Газета Спорт-Экспресс № 168 (2661) от 26 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
ЗНОЙ, ОН И ДЛЯ ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗНОЙ
Как показал интернет-опрос читателей "СЭ", более 11 процентов респондентов считают, что африканцам в жаркую погоду играть в футбол легче, чем кому бы то ни было. Жерри-Кристиан Тчуйсе в экспресс-интервью после матча "Спартака" с "Ротором" с этим категорически не согласился. Более того, он утверждал, что в его родном Камеруне дышится легче, чем в Волгограде.
Тчуйсе, конечно, виднее - я в Камеруне мяч не гонял, а воспоминания о Дуале, откуда Тчуйсе родом и где мне доводилось бывать только проездом, недостаточно полные, чтобы делать выводы. Энциклопедия свидетельствует, что среднемесячная температура на юге этой страны, большая часть которой расположена на плоскогорье, составляет 22 градуса. Естественно, тепла. Согласитесь, что это отнюдь не сумасшедший показатель. Другое дело - влажность и духота. В Бенине, западно-африканском государстве, где я проработал пять лет, температура редко поднималась выше 30, но рубашку после поездки по городу можно было выжимать, да и сохло белье на веревке крайне неохотно.
Вообще представление об Африке как о некоем едином целом, где живут под палящим солнцем темнокожие люди и растут бананы, примитивно. Это все равно, что считать, что в России всегда и везде жуткий мороз. Когда во Франции, куда я был командирован "СЭ", наступали холода, коллеги-журналисты считали своим долгом сказать то ли в шутку, то ли всерьез, что уж мне-то, русскому, они наверняка нипочем.
В Африке полсотни стран с различным климатом. Столица Того - Ломе, например, продувается ветрами лучше, чем крупнейший бенинский город Котону, хотя между ними лишь 120 километров, а еще западнее в главном ганском городе Аккре зной переносился легче, чем в Ломе. Это запомнилось хорошо, потому что в середине 80-х электроэнергию в Аккре давали через сутки и, соответственно, не работали кондиционеры. В высокогорном Лесото хорошо знают, что такое снег, и там производят шерсть ангору и дубленки. В Намибии, где я провел пять с половиной лет, в июне-июле, когда в южном полушарии стоит зима, вся семья спала с обогревателями под ватными одеялами, а однажды рано утром автомобиль пришлось обливать горячей водой из чайника, потому что он весь заиндевел. Зато на Новый год намибийское солнце печет нещадно. Но даже тогда мало кто купается в Атлантическом океане - холодное течение не благоприятствует водным процедурам. В ЮАР климат и вовсе частично субтропический, и зимой впору носить пальто. Во время Кубка Африки-96 дневные матчи проходили в жару, но то был январь - разгар лета.
На Африканском континенте футбольные встречи часто назначают на светлое время суток, однако это связано не с мазохистской любовью к солнечным ваннам, а с экономией электроэнергии или вовсе отсутствием на стадионах освещения. Конечно, тот, кто более привычен к жаре, получает определенное преимущество, но, как мне кажется, за счет акклиматизации. В первый год жизни в Бенине мы с женой похудели на десять килограммов каждый (Лариса Долина отдыхает!), так что московские соседи ахали: "Бедняги, там кушать, наверное, нечего!" В последующем же наступила стабильность - организм привык. И, напротив, помню сообщение прессы о том, как при необычайно низкой ночной температуре 15 градусов в Того имели место смертные случаи среди бомжей - скончались от переохлаждения.
Люди негроидной расы тоже тяжело переносят зной. Разве что от ожогов на коже не страдают. Работавший в Мозамбике и ЮАР российский тренер Виктор Бондаренко считает, что его выдвиженец Джейкоб Лекхето играл бы за "Локомотив" сильнее, если бы не плавный переход из одного чемпионата в другой, а также не частые смены часовых и географических поясов в связи с отлучками в национальную сборную.
Помню, лет 15 назад приехала в одну африканскую страну команда из первой советской лиги. И перебегала аборигенов на пекле, хотя накануне многие из гостей, уже не мальчики, на моих глазах изрядно отведали пшеничного вина с захваченным с родины салом. Несомненно, такое насилие над собой вредно, и все же я, наблюдая за матчем с головной болью, не мог скрыть восхищения: гвозди бы делать из этих людей! Так что, на мой взгляд, суть проблемы в функциональной готовности и природном здоровье, а не генетически заложенной жаростойкости.
Александр ПРОСВЕТОВ