоны в "Ф-1" | 10 | 7 | 13 | 10 | 13 | 12 | 9 | 9 | 14 |
Количество "Гран-при" | 158 | 51 | 199 | 161 | 204 | 171 | 99 | 72 | 126 |
Победы | 51 | 24 | 51 | 41 | 23 | 25 | 27 | 25 | 14 |
Поулы | 41 | 28 | 33 | 65 | 24 | 24 | 17 | 33 | 14 |
Быстрей | 43 | 23 | 41 | 19 | 23 | 25 | 15 | 28 | 10 |
Очки | 772 | 277,5 | 798,5 | 614 | 485,5 | 420,5 | 360 | 274 | 261 |
Титулы | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Дебют в Ф-1 | 1-я победа | 1-й титул | 2-й титул | 3-й титул | 4-й титул | 5-й титул | |
Михаэль ШУМАХЕР | 1991/22* | 1992/23 | 1994/25 | 1995/26 | 2000/31 | 2001/32 | |
Хуан Мануэль ФАНХИО | 1950/38 | 1950/39 | 1951/40 | 1954/43 | 1955/44 | 1956/45 | 1957/46 |
Ален ПРОСТ | 1980/24 | 1981/26 | 1985/30 | 1986/31 | 1989/34 | 1993/38 | |
Айртон СЕННА | 1984/24 | 1985/25 | 1988/28 | 1990/30 | 1991/31 | ||
Нельсон ПИКЕ | 1978/25 | 1980/28 | 1981/29 | 1983/31 | 1987/35 | ||
Ники ЛАУДА | 1971/22 | 1974/25 | 1975/26 | 1977/28 | 1984/35 | ||
Джекки СТЮАРТ | 1965/25 | 1965/26 | 1969/30 | 1971/32 | 1973/34 | ||
Джим КЛАРК | 1960/24 | 1962/26 | 1963/27 | 1965/29 | |||
Джек БРЭБХЭМ | 1955/29 | 1959/33 | 1959/33 | 1960/34 | 1966/40 |
* - год/возраст