Газета Спорт-Экспресс № 188 (2681) от 18 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
52-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Тринадцатый этап - "ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ" |
СТРАСТИ НА ХУНГАРОРИНГЕ
Лина ХОЛИНА |
из Будапешта |
Трехнедельной давности "Гран-при Германии" оказался для дуэли между Михаэлем Шумахером и Дэвидом Култхардом абсолютно патовым. Ни один, ни другой не добрались до финиша. В итоге два первых места в борьбе за титул по-прежнему разделяет пропасть - 37 очков.
В итоге сложилась ситуация, при которой премьер "Феррари" может быть коронован уже на Хунгароринге. Михаэлю надо всего-то финишировать в трех очках впереди Дэвида - и его преимущество вырастет до 40 очков. А это - максимум, который можно набрать за следующие четыре гонки. Но даже если каким-то невероятным образом пилоту "Макларена" это удастся и он сравняется с Шумахером по количеству очков и побед в сезоне, Михаэль все равно - чемпион. Благодаря количеству финишей на втором месте.
Выходит, нынешний "Гран-при Венгрии" по уровню накала страстей может оказаться чуть ли не самым интригующим в сезоне.
Кстати, Хунгароринг довольно часто обеспечивал болельщикам дополнительные дозы адреналина. Вот какие страсти кипели в Венгрии в прежние годы.
1986. В дебютном "Гран-при Венгрии" феерическую схватку подарили публике два бразильца, чемпион мира Нельсон Пике на "Уильямсе" и Айртон Сенна на "Лотусе". Поул выиграл Сенна, рядом с ним на первой линии был Пике, однако старт - с 4-го места на поле - неожиданно выиграл второй пилот "Уильямса" Найджел Мэнселл. На 11-м круге Пике сумел-таки обойти напарника, но на первом же своем пит-стопе снова лидерство упустил: ценой нескольких быстрых кругов и стремительного пит-стопа соотечественника обошел Сенна. Пике не сдавался и атаковал, но Сенна ожесточенно защищался и в один момент заставил своего соперника потерять контроль над машиной. В итоге более опытный Пике опередил-таки Сенну. О напряженности этой схватки и о том, на каких скоростях она проходила, можно судить по тому, что бразильцы обошли всех остальных гонщиков на круг - включая финишировавшего третьим Найджела Мэнселла, на тот момент лидера чемпионата.
1989. Это была одна из самых знаменитых гонок Мэнселла. "Британский лев" квалифицировал свою "Феррари" лишь на 12-м месте и по общему мнению никак не мог претендовать на хороший финиш - Хунгароринг не та трасса, где много возможностей для обгона. Считается, что здесь, как и в Монако, победителем почти автоматически становится обладатель поула. В таком случае выиграть должен был Риккардо Патрезе. Но гонка в очередной раз доказала, что в "Формуле-1" вопрос о победителе открыт до самого финиша. На 54-м круге из-за поломки "Уильямса" Патрезе сошел - и лидерство перешло к Сенне. Причем к тому моменту, когда Сенна вышел на первое место, Мэнселл (!) был уже вторым! Лидером англичанин стал благодаря помощи кругового "Оникса" Стефана Йоханссона, который заблокировал бразильца. Правда, сделано это было невероятным образом - "Уильямс" Мэнселла обходил "Макларен" Сенны прямо по траве!
1992. Эта гонка не была выдающейся, однако она безусловно стоит в особом ряду - именно на Хунгароринге Найджел Мэнселл завоевал чемпионский титул. Для того, чтобы гарантировать себе титул, британцу необходимо было финишировать не ниже второго места. Однако, пройдя квалификацию не лучшим образом, на решающей стадии гонки Мэнселл шел лишь третьим - позади Сенны и Герхарда Бергера на "Макларенах". Вот что вспоминает чемпион: "Когда я шел третьим, запрашивал по радио команду, достаточно ли полученных очков для общей победы. Мне ответили, что нет, что надо выходить на второе место. В итоге - не помню, как - я обошел Бергера. Когда стоял на второй ступеньке подиума в роли чемпиона мира, а рядом - на первой - был Сенна, он сказал мне такие слова: "Прекрасно сделано, Найдж! Молодец. Теперь-то ты знаешь, что это такое - стать чемпионом, и, надеюсь, понимаешь, почему я, как сумасшедший, вновь и вновь стремлюсь заполучить титул!" Этот момент и эти слова я запомнил на всю жизнь".
1997. Описать эту гонку словами просто невозможно. Какой эпитет ни выберешь - он бледнеет по сравнению с теми ощущениями, которые испытали очевидцы (в том числе и автор этих строк). Это был триумф опыта и мастерства пилота над чисто механическим и техническим фактором. Если помните, большую часть "Гран-при" лидировал чемпион мира Дэмон Хилл. Причем лидировал на "Эрроузе", машине, которая за 20 лет участия в "Гран-при" ни разу гонок не выигрывала! Но в Венгрии казалось, что Хилл вновь, как и за год до этого, за рулем победной машины. Дэмон потряс всех еще на квалификации, финишировав третьим, а на 11-м круге "Гран-при" уверенным маневром обошел "Феррари" Михаэля Шумахера и оказался лидером! Увы, но "Формула-1" обошлась с англичанином жестоко: за два круга до финиша "Эрроуз" начал терять чуть ли не по 20 секунд на круге - и Хилла догнал и обошел бывший партнер по "Уильямсу" Жак Вильнев.
1998. "Макларен" был непобедим: великолепная машина, мощный мотор, Мика Хаккинен на пике формы. Но для того, чтобы продолжить борьбу в чемпионате, "Феррари" надо было побеждать. И итальянская команда разработала очень рискованную тактику. Команда выпустила Шумахера на трассу на самом твердом компаунде "Гудьира", дававшем большую скорость, но гораздо быстрее изнашивающемся. Это предполагало дополнительный, по сравнению с конкурентами, заезд в боксы. И эта тактика сработала! Шумахер стартовал вторым и после первого пит-стопа сохранил свою позицию, а уже после второго, благодаря четкой работе команды, вышел вперед. Теперь необходимо было оторваться от соперников, ведь немца ждал еще один заезд в боксы. Более легкая машина и выдающееся мастерство гонщика позволили премьеру "Феррари" добыть необходимые для этого секунды. Это была истинная победа стратегии!
Мы пока не знаем, как сложится "Гран-при Венгрии"-2001. Наверняка каждый рисует его себе по-разному. Кто-то желает победы Михаэлю Шумахеру, кто-то хочет растянуть удовольствие и отложить решение вопроса о чемпионе-2001 на последние "Гран-при" сезона. Единственное, на чем сходятся абсолютно все: "Гран-при" просто обязан быть увлекательным, а не наполненным массовыми сходами лидеров, подобно недавней гонке в Хоккенхайме.
ИДЕТ БОРЬБА ЗА ВИЦЕ-ЧЕМПИОНСТВО
Прикидывая шансы Шумахера мы как-то подзабыли, что именно сейчас до крайности обострилась схватка за вице-чемпионство. Победа в Хоккенхайме помогла Ральфу Шумахеру сократить отставание от занимающего сейчас вторую строку общего зачета Дэвида Култхарда до 6 очков. Отыграть их можно не за пять, а всего за одну гонку. И младший Шумахер собирается приступить к решению этой задачи уже сегодня.
Пилот "Уильямса" прибыл в Будапешт отдохнувшим - Ральф решил вознаградить себя за триумф на родине каникулами в Андалусии. При этом Шумахер-младший и его невеста Кора Бринкман настолько заскучали по своей собаке, оставленной дома, что даже послали за ней самолет. Очень мило. Но и накладно - говорят, что причуда обошлась чете примерно в 20 тысяч фунтов стерлингов. Ничего не поделаешь - зато после этого Ральф наконец-то мог почувствовать себя комфортно.
- Хоккенхайм и Хунгароринг - совершенно разные автодромы, - говорит Шумахер-младший. - Хоккенхайм - просторный и скоростной, там можно реализовать весь потенциал БМВ. Венгерский же, напротив, маленький, очень медленный и предъявляющий массу требований к гонщику - один поворот за другим и ни секунды покоя. К тому же здесь, как правило, очень жарко. В итоге в Венгрии как правило бывают психологически очень трудные гонки, в которых решающим фактором становится качество шасси. Правда, обещанная жара внушает некоторый оптимизм: "Мишлен" любит нагретый асфальт. Что же до шасси, то в Венгрии необходимо обеспечить максимум прижимной силы, а пока мы эту проблему не разрешили. А вот "Феррари", как я слышал, сделала специально для Хунгароринга новый комплект аэродинамической навески.
- У вас есть шанс финишировать вторым в чемпионате. Ожидали ли вы такого на старте сезона?
- Разумеется, нет. Думаю, если бы я произнес подобное, меня назвали бы оптимистичным идиотом! Но сейчас дела действительно выглядят вовсе не плохо. Однако загадывать ничего не хочу. Поживем - увидим.
СВОБОДНЫЕ ТРЕНИРОВКИ: ШУМАХЕР ВПЕРЕДИ!
Первые свободные тренировки вчера на Хунгароринге завершились при полном преимуществе Михаэля Шумахера, который был лучшим и после первого, и после второго часа езды. Его результат - 1,16,651 - почти на секунду быстрее времени его же прошлогоднего поула и на полсекунды быстрее результата, с которым Мика Хаккинен выиграл квалификацию в 1998 году. Вторым, подкрепляя уверенность Скудерии в том, что в воскресенье она получит не только чемпионский титул, но и Кубок конструкторов (для чего нужен дубль), вчера был Рубенс Баррикелло - 1.16,734.
Последним пилотом, сумевшим разменять 1.17, стал двукратный чемпион мира Мика Хаккинен из "Макларена" - 1.16,789. Его напарнику, Дэвиду Култхарду, не повезло - в самом конце первого часа он угодил в аварию (заезды были остановлены красными флагами), сильно повредил машину и, участвуя во втором часе чисто номинально, результата (1.18,182) улучшить не смог. В итоге - 10-е место.
Вообще вылетов вчера было предостаточно. Особенно усердствовал Хуан Пабло Монтойя, изучавший непростой характер венгерской трассы, скажем так, прикладным методом. В итоге - 13-е время (1.18,524). Автором же сюрприза местного значения стал Жан Алези, на последних минутах сумевший поднять свой "Джордан" на 6-ю строку (1.17,862). Впереди него финишировали Ральф Шумахер (1.17,308) и Эдди Ирвин (1.17,409). Заместителю Алези в "Просте" Хайнцу-Харальду Френтцену никого удивить не удалось - 1.18,724 и 14-е место.
13-й этап. "Гран-при Венгрии" |
19 августа. Будапешт. Автодром Хунгароринг. |
Рекорд круга-2000 в квалификации: 1.17,514 (средняя скорость 184,611 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари").
Рекорд круга-2000 в гонке: 1.20,028 (средняя скорость 178,812 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес").
Победитель-2000: 1:45.33,869 (средняя скорость 173,964 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес").