Газета Спорт-Экспресс № 178 (2671) от 7 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

7 августа 2001

7 августа 2001 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Морис ГРИН: "БЕГУНЫ ЖИВУТ ЛИШЬ НА ДОРОЖКЕ"

Сергей РОДИЧЕНКО

из Эдмонтона

С точки зрения наблюдателя, ожидание мирового рекорда, может быть, даже более сладостное чувство, чем то, которое испытываешь, когда видишь на табло заветные цифры. Особенно это относится к тем видам, где рекорды не поставлены на поток, где между одним и другим достижением проходят годы. Критическая масса накапливается, и в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что взрыва можно ждать на каждом новом турнире. А если тут еще подходит время чемпионата мира, то ожидание становится и вовсе нестерпимым.

Даже великие легкоатлеты редко отваживаются предсказывать свои мировые рекорды. Но коль скоро такое происходит, то уж действительно надо начинать ждать.

Ситуация в мужском беге на 100 м перед Эдмонтоном была именно такой. Хотя - нет, не совсем. Дело в том, что о своих претензиях на рекорд мира на этот раз заявили сразу двое - нынешний рекордсмен Морис Грин и Тим Монтгомери.

РЕКОРДСМЕН

На нынешнем первенстве двукратного чемпиона мира Мориса Грина не узнать. Грустный он какой-то. Ни тебе обычных ужимок, переходящих в кривляние, ни даже широкой улыбки...

Его можно понять. Мечтой Грина было приехать в Эдмонтон абсолютно здоровым и повторить свой триумф Севильи-99, где он завоевал три золотые медали. Это еще на шаг приблизило бы Грина к его цели - стать самым великим спринтером в истории.

Но у американца болят связки. Боль то приходит, то уходит, и Грина это страшно беспокоит. "Боль - это мой главный соперник", - говорил он накануне чемпионата.

И, думается, все же кривил душой. Сегодня соперник у него, наконец, появился. Но вот как отреагировал Грин на результат Тима Монтгомери в Осло - 9,84: "Я смотрел этот забег по телевизору и понял, в чем причина высокого результата. Идеальная погода и предельный попутный ветер - вот и все. Если бы не было ветра, Монтгомери показал бы обычные 9,95 - 9,96".

Что ж, психологическая обработка соперника, принятая в боксе, встречается и в легкой атлетике. Но, как я уже сказал, радости, а может, и уверенности она Грину не прибавляла.

Потому что Монтгомери действительно силен.

ПРЕТЕНДЕНТ

26-летний Тим Монтгомери подбирался к элите довольно долго. Еще в 19-летнем возрасте он показал 9,96, и этот результат мог стать юниорским рекордом мира. Но надо же такому случиться - судьи определили, что дорожка была на 4 сантиметра короче, чем нужно!

Может, из-за этого случая дальнейшая карьера Монтгомери не слишком задалась. На Олимпиаде в Атланте он был участником предварительных забегов в эстафете. На чемпионате мира-97 остался в тени Грина, хотя и показал 9,94, заняв третье место. На следующем чемпионате был шестым. Наконец, в Сиднее стал олимпийским чемпионом в эстафете. Правда, в финале опять не бежал...

В общем, карьера среднего американского спринтера, железного запасного. Но так продолжалось до пятницы, 13 июля этого года. Суперрезультат, показанный в Осло (третий в истории!), поставил Монтгомери почти в один ряд с нынешними великими спринтерами. А такой на самом деле всего один - Морис Грин.

Как утверждает Тим, он изменился в один день. "Мне кажется, что даже мое сердце начало биться по-другому, - говорит Монтгомери, - Теперь я настолько уверен в себе, что просто не представляю, кто может меня опередить. Тем более что тренировки показывают: я вполне готов к результату 9,75".

Интересно, что в преддверии чемпионата Грин говорил точно о таких секундах. Только в своем исполнении.

ПОЛУФИНАЛЫ

В легкой атлетике мировые рекорды в полуфиналах не бьют. Но после тех блистательных секунд, которые были показаны в четвертьфиналах, можно было ожидать чего угодно. Тем не менее в полуфиналах чудес не было, никто не "выбежал" из 10 секунд. И все равно эти забеги войдут в историю. Поскольку один из них стал последним для Донована Бэйли.

Великий канадец (а на мой взгляд, любой рекордсмен мира на стометровке имеет право на это звание) пробиться в финал не смог. Но все-таки совершил крут почета с канадским флагом под овацию трибун. Кстати, когда Грина спросили, хотел бы он завершить карьеру, как Бэйли - у себя на родине, американец ответил, что это было бы счастьем. "Правда, - заметил он с немного грустной улыбкой, - для бегуна любой стадион, в сущности, - родина. Ведь по-настоящему мы живем только на дорожке".

Вообще эти полуфиналы стали для канадцев вдвойне горькими. Получил травму и не смог закончить дистанцию Бруни Сурин - другой участник великой спринтерской сборной Канады, которая добилась практически невозможного, сделав в свое время американцев статистами.

Закат этой команды начался на чемпионате мира в Афинах, когда Бэйли неожиданно уступил Грину. Наступила новая эпоха.

ФИНАЛ

Я бывал на многих чемпионатах мира и Олимпийских играх, но ни разу не видел свободных мест на стадионе во время финала мужской стометровки. Даже в тех странах, где приличных спринтеров никогда не было. Канадцы же заполнили трибуны от силы на две трети. Да-да, те самые канадцы, которые ставят Донована Бэйли в один ряд с Уэйном Гретцки, называя обоих символами страны!

Ну это их проблемы. Те, кто не пришел на стадион, не увидели вживую, возможно, самый потрясающий спринтерский спектакль со времен Олимпиады в Атланте - с дисквалификацией Линфорда Кристи и мировым рекордом того же Бэйли. Спектакль, в котором было все, кроме одного - заветных цифр на табло.

Перед финалом стих ветер. Который накануне так и не смогли замерить. Провозившись всю ночь с зачудившим ветромером, судьи утром вынуждены были выпустить пресс-релиз, в котором говорилось, что результаты четвертьфиналов официальными считать нельзя и рассматривать их можно только с пометкой "данные о ветре отсутствуют".

Три фальстарта в финале - такое бывает крайне редко. И один из них, не исключено, стал решающим. Третий - Тима Монтгомери. После финиша он скажет, что в этот вечер у него было для победы все, кроме хорошего старта, поскольку над ним висела угроза дисквалификации. Вообще даже трудно себе представить, что будет, когда вступит в силу новое правило ИААФ, по которому спортсмена будут снимать уже после первого фальстарта. В таком варианте в Эдмонтоне до финиша добрались бы лишь пять человек.

15 МЕТРОВ

Да, мировой рекорд не состоялся. Но о том, КАК он не состоялся, вспоминать будут еще долго. Точнее, о последних метрах этого финала.

Старт Грину удался: время его реакции - 0,132 против 0,156 у Монтгомери. И примерно до 85-го метра дистанции проблем у рекордсмена мира не было никаких - он лидировал с довольно большим запасом. Но вдруг что-то случилось - скорость Грина резко упала, и Монтгомери стал стремительно к нему приближаться. Даже в клетках еще не было ясно, в чем дело, хотя лицо Грина исказила гримаса боли. На предпоследнем шаге левая нога Мориса едва не подломилась - это было видно очень отчетливо!

Грин пролетел финиш почти по инерции, но все же заметно впереди Монтгомери. И сразу же страшно захромал. Но время, время! Рекордсмен мира показал 9,82 (ветер + 0,2 м/сек) - третий результат в истории. Финишируя почти на одной ноге!

Тим Монтгомери был страшно разочарован. Все его наполеоновские планы пошли прахом. Показав выдающийся результат - 9,85, он не просто проиграл, а проиграл полухромому сопернику! От такого удара можно и не оправиться. Но держался Тим молодцом и обещал уже в ближайшее время взять реванш.

МОГЛО БЫТЬ 9,77

Так что же случилось на последних метрах финала?

- Метров за 15 до финиша я почувствовал боль в левой ноге, - рассказывал Грин через час после забега. - Если точно - в злосчастных связках под коленом. Но у меня и мысли не мелькнуло бросить бежать. Остановиться в финале чемпионата мира - это невозможно, какая бы боль ни была. Ведь там, после финиша, после победы эта боль уже кажется чуть ли не сладкой.

- Вы видели, что Монтгомери на финише начал доставать вас?

- Естественно, я чувствовал его приближение, но меня это совершенно не волновало.

- Можете предположить, каким бы был ваш результат, не случись травмы?

- 9,62! Шучу, шучу... А если серьезно, то думаю, что где-то 9,77.

- Вы в третий раз выиграли стометровку на чемпионате мира и повторили рекорд Карла Льюиса.

- Мне, конечно, приятно, что меня сравнивают с Льюисом, но я хочу добиться большего и отобрать у него титул лучшего спринтера в истории.

- Будете ли вы выступать на 200 м?

- Точно - нет.

- А в эстафете?

- Смотря как буду себя чувствовать. Не хочу помешать ребятам выиграть золото.

- А о завершении карьеры не подумываете?

- Нет, мне еще много надо сделать на дорожке.

5 августа. Мужчины. 100 м. 1. Морис Грин - 9,82 (ветер + 0,2 м/с). 2. Тим Монтгомери - 9,85. 3. Бернард Уильямс (все - США) - 9,94. 4. Ато Болдон (Тринидад и Тобаго) - 9,98. 5. Дуэйн Чамберс (Великобритания) - 9,99. 6. Ким Коллинз (Сент-Китс) - 10,07. 7. Кристиан Малькольм (Великобритания) - 10,11. 8. Абдул Азиз Закари (Гана) - 10,24.

100метров: САМЫЕ БЫСТРЫЕ

9,79

Морис ГРИН США

16.06.1999

Афины

9,80

Морис ГРИН США

22.08.1999

Севилья

9,82

Морис ГРИН США

5.08.2001

Эдмонтон

9,84

Донован БЭЙЛИ Канада

27.07.1996

Атланта

9,84

Бруни СУРИН Канада

22.08.1999

Севилья

9,84

Тим МОНТГОМЕРИ США

13.07.2001

Осло

9,85

Лерой БАРРЕЛЛ США

6.07.1994

Лозанна

9,85

Морис ГРИН США

7.06.1999

Рим

9,85

Тим МОНТГОМЕРИ США

5.08.2001

Эдмонтон