Газета Спорт-Экспресс № 169 (2662) от 27 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

27 июля 2001

27 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА

ХОТИМ ТИХОНОВА

Замеченное всеми в последнее время активное присутствие Михаила Гершковича на матчах типа "Торпедо-ЗИЛ" - "Сокол" можно, конечно, объяснять тем, что основному селекционеру российской сборной пока еще нечего смотреть в Испании, Франции и Голландии. Но, уверен, дело здесь не только в европейских футбольных каникулах или возвращении домой ряда игроков, интересующих наш тренерский штаб.

Необычная интрига десятого чемпионата России и, в частности, пошатнувшиеся позиции всегдашних лидеров заставляют по-другому взглянуть на целую группу футболистов, которые вместе со своими клубами вот уже в течение нескольких месяцев дают бой грандам.

Когда национальная команда в большой степени состоит из людей, играющих за рубежом, старинное название для ее другого варианта - "сборная клубов" - обретает конкретный смысл. Согласитесь, в прежние времена оно было в общем-то лишено логики. Сейчас - другое дело. Сборная клубов России - это сборная без легионеров. Так вот ее готовый, почти полный вариант можно найти в номере "СЭ" от 25 июля. Возьмите опубликованный в среду список 11 лучших с начала чемпионата по оценкам газеты и, естественно, исключив из него иностранцев Касымова, Обиору и Тчуйсе, получите следующее: центральный защитник - Бушманов, пятерка полузащитников - Тихонов, Каряка, Семшов, Есипов и Титов, нападающие - Гогниев и Кечинов. Добавим сюда бессменного на сегодня Нигматуллина, двух крайних защитников (скажем, Цветкова и Нижегородова - по тем же оценкам), и вот вам "сборная клубов России-2001".

Заманчиво? Хотя, конечно, трудно себе представить, что команда в таком составе может выйти на поле даже в товарищеском матче с греками 15 августа, не говоря уже о важнейшей игре против словенцев 1 сентября. Но при удачном исходе встречи в Любляне мы ведь сможем использовать для эксперимента две последующие - 5 сентября на Фарерах и 6 октября в Москве со швейцарцами. И это был бы тот самый эксперимент, о необходимости которого все больше и больше говорят болельщики.

Не секрет, что фраза: "С нынешним составом нам нечего делать в Японии и Корее" - стала в последнее время лейтмотивом бесед о сборной. Звучит это жестко и во многом несправедливо по отношению к тем, кто, не жалея сил, и, между прочим, не без успеха бьется за путевку на чемпионат мира. Но жизнь есть жизнь.

И уже совсем скоро Олегу Романцеву предстоит нелегкий выбор. Не исключаю, что в какой-то момент придется резать по живому. В такой работе не может быть личных симпатий. Но - что, наверное, еще важнее - не должно быть и заведомой антипатии. Пока еще есть время, лучшие должны, как минимум, получить шанс.

Особенно если человек подтверждает свой высокий профессионализм, в кратчайший срок вливаясь в команду на относительно новой позиции, и не только не портит картину, но и становится лидером. А что может быть важнее этого качества для сборной?

Речь, как вы понимаете, идет об Андрее Тихонове, ко всему прочему еще и попавшем в обнародованную вчера "сборную жары", то есть символическую команду футболистов, лучше других проявивших себя в недавних матчах под палящим солнцем. С одной стороны, рейтинг почти на уровне шутки, а с другой - несомненное свидетельство хорошей физической формы занявших в нем первые позиции.

А вы не обратили внимания на то, что поведение Андрея в сложной для него жизненной ситуации и та игра, которую демонстрирует новоиспеченный полузащитник самарских "Крыльев", вывели его, некогда обласканного славой баловня судьбы, на новый уровень восприятия коллегами, прессой, тренерами?

"Необходим такой футболист, как Тихонов. Настоящий лидер по духу и по игре", - говорит на послематчевой пресс-конференции в Раменском тренер "Зенита" Юрий Морозов, подчеркивая бессмысленность приглашения в команду случайных игроков.

Или вот беседа корреспондента футбольной программы ОРТ с президентом "Ротора" Владимиром Горюновым, горячо отстаивающим свою идею строительства команды только на собственных кадрах. Но даже для него есть одно исключение: "Конечно, Тихонова я бы взял".

...Признаюсь, не совсем четко понимаю, что такое ставшее в последнее время популярным словосочетание "народная команда". А вот "народный любимец" - здесь все предельно ясно. Пусть я буду обвинен в субъективизме, но на моей памяти таких у нас по-настоящему было двое - Эдуард Стрельцов и Федор Черенков. И - вот парадокс - оба (по разным причинам) пропустили крупнейшие турниры, может быть, лишив отечественную сборную как раз того победного импульса, в котором она нуждалась. Безжалостно брошенный обратно в огонь после медных труб и с честью выдержавший испытание судьбы Андрей Тихонов, на мой взгляд, встает в этот ряд третьим. Вот только хотелось бы, чтобы у его истории со сборной была другая концовка.

Берегите себя.