Газета Спорт-Экспресс № 188 (2681) от 18 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

18 августа 2001

18 августа 2001 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Борис МИХАЙЛОВ

НЕ ХОЧУ РАСКОЛА

Всего за полгода до Олимпиады-2002 в российском хоккейном королевстве разгорелись нешуточные страсти. Несмотря на то, что прошлым летом главным тренером сборной назначили Бориса Михайлова, с которым Федерация хоккея России заключила контракт на два года, неожиданно встал вопрос: кто должен возглавить национальную команду в Солт-Лейк-Сити.

До поры до времени Михайлов хранил молчание, но, видя, что время уходит, а ясности как не было, так и нет, решился на откровенный разговор. В четверг он приехал в редакцию "СЭ": встреча с сотрудниками отдела хоккея продолжалась более двух часов.

Михайлов сразу же подчеркнул: он никоим образом не собирается вносить раскол в российский хоккей, а просто хочет изложить свою позицию, выразить свое отношение к создавшейся ситуации.

КАК ВЫИГРАТЬ ЗОЛОТО ОЛИМПИАДЫ?

- Каково ваше мнение по поводу нынешней ситуации вокруг олимпийской сборной России?

- Мое отношение ко всему этому, естественно, отрицательное. Действия окружения Фетисова, который активно стремится занять пост наставника олимпийской сборной, несмотря на то, что у главного тренера команды страны есть действующий контракт с ФХР, непорядочны. Сам Слава, выступая недавно по телевидению, весьма корректно сказал, что ему неловко передо мной. И тут же добавил: мол, он готов возглавить олимпийскую сборную и знает, как выиграть золото Олимпиады.

Честно говоря, не могу представить себе, чтобы что-то подобное происходило в НХЛовском клубе Фетисова "Нью-Джерси Дэвилз". Мол, Лэрри Робинсон - хороший тренер, но только я, Фетисов, знаю, как выиграть Кубок Стэнли.

ПРЕТЕНЗИЙ К СТЕБЛИНУ НЕТ

- Ваш контракт с ФХР предусматривает работу на Олимпиаде?

- Да. Знает ли об этом президент Олимпийского комитета России, мне неизвестно. В прессе промелькнула информация о том, что он встречался со мной по этому поводу, но на самом деле ничего подобного не было. (По нашим данным, встреча Михайлова с Леонидом Тягачевым состоялась только вчера. - "СЭ"). И позиция ОКР, соответственно, для меня остается неясной. Позиция ФХР, наоборот, известна: потому мы и заключили этот контракт.

Причем сразу договорились с президентом Федерации Александром Стеблиным о том, что я буду продолжать откровенно высказывать свое мнение по поводу недостатков в работе ФХР, как делал это и раньше. Критиковать, но не наговаривать. Так, например, когда перед первым международным выездом сборной Александр Яковлевич по каким-то причинам не приехал на базу, чтобы поговорить с ребятами, затем мы встретились и решили, что этого впредь быть не должно. Сборная - лицо страны и нуждается во внимании и поддержке. Президент меня понял. И теперь, видя, как многие недоумевают, почему это Михайлов вдруг перестал критиковать Стеблина, скажу, что у меня к нему нет никаких претензий.

Дабы исключить всякие домыслы, поясню: идея приглашения Фетисова на должность генерального менеджера олимпийской сборной принадлежит мне и Стеблину. Понятно, что лично я предложить Фетисову эту работу не мог, это сделал президент ФХР. Вопрос этот, повторяю, нами обсуждался, так же, кстати, как и приглашение в команду Владимира Владимировича Юрзинова. Но Слава выступил и сказал, что станет генеральным менеджером сборной лишь в том случае, если получит все полномочия по комплектованию ее состава и штаба. Федерация с такой позицией не согласна, я - тоже.

ЮРЗИНОВ И ГЛИНКА СРАЗУ СКАЗАЛИ: "ДА"

Один пример: когда в Чехии на должность генерального менеджера олимпийской сборной решили пригласить Ивана Глинку, работающего сейчас в "Питтсбурге", он сразу согласился и лишь потом спросил: "Каковы будут мои обязанности?" А тренерский штаб сборной остался без изменений, причем в него, замечу, входят специалисты, работающие в Чехии.

Или Юрзинов. Незадолго до последнего чемпионата мира я ему звонил, спросил, помнит ли он, как мы вместе работали в 1993 году. Владимир Владимирович тут же спросил: что надо будет делать? Я ему факс отправил, он перезвонил и сказал, что готов к работе. Чувствуете разницу? А ведь тренерский опыт Юрзинова и Глинки, да и мой тоже, будет побогаче, чем у Фетисова. Хотел бы, кстати, напомнить, что Вячеслав уже как-то комплектовал сборную: набирал тренеров, врачей, массажистов - на Кубке мира в 1996 году. Как мы там сыграли - все знают. Как знают и то, кто после этого соревнования остался виноват в провале - все та же Федерация и главный тренер Михайлов.

Вообще, мне кажется, ошибка Стеблина во всей этой истории заключается в следующем: когда Фетисов заявил, что командовать парадом должен он, следовало прекратить переговоры. НХЛовские порядки, согласно которым генеральный менеджер команды является главным человеком при принятии кадровых решений, для сборной России не подходят.

DURA LEX SED LEX

- Прокомментируйте, пожалуйста, недавние заявления Павла Буре и Алексея Жамнова, которые также выступили в поддержку Фетисова.

- У меня нет к ним претензий - хоккеисты имеют право на собственное мнение. Тем не менее скажу - я очень уважаю Павла как игрока, но истина дороже. И когда он говорит, что готов играть у Михайлова, однако лучше, если главным будет все-таки Фетисов, хочется узнать: почему же в ответ на вопрос, хочет ли он во "Флориде" выходить на лед в одной тройке с братом, Павел отвечает, что, мол, решать должен только тренер? Опять получается, что здесь и там человек ведет себя по-разному. Но ведь важно понять: ты едешь на Олимпиаду, чтобы играть не за Михайлова или Фетисова, а в первую очередь - за свою страну. И должен биться, независимо от того, кто при этом руководит командой.

В конечном итоге не кажется ли вам, что это дикость, когда игроки сами выбирают себе тренера? Я никогда не соглашусь с тем, что, раз хоккеисты получают большие деньги, выступая в НХЛ, здесь им дозволено все. Все должны находиться в равных условиях, подчиняться принятым в национальной команде порядкам. Dura lex sed lex - закон суров, но это закон.

Не считаю, кстати, что в этом есть какое-то проявление жестокости по отношению к ребятам. Это лишь элементарное выполнение своих профессиональных обязанностей. Игроки знают: если у кого-то из них возникнут проблемы, необходимо будет уехать, пропустить тренировку, мы всегда пойдем навстречу. Но такого, что человек появляется в сборной, когда сам того захочет, быть не должно. Именно поэтому на последний чемпионат мира не поехали несколько игроков. Как вам, к примеру, такой случай? Звоню хоккеисту, клуб которого не попал в розыгрыш Кубка Стэнли, приглашаю на сбор. Он говорит: "Борис Петрович, приехать готов, но хотел бы за фарм-клуб в плей-офф поиграть". Все, замечаю, - вопросов нет, пожалуйста, продолжай выступать за фарм-клуб.

В этом плане образцом профессионального отношения к делу для меня остаются Слава Быков и Андрей Хомутов. Великие мастера на площадке, они никогда не позволяли себе звездного поведения на тренировках и в жизни, всегда оставались исключительно порядочными людьми. И тем самым объединяли вокруг себя остальных.

ПЕРВЫЙ СОРТ, ВТОРОЙ СОРТ

- Может быть, игроков, делавших резкие заявления, кто-то специально на это настраивал?

- Кто бы их ни настраивал, у ребят есть головы на плечах. И прежде чем что-то говорить, надо думать, чиста ли у тебя совесть, к чему это может привести. В общем, отвечать за свои слова.

- Как вы относитесь к тому, что на Олимпиаде за Россию якобы должны играть только НХЛовцы, так как именно в этой лиге собраны все сильнейшие хоккеисты мира?

- После мирового первенства в Санкт-Петербурге многие игроки из российских клубов потеряли веру в то, что могут попасть на Олимпийские игры. Я потратил полгода, чтобы убедить их в обратном. Но сейчас, после выступлений Фетисова и Буре, которые непонятно по какому праву заявляют, что только НХЛовцы достойны играть на Олимпиаде, становится очевидно: выступающие в России хоккеисты могут оказаться не у дел.

На каком основании людей, которые изо всех сил старались поднять престиж отечественного хоккея в Германии, лишают возможности побиться за честь страны на Олимпиаде, как будто они - игроки второго сорта? Заявлять, что хоккеист достоин ехать на Олимпиаду только потому, что он играет в НХЛ, - абсурд! Вспомните выступления сборной России в Вене, Санкт-Петербурге и на Кубке мира. После питерского 11-го места был снят с должности главного тренера Александр Якушев. Он уже больше года без работы, а игроки разъехались по своим клубам. А ведь могли бы поддержать тренера, пострадавшего из-за их безобразной игры, хотя бы морально.

- Как все это отразится на отечественном хоккее?

- Думаю, вся эта шумиха крайне негативно повлияет на авторитет нашего хоккея в мире. Разве может быть иначе, если такие люди, как Фетисов и Буре, во всеуслышание заявляют, что здесь, в России, нет игроков, по уровню соответствующих Олимпиаде? А НХЛовские скауты и агенты "оккупировали" всю Россию от Оки до Амура.

ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ, УЖЕ РЕШИЛ

- История с привлечением Фетисова к руководству олимпийской сборной длится уже давно. Почему все это время вы упорно воздерживались от комментариев?

- Мое длительное молчание многие ошибочно приняли за слабость. На самом деле я до последнего верил в то, что разум все-таки восторжествует и вопрос будет решаться цивилизованным путем. Теперь, когда видно, что этого не происходит, настало время внести ясность. Я всегда был независимым человеком и остаюсь им. И не пойду на поводу игрока, какую бы зарплату он ни получал. Кстати, во время Кубка мира я собирался отчислить из сборной шестерых игроков за несоответствие ее требованиям. Воспрепятствовал этому покойный президент ФХР Валентин Сыч.

- Каким образом формировалась "восьмерка неприкасаемых", состав которой был назван два месяца назад?

- Я сам звонил Диме Юшкевичу, Алексею Ковалеву, Алексею Яшину, Павлу Буре. Общались также с Колей Хабибулиным. Предполагалось, что будут в списке Сергей Федоров и Сергей Зубов. С Федоровым ситуация следующая: он сперва взял два дня на раздумье, а потом пообещал, что на Олимпиаде выступит обязательно, но попросил в восьмерку его не включать. Я доложил о проведенных переговорах Стеблину, и состав утвердили. Что касается Зубова, то он сказал, что в силу различных причин сыграть не сможет. А через несколько дней в прессе появилась информация, что Сергей принял решение отказаться от участия в Олимпиаде. Жаль, его опыт команде очень пригодился бы.

- Обсуждался ли с Фетисовым состав этой восьмерки?

- Да, я звонил Славе, зачитал ему предложенный нами список. Против этого состава он не возражал.

- Что собираетесь предпринять, если бразды правления окажутся у Фетисова?

- Я уже решил, что буду делать, но сейчас рано об этом говорить. В любом случае моя кандидатура на пост главного тренера сборной появилась по просьбе руководителей хоккейных клубов, региональных отделений ФХР. Причем я очень долго колебался. Неоднократно беседовал со Стеблиным, договорился с руководством моего бывшего клуба ЦСКА. И согласился лишь после того, как меня поддержали коллеги, 90 процентов тренеров команд суперлиги и Совет ФХР. И против их мнения не пойду. Я дорожу своей работой и должен оправдать доверие людей, которые меня выдвигали. Юрзинов не раз подчеркивал, что тренером национальной сборной должен быть наставник, работающий в России. Я тоже так считаю. Решение руководства Федерации, судя по всему, станет известно в понедельник. Тогда и я объявлю о своем решении.

- Какими были ваши отношения с Фетисовым, когда вы еще играли? Может, причина нынешних проблем кроется в тех временах?

- У нас были профессиональные отношения. Был, правда, один момент, когда я работал вторым тренером ЦСКА при Викторе Васильевиче Тихонове: игроки пятерки, в которой выступал Слава, хотели меня снять. Да, я был требователен к ним, но как второй тренер выполнял при этом волю главного. Объяснились - и я остался работать.

ВЫБИРАЮ ЗВЕНЬЕВОЙ ПРИНЦИП

- Олимпиада состоится в феврале. Но уже менее чем через три недели в Чехии пройдет розыгрыш Кубка "Ческе Пойиштовны" - первый этап Евротура. Как планируете формировать сборную?

- Исходя из своих принципов, от которых не отказываюсь. Собираюсь, как и в прошлом году, в основном приглашать в сборную наигранные звенья из клубов. Нахожусь в постоянном контакте и внимательно прислушиваюсь к мнению тренеров клубов российской суперлиги, из которых, как правило, и формируется национальная команда. Сейчас у нас на примете четыре вратаря, семь пар защитников, почти столько же троек нападения. Кандидатов могло быть и больше, но, к примеру, Ковальчук уезжает за океан, а других молодых и перспективных ребят сами тренеры просят пока не приглашать, дать им возможность еще как минимум полгода поиграть только за клуб.

Мы планируем взять в сборную пятерку из "Динамо", блок игроков из Казани, из Омска, общий блок "Северсталь" - "Магнитка". Из вратарей кандидаты в национальную команду - Соколов, Хлопотнов, Чистов и Подомацкий. Не забываем и о Шталенкове. А вот от услуг хоккеистов, которые, на мой взгляд, ничего не показали на последнем чемпионате мира, мы отказываемся. Вообще же новые игроки в сборной появятся, это я вам обещаю.

В Новогорске команда соберется 1 - 2 сентября, 4-го проведем контрольный матч со столичным "Динамо", а уже 6 сентября стартует розыгрыш Кубка "Ческе Пойиштовны". Так что, сами видите, времени на подготовку у нас немного.

- Когда начнется сбор национальной команды, некоторые клубы суперлиги будут выступать в предсезонных турнирах...

- Контакт с тренерами налажен, поэтому, уверен, проблем с вызовом хоккеистов не возникнет. Единственная сложность заключается в том, что соревнование в Чехии пройдет до старта внутреннего чемпионата. Впрочем, с такой же проблемой столкнутся и наши соперники. А вот готовиться ко второму этапу Евротура - "Шведским играм" - будет полегче, потому что к тому времени я уже увижу, кто из кандидатов в какой форме находится.

- Кто вам станет помогать в сборной?

- Здесь исхожу из следующего. Национальной команде необходима преемственность. Что бы ни случилось с главным тренером, у руководства всегда должен быть выбор из нескольких кандидатур, имеющих опыт работы в сборной. Когда у меня закончится контракт, должны быть люди, знающие главную команду, что называется, изнутри. В минувшем сезоне на разных этапах Евротура и на чемпионате мира со мной работали Цыгуров, Михалев, Белоусов, Крикунов. Сейчас, посовещавшись в ФХР, решили, что моими помощниками будут Белоусов и Крикунов.

ПЯТОЕ МЕСТО ДЛЯ ЦСКА

- Семь месяцев назад вы довольно неожиданно для многих ушли с поста главного тренера ЦСКА. В то время от комментариев отказывались. А сейчас можете объяснить, почему покинули армейский клуб?

- Перед началом сезона руководство "ЦСКА-Холдинг", не сказав мне об этом ни одного слова, самостоятельно поставило перед командой задачу по итогам первого этапа попасть во вторую шестерку, а по итогам чемпионата занять место не ниже пятого. Я доложил руководству, что задача явно завышена, и предложил пригласить для ее выполнения Игоря Кио. Когда ЦСКА не попал во вторую шестерку, мне позвонил генеральный директор и попросил собрать команду. А для начала сообщил, что есть распоряжение об увольнении тренера команды Игоря Тузика. Из-за якобы невысоких профессиональных качеств и психологической несовместимости с игроками.

Здесь необходимо сказать вот о чем. В моем контракте было записано, что тренеров и весь штат команды, кроме финансового директора, назначает главный тренер. Нарушив пункт контракта, руководство тем самым освободило меня от определенных обязательств. И хотя больше всех меня отговаривал от ухода из клуба именно Тузик, я тут же написал заявление об увольнении. Как выяснилось позже, с юридической точки зрения несколько поспешил, не указав, что причиной расторжения контракта являются грубые нарушения со стороны руководства "ЦСКА-Холдинг". Позвонил в приемную генерального директора "ЦСКА-Холдинг" Андрея Малышева, надеясь, что он меня примет. В шесть часов вечера, не дождавшись звонка, понял, что вопрос закрыт - и поехал в клуб собирать вещи.

ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦСКА СТРАДАЮТ БОЛЕЛЬЩИКИ

- Как вы относитесь к тому, что сейчас существуют два армейских клуба?

- Отрицательно. Когда я пришел в штатную команду Министерства обороны, сразу же предложил на должность президента клуба пригласить Виктора Тихонова. Причем этот вопрос был согласован с руководством ЦСКА. Но со стороны Тихонова последовало категорическое "нет". А спустя два года Виктор Васильевич вдруг решил стать президентом ЦСКА. Когда спросили мое мнение по этому поводу, я ответил, что подобное предложение ему уже было сделано, но он отказался.

Тем не менее убежден: ЦСКА должен быть один. Так, на приеме у помощника министра обороны я говорил Тихонову: "Да, мы разные клубы, мы не можем прийти к согласию по финансовым вопросам, у каждого есть своя инфраструктура. Но переступите через собственное "я", пустите нас в Ледовый дворец ЦСКА. Время же рассудит, кто прав, а кто виноват". В ответ - отказ. В любом, даже самом принципиальном, споре можно прийти к компромиссу - было бы желание. Неужели трудно разрешить команде Крутова играть в родном дворце на Ленинградском проспекте? Вот вам один из путей сближения. Но Крутова туда до сих пор не пускают - и не пускают умышленно!

Весь вопрос заключается в том, кто будет командовать. Два года я говорил начальнику "большого" ЦСКА Михаилу Мамиашвили, что страдают не Михайлов или Тихонов, не "ЦСКА-Холдинг" или ХК "Москва", а болельщики. И спрашивал: что-нибудь будет делаться для того, чтобы команда могла нормально тренироваться и играть? А нас кормили "завтраками".

- Что, на ваш взгляд, будет с обоими ЦСКА дальше?

- По-моему, останется такая же имитация встречного движения. Сначала нормальная финансовая ситуация была у "ЦСКА-Холдинг", теперь, похоже, наладились дела у Тихонова. И что же теперь - ему выходить в суперлигу, а Крутову из нее вылетать? Это даже не смешно. Вести переговоры можно месяцами, разбираться, у кого сколько процентов акций. Болельщики? Да никому они не нужны! Часть армейских поклонников считает "правильным" один ЦСКА и болеет за него, часть - другой. Так будет продолжаться до тех пор, пока не восторжествует здравый смысл, пока люди, наделенные властью, не вспомнят, для кого играют хоккеисты и существует сам хоккей.

ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ В РОССИИ

- Принимая сборную, вы работали в клубе. Сейчас, по сути, являетесь освобожденным главным тренером национальной команды. Как полагаете, для пользы дела это лучше?

- Думаю, нет. У меня и в контракте с ФХР оговорена работа в клубе. Так что, если появится соответствующее предложение, готов его рассмотреть. Главное, чтобы оно было интересным. В первую очередь - в плане перспективы и потенциала команды.

- Неужели за прошедшие семь месяцев на вас не выходил ни один клуб?

- Ну почему же, выходили. В частности, "Амур" (еще до прихода туда Варнакова) и "Химик". Однако пока, как видите, я остаюсь свободным. Кстати, после чемпионата мира в Германии у меня было предложение от одного из зарубежных клубов. Отказался сразу. Потому что, как уже говорил, считаю, что главный тренер нашей национальной сборной если и должен работать в клубе, то только в российском.

Отдел хоккея "СЭ"

P.S. В завершение разговора Михайлов подчеркнул: независимо от того, как разрешится ситуация с главным тренером олимпийской сборной, он желает нашей команде завоевать в Солт-Лейк-Сити золотые медали.